Он один стоил тысячи

Общество, 08:30, 8 мая 2016

Каким был Герой СССР Онискевич, именем которого в Чите названа улица

Передо мною окрашенные временем в охру фронтовые письма Героя СССР Григория Демьяновича Онискевича. Письма-треугольники домой в родное Забайкалье, которые, укрыв от сторонних глаз тревогу, ждала мама летчика Анастасия Николаевна. До наших дней их сохранилось всего восемь. Более семи десятилетий с гордостью и трепетом родственники хранят их. Бумага с усохшими на ее поверхности и хрупкими от времени чернилами впитала «на века» в себя душевное тепло летчика-забайкальца и вместе с ним волнения за дом, за Родину.

Мама, я буду только летчиком!

Полосы газет с материалами, фотографии, бобины с записью голоса Григория Онискевича потомки виртуоза воздушных боев передают из поколения в поколение. События из его жизни старшие рассказывают младшим. Вот так же и внучатая племянница героя Любовь Лукиянова узнала о знаменитом родственнике в детстве от своей мамы, для которой он был дядей.

- Своих детей у него и его супруги Нины Федоровны не было. Все письма, газеты много лет хранила сестра Григория Надежда Демьяновна, после смерти которой, преемницей семейного архива стала ее дочь Тамара. Она же моя мама, - рассказывает Любовь.

Родился Григорий 16 февраля 1918 года в Чите в многодетной семье польских переселенцев. Судьба не дала Грише встретиться с отцом - глава семейства Онискевич умер от воспаления легких до рождения сына. Мама будущего летчика Анастасия Николаевна осталась одна с шестью детьми на руках.

- Четыре девочки и два мальчика. Жили бедно. Их мама работала уборщицей. После седьмого класса Григорий забросил обучение в простой школе, так как семье нужна была помощь, и пошел учиться на столяра в школу фабрично-заводского ученичества. Его отец тоже был столяром. Закончив ее, устроился работать на Читинский паровозовагоноремонтный завод по этой же специальности.

Любое дело с долотом и рубанком в руках спорилось у юного Онискевича, только мечта о небе, полетах, уединившаяся когда-то в детской душе, не давала ему покоя. Увидев под облаками самолет, Гриша кричал: «Мама, я буду только летчиком!» Наверное, небо само выбирает себе верных подданных, кинув однажды им знак с высоты.

Вечерами, свободными от работы и домашних дел, будущий летчик-истребитель пропадал в местном аэроклубе. В 1938 году в Чите формируется 30-я школа пилотов-истребителей, местом базирования которой был определен аэродром Чита-I, ныне известный обывателю как «Черемушки». В число курсантов первого набора вошел и 20-летний Григорий. В 39-м году школа была переведена в Батайск. В 1940 году наш земляк стал выпускником уже Батайской военной школы летчиков.

«Переехали в лагеря для летной работы, а это обычно в летных частях в летний период. Летаю пока хорошо, а тем более здесь в лагерях, правда достается немного, как встанем часа в 4 утра, так и до вечера производятся полеты… После лагерей должны дать мне отпуск, примерно к маю месяцу. Приеду обязательно к вам погостить, если это удастся», - писал из Баку с летных сборов теперь уже летчик-истребитель младший лейтенант Онискевич.

Однако встретиться с родными не удалось. В Баку Григория застала война - так судьба внесла в его жизнь свои коррективы.

Он один стоил тысячи

На фюзеляже крест могильный

С 41-го года летопись жизни молодого летчика одного за другим стала записывать в свои хроники сбитые им самолеты неприятеля. Вылет за вылетом Григорий Онискевич присваивал крылатым иностранцам кресты только уже не трофейные, а последние «могильные».

На снимке карточки боевой работы на фронте застыл «на века» полный отчет о времени, проведенном в том неспокойном небе. В отрыве от земли час за часом постигал искусство воздушного боя Григорий.


24 самолета противника, сбитых мастером летного дела в одиночном бою, «подарили» фюзеляжу его крылатого «напарника» столько же звезд цвета спелой калины.


Если неприятель за каждый сбитый советский самолет рисовал на своей машине крест, то наши бойцы за немецкого стервятника, уничтоженного в бою «лично», наносили на русскую «ласточку» красную звезду, если враг был повержен в групповой схватке, тогда сие почетное место занимала голубая звездочка. Пять лет войны и 496 боевых вылета.

Боевое задание боевому заданию рознь - сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, патрулирование, штурмовка, прикрытие своих войск, разведка, «свободная охота», только основная задача у всех была одна: не дать врагу занять родные земли.

В июле 1944 года Григорий Онискевич за мужество и доблесть, проявленные в боях, был представлен к высшей правительственной награде – присвоению звания «Герой Советского Союза». Чтобы представить каким летчиком он был, достаточно заглянуть в один из наградных листов.

Так в военном документе по этому случаю от 12 апреля 1944 года черным по-белому написано: «…За время пребывания в полку т.Онискевич проявил себя одним из самых храбрых и отважных летчиков. Будучи в составе Черноморской группы войск, он с аэродрома Адлер водил группу самолетов через Кавказский хребет для нанесения ударов по врагу в районах Майкоп, Белореченская, Краснодар и постоянно отлично выполнял все боевые задания Командования, зачастую в исключительно сложных метеоусловиях, без единой потери ориентировки…». Или: «…Неоднократно водил на боевое задание группы летчиков в составе эскадрильи. Отлично владеет радиосвязью. Всегда грамотно и тактически правильно руководит воздушным боем при встрече с противником…»

Сам же Герой Советского Союза писал родным о награде в письмах без хвастовства со свойственной ему скромностью. «…Мамаша, получил известие и поздравления о присвоении мне звания «Героя советского союза» с вручением ордена «Ленина» и медали «золотая звезда». На днях должны вручить. Указ о присвоении уже есть в газетах от 1-го VII-44 года. Так что мою работу страна оценила, и заверяю, мамаша, что я эту награду ознаменую еще большей борьбой с ненавистным врагом…»

Истинную цену тех орденов и медалей знают лишь те, на чью долю выпала Великая Отечественная война. О сложности работы на высоте и о схватке с врагом в воздухе знают только летчики-борцы, кому не раз приходилось «договариваться» с тяжелой машиной на сложных маневрах и при повреждениях получалось «уговорить» ее дотянуть до взлетной полосы своего аэродрома.

Мирное небо

Пройдя Румынию, Югославию, Болгарию, войну летчик-забайкалец закончил в Австрии. После нее переехал на постоянное место жительства в Воронеж на малую родину своей жены, с которой его обручила война. Нина Федоровна в военные годы была в авиационной дивизии, где проходил службу Григорий, укладчицей парашютов. Вдали от Забайкалья продолжил службу в рядах ВВС. Всего летчику-герою подполковнику Онискевичу покорился 21 тип военных самолетов, среди которых реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-15УТИ.

В 1955 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-Воздушной академии, а через год был зачислен в запас. Умер в 1968 году в одном из санаториев Риги, куда приехал на встречу с однополчанами.

Он один стоил тысячи

Ах, сколько ж их воспоминаний

Откуда среди стоп фотографий, писем и газет появились бобины с голосами старшего поколения семьи Онискевичей, Любовь Лукиянова не знает. Запись послевоенных лет - на ней мама героя Анастасия Николаевна рассказывает о сыне: «Он всегда уважал меня как маму, помогал мне всегда. Забайкалье любил. Отчаянный был. Обнимет меня, поцелует: «Ах, мама, дорогая мама, я ничего не боюсь!». На другой магнитная лента сохранила для нас голос самого Григория Онискевича – воспоминания об одном из воздушных боев

«…Бой, где я сбил двух ассов, один из которых имел шестьдесят четыре сбитых советских самолета за весь период боевых действий. Нас послали на патрулирование, а там летал самолет У-2. А немцы их всегда сбивали. Мне пришлось один самолет сбить, затем и второй тоже сбил. У него было два креста железных, потому что он считался немецких асом, а третий ему дал сам я. Тогда мы заняли территорию Краснодара…»

Однополчанам, родным, друзьям наш летчик-герой запомнился честным, скромным, смелым, справедливым.

- Как рассказывала мне мама, Григорий был добрым и отзывчивым. Уже после, в газете, я прочитала воспоминания его сослуживца, который помнил своего командира требовательным и, в тоже время, чутким по отношению к подчиненным. Если механик не успевал поесть, готовя самолет к вылету, еду на аэродром ему приносил сам Онискевич. Небо любил, самолеты любил, - говорит Любовь Лукиянова. - И до последнего хотел вернуться на малую Родину в Забайкалье.

«Он один стоил тысячи» - говорили о нем.

Он один стоил тысячи

Фото предоставлены из семейного архива Т.А. Жуковой, племянницы Г.Д. Онискевича

Статья опубликована в газете «Экстра» №18 от 5 мая 2016 года

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности