Куда ушли миллионы ТГК-14 в 2016 году?

Экономика, 14:07, 10 марта 2017

«Руководство Общества несет ответственность

за составление и достоверность указанной

бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными

в РФ правилами составления бухгалтерской отчетности».

Из бухгалтерской отчетности ТГК-14

Частная компания ТГК-14 отчиталась, куда тратились миллионы в 2016 году. О том, что эта фирма – частная, говорится в любом ее бухотчете, а о том, что ее отчеты важны для всеобщего внимания – говорит тот, факт, что потребители двух регионов платят ей за электричество и тепло. А посему пробежимся по самому свежему документу (за 2016 год), аудиторское заключение на который готовила компания с простым названием АО «ПвК Аудит» (расшифровывается вот так - «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»).

Расходы на собрание акционеров и на топ-менеджмент

Высшим органом управления ТГК-14 является общее собрание акционеров. На нем избирается совет директоров, ревизионная комиссия и выбирается аудитор компании. Так, в 2016 году расходы по сопровождению, организации и проведению собраний акционеров составили 15,6 млн рублей. По сравнению с 2015 годом сумма уменьшилась на 4,2 млн рублей. Однако, вероятно, эти миллионы были потрачены на рассылку писем всем акционерам Общества, ведь их насчитываются тысячи. Стоит отметить, что эти расходы включены в «структуру производственной себестоимости», то есть они учитываются как затраты на выпуск продукции ТГК-14, а значит входят в тарифы на тепло и электричество.


Основными акционерами ПАО «ТГК-14» являются следующие компании: ООО «Энергопромсбыт» (39,81% в уставном капитале), АО УК «ТрансФинГруп» (18,73% в уставном капитале) и ЗАО УК «Тринфико» (24,89% в уставном капитале). Как говорится в бухгалтерском отчете, «по состоянию на 31 декабря 2015-16 годов и в течение периодов, закончившихся на указанные даты, у Общества не было контролирующего акционера и конечной контролирующей стороны. Контролирующей стороной ООО «Энергопромсбыт» через ОАО «РЖД» является правительство России».


В совете директоров ТГК-14 заседают 11 человек. Этот орган управления назначает гендиректора, решает наиболее важные вопросы текущей деятельности и принимает решения о датах проведения собраний акционеров. В еще одном руководящем органе - правлении Общества – 7 человек. Это – гендиректор и его заместители.

«К основному управленческому персоналу Общество относит членов совета директоров и правления Общества. Общая сумма краткосрочных вознаграждений (зарплата, премии, льготы), начисленных основному управленческому персоналу составила в 2016 году 62,5 млн рублей, в 2015 году – 82,3 млн рублей», - дословно в отчете.

Получается, что в среднем ежемесячно каждый управленец получает по 289 тысяч рублей. Но это в среднем. Кто-то из них получает больше, кто-то – меньше. Тем более, членам совета директоров, как правило, зарплату не платят, так как они не состоят в трудовых отношениях. Для них предусмотрены другие выплаты. Так что, вероятно, эти 62,5 млн (за вычетом налогов) осели в карманах семи человек. Помимо этого, летом акционеры соберутся и решат, выплачивать ли топ-менеджерам премии по итогам 2016 года. А это, как мы уже знаем, еще по паре «лимонов» каждому.

Несмотря на то, что гендиректор ТГК-14 Виктор Мясник ранее заявил, что убытки, которые несет компания, отражаются на зарплате работников, расходы на оплату труда в организации за год выросли на 59,2 млн рублей и составили 2,59 млрд рублей.


Среднесписочная численность работников ТГК-14 в 2016 году составила 5 633 человека, увеличившись за год на 29 человек.


На какие «шиши» заменить 30-летний бульдозер?

Руководство компании 3 марта устроило экскурсию на ТЭЦ-1 для 18 депутатов Заксобрания края. Во время встречи начальники ТГК-14, в общем-то, открыто говорили о проблемах, о критической изношенности оборудования: самый молодой бульдозер на ТЭЦ – 1986 года выпуска. Заместитель гендиректора ТГК-14 Алексей Лизунов тогда сказал, что «обновление парка бульдозеров, также как и всего оборудования, - это, безусловно, задача №1». Тем более что амортизация оборудования отчасти оплачивается забайкальцами и организациями в тарифах на тепло и электричество. В год такая амортизация составляет 618 млн рублей, и по сравнению с 2015 годом она выросла на 107 млн рублей. Но и этого мало, говорят руководители.

- Каждое оборудование имеет свой срок полезного использования. У турбины – это 30 лет, у котла – 25 лет, что-то поменьше – 5-10 лет. С 1990 года что произошло в экономике? Какие инфляционные процессы произошли? Сколько нулей возникло, сколько их потом отбрасывали? У нас сейчас все наше имущество не переоценено, - объяснял депутатам зам гендиректора Андрей Аблязов. - Амортизация компании на сегодняшний день в целом порядка 650 млн рублей, включая Забайкальский край и Республику Бурятию, и электроэнергию и тепловую мощность в целом. Теперь давайте посмотрим, что нужно, чтобы полноценно в соответствии со сроками замещать оборудование. Стоимость строительства 1 КВт электрической мощности составляет 2 тысячи долларов. Если мы возьмем нашу установленную мощность 650 МВт, мы поймем, что это будет порядка 80 млрд рублей. Это без того, что у нас еще огромная тепловая мощность, и эта цифра должна уйти далеко за сотню. Остановимся на 100 млрд рублей. Утрированно возьмем средний срок 25 лет, и мы поймем, какие деньги должны закладываться в тариф. Это 4 млрд рублей должна быть амортизация, которая попадает в тариф, вместо 650 млн, которые на сегодняшний день. Каким образом можно заменить оборудование, которое в сегодняшних ценах стоит столько, сколько оно стоит, при том, что амортизация у вас только на четверть этого оборудования?

Как же работают эти бульдозеры и другая техника ежедневно по 30 лет? На услуги по ремонту оборудования ТГК-14 тратит в год 156 млн рублей. Эти деньги, кстати, тоже закладываются в тариф как затраты на производство.

Куда ушли миллионы ТГК-14 в 2016 году?

Денег на «перевооружение» не хватает, «задача №1» превращается в какую-то несбыточную мечту. А ведь есть и другие проблемы – ремонт тепловых сетей, реконструкция узлов. Читаем в отчете: «по состоянию на 31 декабря 2016 года в составе незавершенного строительства учтены объекты в сумме 143,2 млн рублей, работы по которым в течение длительного времени (более 1 года) приостановлены и по которым у Общества на среднесрочную перспективу отсутствуют планы дальнейшего производства работ». Денег нет? Одним из таких объектов стала «Реконструкция теплотрассы диаметром 800 мм на диаметр 1000 мм по ул. Бабушкина». Город пока держится. Но может настать момент, когда и эта реконструкция станет «задачей №1». А где же брать финансы?

Как заявил на встрече с руководителями ТГК-14 депутат Николай Мерзликин, компания в 2016 году должна получить более 0,5 млрд рублей от реализации векселей. И эти средства куда-то распределят…

Есть, кстати, у ТГК-14 и свой резервный фонд. Он составляет 22,2 млн рублей. В последние два года отчисления в него не производились «в связи с отсутствием соответствующего источника», то есть нераспределенной прибыли.

Не будем забывать и о том, что ТГК-14 судится с Минфином Забайкалья по «выпадающим доходам» на 441 млн рублей. Министерство финансов отказалось заключать мировое соглашение, но энергетики намерены бороться до конца. Интересно, что в 2016 году ТГК-14 на юридические и консультационные услуги, связанные с ведением судебных разбирательств, потратила 93 млн рублей, а годом ранее – 28,4 млн рублей. Судиться приходится со многими, не только с Забайкальским краем в лице Минфина. А затраты на юруслуги включаются в себестоимость производства. Так, в 2015 году к себестоимости отнесли 197 тысяч рублей юридических расходов, а в 2016-ом - уже 11,6 млн рублей. То есть эти суммы тоже попали в тарифы. Но можно ли юридические консультации назвать затратами на производство?

Не стоит, конечно, на ТГК-14 «всех собак» свешивать. Дебиторская задолженность в конце прошлого года составила 2,5 млрд рублей. В конце 2015-го долги в сторону ТГК-14 были 1,3 млрд. То есть, рост в два раза. В частности, долги населения за год выросли на 11 млн и составили 521 млн рублей.

Чтобы компенсировать то, что недоплачивают потребители, ТГК-14 берет кредиты. Общая их сумма составляет 3,3 млрд рублей. Об этом депутатам признался зам гендиректора Андрей Аблязов: «Расходы понесены в большем объеме, чем компенсировал потребитель. Эти деньги и взяты в кредит». Только за 2016 год пришлось уплатить почти 375 млн рублей процентов по этим кредитам.

Но вместе с «дебиторкой» растет и выручка. В 2016 году она выросла на 757 млн рублей. При этом выручка от реализации теплоэнергии повысилась на 545,7 млн рублей. Этому способствовал рост тарифа? На фоне резко возросшей выручки увеличение чистой прибыли компании в 40 раз кажется логичным. Однако, зам гендиректора ТГК-14 Алексей Лизунов объяснил такой скачок прибыли (с 10,5 млн до 417,8 млн рублей) техприсоединением новых потребителей и «эффектом на рынке электроэнергии». Неужели рост тарифа здесь не причем?

Кроме изношенного оборудования перед ТГК-14 стоит проблема долгов за уголь: по состоянию на 31 декабря 2016 года долг перед АО «Разрез Харанорский» составил 477,3 млн рублей. За год он вырос на 146,9 млн. На 54,9 млн возрос долг перед ОАО «Разрез Тугнуйский», он составил в конце года 227,3 млн рублей.

Столько проблем, так много нерешенных «задач №1»… А деньги у компании есть. Нашли же 40 млн рублей на «спонсорскую помощь» в 2016 году. Кому она оказывалась, неизвестно. Может быть, футбольному клубу «Чита», ведь ТГК-14 – генеральный спонсор команды? При этом в 2015 году на спонсорство, судя по отчету, ничего не тратилось.

Ошибки на десятки миллионов

Взглянем на другие не менее интересные цифры. В 2016 году в бухотчетах ТГК-14 были выявлены «существенные ошибки прошлых лет». Они допущены «в результате неправильного отражения или неотражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности». Об этом прямо указано в документах.

«Выявлена существенная ошибка при начислении отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов за период с 2006 по 2013 год. Указанная ошибка:

- привела к занижению показателя отложенных налоговых обязательства по состоянию на 31 декабря 2014 года на 91,1 млн рублей, по состоянию на 31 декабря 2015 года – на 99 млн рублей,

- привела к занижению показателя отложенных налоговых активов по состоянию на 31 декабря 2014 года на 10,9 млн рублей, по состоянию на 31 декабря 2015 года – на 12,1 млн рублей,

- привела к завышению показателя нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по состоянию на 31 декабря 2014 года на 80,1 млн рублей, по состоянию на 31 декабря 2015 года – на 86,9 млн рублей», - говорится в отчете.

Интересно, какую такую ответственность несет ТГК-14 и аудитор за допущенные ошибки в бухотчетах, как об этом указано на первых страницах документа и в эпиграфе к этой статье?

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"