Ты помнишь, как всё начиналось?

Культура, 17:30, 20 июля 2016

Имя Татьяны Штыкиной неразрывно связано с кинотеатром «Удокан». Это бесспорно. Но выросло уже целое поколение, которое даже не знает, что у «Удокана», который 20 июля отмечает свой 40-летний юбилей, был первый директор – Степан Коцур. Он-то и рассказал нам о том, «как всё начиналось».

Напрасно нас бури пугали

Конечно, в 1976-м, когда открылся «Удокан», подобных ему по всей стране было уже много - почти восемь тысяч. Мы оказались последними в «очереди на широкоформатный», долго его строили, но когда, наконец, открыли, радовались несказанно. Ещё бы! Потрясающе новый, передовой формат плёнки – 70 миллиметров, огромный экран, хороший звук, большой зал на 808 мест, кондиционеры, удобные кресла… Одним словом, очаг культуры высшего по тем (читинским) меркам класса!

Киномеханик Людмила Савченко, директор «Удокана» Степан Коцур, директор «Родины» Валентина Горевая

Основные работы были завершены в 1975 году, но кинотеатр ещё не сдали, предстояла установка кинопроекционной аппаратуры, подбор кадров.

- Именно тогда пригласил меня начальник управления кинофикации Юрий Иосифович Владимиров: «Принимай объект, набирай команду. Крепких и знающих бери из действующих кинотеатров, остальных сам ищи и учи». А я тогда у Ефима Борисовича Маликова работал в комитете по телевидению и радиовещанию. Он рассердился: «Ты куда собрался? Зачем тебе это загнивающее кино?» - вспоминает Степан Иванович.

Надо сказать, что было тогда Коцуру всего 37 лет, но опыт «киношный» уже имелся – пять лет он руководил кинотеатром «Спутник», столько же «Забайкальцем».

Вообще судьба преподнесла Степану Коцуру немало испытаний. Он родился в польском городке Горлице, рядом с Украиной. После войны советско-польская граница была отодвинута от довоенной на запад, и его родные места стали территорией СССР. Катастрофическая засуха и последствия войны привели к страшному голоду: родители - Иван Коцур и Анна Новак умерли, а их трое детей попали в детдом.

Этих переполненных сиротами детдомов у Степана было несколько – по всей Украине. Что помнит? Голод, нужду, болезни? Конечно. Но при этом добавляет: «Я воспитывался советской властью: октябрёнок, пионер, комсомолец». В детдоме окончил музыкальную школу. Играл на трубе, был старостой детдомовского оркестра из 60 человек и даже им дирижировал.

А дальше ещё один зигзаг судьбы. Куда мог поехать бывший детдомовец, у которого «ни кола, ни двора» и вообще ничего, кроме свидетельства об окончании художественного ремесленного училища? На Братскую ГЭС по комсомольской путёвке! А там днём – тяжёлый физический труд, вечером – танцы и песни под духовой оркестр, который он организовал. «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Под крылом самолёта о чем-то поёт…», «Девчонки танцуют на палубе»… Романтика.

- Как в Читу попал? В Братске в армию призвали, служил в военном оркестре в Даурии, Песчанке, Антипихе, Безречной. В Антипихе с Майей познакомился, будущей женой. Демобилизовался. Прямо в шинели пришёл к Павлу Алексеевичу Орлову, начальнику областного управления культуры. Он мне: «Освободилось место директора дома культуры Ингодинского района. Пойдёшь или думать будешь?». А что мне думать? Работа интересная – кружки, ТЮЗ, музыкантов подтянул, оркестр в клубе появился. Вечерами из «Спутника» фильмы привозили. Это оттуда «ниточка» к кино протянулась…

Всё было впервые и вновь

К середине семидесятых «золотой век» советского кинематографа уже завершался, зрительский ажиотаж иссяк - главным образом из-за телевидения, которое позволяло смотреть кино, не выходя из дома. А «план» между тем надо было выполнять. Поэтому начальство на «Удокан» очень надеялось.

- Старшим инженером я пригласил Вадима Михайлова из «Бригантины» (был такой клуб, напротив «Забайкальца»), из «Родины» - старшего кассира Валентину Попову и киномеханика Людмилу Савченко, из «Спутника» - администратора Лидию Малышеву. Водитель Василий Леонов перешёл к нам из телерадиокомитета. Набирал кассиров, контролёров, киномехаников, со всеми беседовал, трудовые книжки проверял – я свой коллектив по крупицам собирал. В день открытия все «удоканцы» на крыльце кинотеатра стояли, зрителей встречали, пришедших смотреть фильм «Океан» с молодым ещё Николаем Олялиным в главной роли. Первый секретарь горкома партии Михаил Иванович Смородников нам символический ключ вручил. И началось…

Ты помнишь, как всё начиналось?

Большой экран, общее дыхание зала - всё это было в цене. Кроме того, престижному «Удокану» доставались лучшие советские и зарубежные киноновинки: «Бездна», «Золото Маккены», «Зорро», «Игра в четыре руки», «Спартак», «Чудовище», «Трактир на Пятницкой», «Даурия», «Дерсу Узала», «Тайна двух океанов», «Картуш»… Зритель пошёл, не смотря на то, что за билеты пришлось платить больше, чем в других кинотеатрах. Аншлаги – почти на каждом сеансе.

Степан Иванович по опыту работы в «Забайкальце», где два небольших зала, понимал: кассиры, какими бы они старательными ни были, 800 билетов перед сеансом продать не смогут, а значит без общественных распространителей «Удокану» не выжить.

- Поехали по предприятиям, благо тогда ещё производство в Чите существовало. Машзавод, мясокомбинат, КСК, хладокомбинат, поликлиники, библиотеки, магазины – везде стали появляться люди, которые помогали нам продавать билеты для своих коллективов. Причем этой общественной работой они занимались годами, за что им очень благодарен. Так мы разгрузили кассу. Кстати, билеты распространяли все работники кинотеатра. Я этот пункт в соцобязательствах сам сочинил, - смеётся Коцур.

У кассиров Ольги Бойко и Валентины Поповой пальцы всегда синими были – от мастики, которой они билеты штамповали. Киномеханики Галя Боровикова, Сергей Устьянцев, Андрей Галкин, Люда Шевцова тягали 16-килограммовые бобины с 70-миллиметровой кинопленкой. Контролёры Людмила Напрейкина, Александра Чайкина, Нина Просянникова «воевали» с киношными «зайцами»: купит пацан билет на первый ряд, а как темно станет - ползком к выходу, за шторой дверь потихоньку откроет и запустит ораву одноклассников. Так и смотрят кино, сидя на полу, если контролёр не погонит.

Работы хватало всем: и замдиректора Лиане Земляковой, и художнику Николаю Кретинину, и инженеру Вячеславу Торопчину, и музыкантам. Штатный вокально-инструментальный ансамбль «Удокана» - это, конечно, особая гордость Степана Ивановича. Сам музыкантов искал, сам покупал инструменты. Зрители специально пораньше приходили, чтобы послушать солисток Таню Шнуркову и Раю Прокопенко. Правда, пришлось вторые двери в зал сделать, чтобы зрителям предыдущего сеанса не мешать.

Наталья Фатеева и Игорь Старыгин с музыкантами «Удокана»

И если цель одна в радости, и в горе…

Первым из «звёзд» в «Удокане» выступил Гурген Тонунс – зрители постарше, наверное, помнят, знаменитого Камо. Потом - Рыбников, Переверзев, Пырьева, Стриженов. Слава о том, как встречает читинский зритель, по стране пошла, и артисты поехали в Читу с премьерными показами, сначала по одному, потом бригадами.

Лариса Лужина, Нина Сазонова, Евгений Жариков, На­талья Гвоздикова, Александр Панкратов (позже он будет Панкратов-Черный), Николай Олялин, Борис Химичев, Наталья Фате­ева, Вадим Андреев, Александр Галибин, Игорь Старыгин, Марина Дюжева, Ирина Муравьева, Александр Пашутин, Паулс Буткевич… Всех гостей и не перечислишь.

Николай Олялин и Александр Галибин с коллективом кинотеатра

Приезжали не на один день, выступали перед каждым сеансом. Встречать «удоканцы» должны были хлебосольно и, как правило, «за свой счёт». «Звёзды» были разными: в перерывах между сеансами одни просили показать церковь декабристов и книжные магазины с букинистическими отделами, другие требовали «достать» для них японские зонты и ткани, а Зинаида Кириенко, например, вообще захотела меховое манто.

Кинотеатр завлекал показами мод, конкурсами, детскими праздниками, молодёжными киновечерами. И всё же основную «кассу» делали зарубежные фильмы. Но в 1979-м случился Афганистан, и закупка «зарубежки» резко сократилась. И вообще работать «голливудом» (антизападная пропаганда!) можно было не более десяти дней в месяц. За «ослуша­ние» наказывали не только выговора­ми и лишением премий, с работы могли снять. Но «план по зрителям» никто не отменял. И «Удокан» его выполнял, спасая всю киносеть.

- У нас трудились преданные кино люди, профессиональные, ответственные. Я их всех тепло вспоминаю, а 20 лет работы в кинофикации – это мои самые лучшие, самые интересные годы, - уверен первый директор «Удокана».

Степан Коцур, июль 2016 г.

В 1985 году он ушел из кино. Два следующих директора – Семёнова и Гузачёва – в кресле не задержались.

Страна жила тогда под лозунгом «экономика должна быть экономной», и «наверху» решили экономить широкоформатную пленку. Из-за отсутствия заказов остановилась Киевская кинокопировальная фабрика, которая печатала 70-миллиметровые копии, и широкоформатное кино фактически исчезло. «Удокану» стало нечего показывать.

Дальше началась видеомания, все киноновинки появлялись сначала на видеокассетах, только потом в кинотеатрах. Кинопрокат был «убит», кинотеатры оказались невостребованны­ми, разорёнными, в них заселились мебельные салоны, магазины. Показатели посещаемости падали, но «Удокан» выстоял. Во многом благодаря Татьяне Штыкиной, принявшей кинотеатр в 1987 году и отдавшей ему 28 лет своей жизни.

Статья опубликована в газете «Экстра» №29 от 20 июля 2016 г.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"