«Пакет Яровой». Вне конституции и здравого смысла?
О том, может ли борьба с террористической угрозой стать борьбой с гражданами РФ.
Сначала о том, что есть и чего не отнять. Террористическая угроза – есть. Чаще – за пределами нашего государства. Но перспектива, туманная и неприятная – существует. Помнится, еще в феврале, выступая перед агинчанами, Баир Жамсуев заявлял, что «угроза терроризма очень опасна, ведь она бьёт по слабым местам - мирным жителям, сея хаос, страх и панику». Наверное, уже тогда и разрабатывался пакет законов, проект которого Ирина Яровая представила через месяц, в начале апреля.
Может быть, не так страшен закон, как его малюют? Расскажу простым языком. Принятый Госдумой, одобренный Советом федерации и подписанный президентом антитеррористический пакет законов Ирины Яровой и главы комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктора Озерова, вносит изменения в действующий Уголовный кодекс и, помимо прочего, устанавливает уголовную ответственность с 14 лет по некоторым статьям. Плюсом ко всему вводит обязанность сотовых операторов и провайдеров Интернет хранить информацию всех пользователей в течение полугода – то есть все, что вы скачивали, просматривали, о чем говорили и что писали – будет упаковано и надежно сохранено.
На этом моменте хочется остановиться подробнее, потому что есть такая статья Конституции – 23, которая гласит:
- часть первая: Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- часть вторая: Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Как мы понимаем, никаких судебных решений выноситься не будет, просто будут прослушивать всех. И плевать на Конституцию? А если вдруг ваш разговор покажется подозрительным тем, кто обязан отслеживать возможные террористические угрозы, будут работать с вами уже по протоколам и в соответствии с инструкцией.
Хорошим «прицепом» к этому может стать повышение тарифов на услуги связи и интернет, о чем уже заявляли ведущие сотовые операторы. Они обосновали свои обращения тем, что где-то будет нужно хранить гигантские объемы информации, а для этого нужна новая, более мощная техника.
Я могу еще бесконечно долго «брызгать слюной» относительно данного «пакета», однако журналист должен стараться соблюдать равенство мнений. И поэтому в своей статье я представлю вам три совершенно разных авторитетных, на мой взгляд, мнения о принятом пакете антитеррористических законов.
Мнение первое
Принятие антитеррористического пакета законов связано с беспрецедентным ростом соответствующих угроз. За террористическими организациями стоят огромные ресурсы. Нам необходимо принимать меры по упреждению и пресечению их преступных деяний. В свою очередь, современные средства коммуникации стали одним из ведущих инструментов в осуществлении их деятельности: вербовка, связь, организация терактов, пропаганда своих идей. В отношении положений, устанавливающих обязанность для операторов связи и соцсетей хранить информацию пользователей, отмечу, что они вступают в силу в июле 2018 года. К указанному сроку Правительством РФ должны быть определены параметры работы с информацией, в том числе объем и пр. и, что весьма важно, при этом должен быть учтен баланс интересов операторов связи, соцсетей и граждан. Данный вопрос будет отслеживаться самым детальным образом.
Мнение второе
Благими намерениями принят антинародный закон. Пакет антитеррористических мер в нашей стране, безусловно, должен быть. С этим никто не спорит. Но, как заметил мой коллега, выступая на заседании Государственной Думы 24 июня, нельзя головную боль лечить секирой. В очередной раз под шумок протолкнули антинародный закон. Что мы наблюдаем сегодня? Как люди встретили это решение?.
Во-первых, заявления на различных уровнях о том, что в разы подорожают услуги связи. Им вдогонку – заверения чиновников, что, дескать, это всё – «спекуляции» операторов сотовой связи. О чём это говорит? О том, что уже принятый федеральный закон не понятен до конца ни исполнителям, ни, что ещё печальнее, самим его авторам. Я считаю, что тарифы будут расти, не смотря на заявления чиновников. А фракция КПРФ предлагала перенести рассмотрение документа на осень.
Во-вторых, коррупционная направленность закона. И не зря те, кто погрузился в эту тему, заявляют, что имеющееся программное обеспечение и, в принципе, системное оборудование, могут не потянуть требований закона, а на рынок выйдут заранее подготовленные «чьи-то» компании.
В-третьих, и это, пожалуй, для рядового гражданина самое обидное и тревожащее, - осознание того, что в его личную жизнь кто-то может вторгаться, а именно, хранить всю его личную переписку и отслеживать контакты. Как интернет-пользователи комментируют это «новшество», мы все можем наблюдать, и словосочетания «все под колпаком» и «эпоха тоталитаризма вернулась» - ещё не самые острые.
Поздняков отмечает, что «пакет Яровой» необходимо разделить, как минимум на две части. Первая – это вопросы уголовной ответственности, вторая связана непосредственно с интернет-бизнесом и деятельностью операторов связи.
Принятие этих законов и то, что они нашли поддержку большинства в Совете Федерации, – это провал диалога интернет-бизнеса и власти. Мы уже видим заявления, что «пакет Яровой» не поможет в борьбе с терроризмом, но навсегда изменит судьбу российского интернета.
«Террористы - не идиоты», - ещё одно, на мой взгляд, справедливое замечание. Мгновенно появятся иные методы передачи информации, её кодировки. Сейчас операторы в России в течение трёх лет хранят паспортные данные абонентов, сведения о расчётах, производимых с использованием этих номеров. Почему этого срока недостаточно?! Все сообщения и файлы в электронной почте и сейчас хранятся столько, сколько вы её ведёте. Теперь же говорится, что информация о фактах соединения с кем-то должна храниться в течение трёх лет, а контент – до полугода.
Напряжение сохраняется. Есть информация, что уже с 20 июля нынешнего года операторы связи и интернет-провайдеры должны начать собирать информацию о фактах соединений граждан, а содержание их переговоров и переписки будет храниться, в соответствие с новым законодательством, с 1 июля 2018 года.
«Пакет Яровой» - это усиление административно-силового воздействия власти на живой организм современных средств коммуникации и связи. Я убеждён, что это приведёт к деградации качества оказываемых услуг и остановке развития интернета и сетей связи. Нельзя внедряться клешнёй в налаженный, развивающийся процесс.
Два мнения. Одно более ёмкое и аргументированное, другое достаточно эмоционально- пространное, но опять-таки, с ним сложно частично не согласиться.
Хочется для равновесия представить вам еще одно, независимое мнение человека, который знает не понаслышке, что такое терроризм и как с ним бороться. Это генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов. Он, к сожалению, лично нам своего мнения не высказывал, но озвучил его журналу «Охрана» и мне бы очень хотелось им поделиться.
Мнение третье
« - Что касается сотовых операторов, действительно ли нам необходимо таким образом собирать и хранить информацию? Является ли на самом деле полезной эта инициатива?
Тут много шума. Во-первых, операторы, которые вынужденно будут выполнять норму права, конечно, кратно завышают цены реализации этой задачи. Речь идет о чуть ли не триллионах рублей, увеличении стоимости тарифов на 300%. При этом демонстрируют по отношению к власти свои капиталистические замашки. Хочется заметить — «Братцы, паяльник в руках государства! Будет мало — появится и утюг!». Цель очевидна, в случае вступления в силу закона можно срубить бабки и с государства, и с пользователей. Но, как бы то ни было, все равно надо с этой темой разбираться — слишком много противоречий и систем подсчета. Во-вторых, министр связи, который сделал большие глаза, почему-то даже не читал закон на стадии согласования. Три месяца у него было ознакомиться и высказать свое мнение, обсудив ситуацию с операторами. А теперь, третье – и самое главное – А ЗАЧЕМ все это?
а) потенциальные террористы и наиболее активные экстремисты давно пользуются одноразовыми симками;
б) при разговорах шифруют свои диалоги, ведя их на языке условностей, а потому никакие выборки по ключевым словам не играют роли;
в) значительная часть персонажей говорит на наречиях, с которых и переводчиков-то нет!
г) если нашли переводчика, то не факт, что он переведет ВСЕ, или правильно. И сколько ему надо будет заплатить за каждую страницу переведенного мусора?!
д) а кто-нибудь в состоянии обработать речевой контент за 6 месяцев? Его же 6 месяцев нужно слушать! А если там еще видео, переписка и так далее? Сколько еще нужно оперативных сотрудников, которые будут копаться в этом мусоре? Это тысячи!
е) в стране более 100 миллионов владельцев телефонов + аккаунтов и пр. А сколько потенциальных врагов? На фоне 150 миллионов граждан России? Единицы.
Так какого лешего придумывать идиотские идеи, когда есть столетиями проверенная форма борьбы с преступностью — агентура! Никакая техника ее не заменит! Не надо сериал «След» — красивую сказку о несбыточной мечте, воспринимать как реальность. Конечно, можно операторам все архивировать, сжимая информацию на серверах в тысячи раз, но тогда — как быть со сроками? Ведь каждый день записи надо ежедневно чистить! Тем более что он при разговорах с телефонов разных операторов будет дублироваться у них. Хотел бы я посмотреть, как сама Яровая разобралась бы с несколькими терабайтами мусора для поиска того, что могло бы представить хоть какую-то оперативную пользу.
Как опер скажу: информация невостребованная месяц — никому не нужна! К ней никто никогда не вернется!
— Почему, по мнению некоторых экспертов, эти поправки ограничат права россиян?
Не вижу такой угрозы. Ведь накопление информации, само по себе не является угрозой. Особенно сегодня, когда сами абоненты оставляют столько открытой информации в социальных сетях, что тут и шпионы не нужны. Мы ведь сами выкладываем туда свою личную жизнь, а кто-то даже обеды и ужины… Вот если информация будет использовать не по назначению, то тогда да. Но система отлажена так, что вряд ли найдется камикадзе, который станет нарушать закон, разглашая информацию о конкретных лицах».
…Что думать, что делать и что говорить мы со вступления закона в действие должны будем основательно. Однако, за собственным эгоизмом и криком о том, что нарушаются наши права, мы не углядываем самого главного – защиту от террористов…
Президент подписал пакет Яровой в тандеме с особыми поручениями и указал на особое соблюдение закона и рассмотрением возможности минимизировать риски. Гладко было на бумаге, как будут в реальности реализоваться законы, мы узнаем через пару лет.