Тайные грани «открытой» игры

Экономика, 09:38, 20 марта 2017

Чем больше региональная власть и энергетики клянутся друг другу в «прозрачности» своих отношений, тем больше туману напускается для потребителей энергии. И если топ-менеджеры ПАО «ТГК-14» получают сотни тысяч рублей в месяц, то почему бюджет и потребители должны субсидировать эти сверхдоходы?

Всё расскажем, кроме тайны

В начале февраля правительство Забайкальского края и ПАО «ТГК-14» торжественно подписали Соглашение о взаимном сотрудничестве. Замечательный документ. И цели благородные. Ну, кто будет возражать против того, что взаимодействие сторон направлено на стабильное социально-экономическое развитие нашего края? На удовлетворение потребности регионального рынка в качественном и надёжном тепло-и электроснабжении. На повышение инвестиционной привлекательности края. На социальную ответственность в сфере обеспечения достойных условий труда и быта для населения Забайкальского края и т.д.

Трудно что-либо возразить насчёт этого. Но по мере того, как читаешь текст документа, становится непонятным, как такие благородные стремления сторон вдруг обернулись тайными гранями в деятельности и ТГК-14, и РСТ, которые привели к шумному скандалу в начале зимы. Как, например, может быть обеспечена стабильность социально-экономического развития края, если тарифы на тепло с благословения «сторон» подпрыгнули сразу на 35%, и потребовались сверхусилия предпринимательского сообщества и СМИ, чтобы открутить это безумие назад? Или, например, как такая чехарда с тарифообразованием может положительно повлиять на инвестиционный климат края, если любой инвестор, сопоставив тарифы на электричество и тепло в разных регионах, предпочтёт вложить свои деньги куда угодно, только не в экономику Забайкальского края.

Дальше – больше. ПАО «ТГК-14» хитроумно обещает в документе, а правительство края с этим соглашается, что готово информировать общественность и исполнительные органы края о результатах своей работы, но при этом будет «руководствоваться требованиями законодательства, регулирующего вопросы обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну в отношении информации, передаваемой в рамках настоящего Соглашения».

Вот здесь, как представляется, и зарыта собака. Всё скажем, ничего не утаим, но коммерческую тайну не трожь. Что из себя представляет эта пресловутая коммерческая тайна – трудно сказать. Энергетики пользуются деньгами потребителей и от них же скрывают, что лежит в основе образования тарифов. Постоянно оперируют какими-то «выпадающими доходами», но никто толком не знает, что это такое, потому что есть некая коммерческая тайна, которую они берегут как зеницу ока. Все помнят курьёзный эпизод, когда глава РСТ Евгения Батуева ничтоже сумняще удалила с заседания региональной службы по тарифам ради этой коммерческой тайны и общественников, и журналистов, и даже прокурора.

Таким образом, тайна тарифов осталась достоянием узкого круга доверенных лиц, а расплачиваться за эту тайну предлагают всем потребителям. И даже когда депутаты Заксобрания края упорно добивались от главы Региональной службы по тарифам Евгении Батуевой простого разъяснения: как же так получается, что сначала тариф на тепло был поднят на 35%, а потом, после скандала, снижен до 7,1% - никакого объяснения не последовало. Хотя методика расчётов одна и та же, генерирующая компания не изменилась. А тариф скачет, как пульс больного человека. И каких ещё сюрпризов от наших доблестных аналитиков из РСТ можно ожидать? Тем более, за закрытыми от плательщиков дверями.

Что могла ответить глава РСТ, которая пуще президентских указаний на открытость при установлении тарифов блюдёт коммерческие интересы ТГК-14? Позиция её ясна. Дескать, тайна сия велика есть, а посему платите, сколько назначим – циркуляр о коммерческой конфиденциальности превыше всего. Там, в генерирующей компании, доход приличный нужен – с небес, что ли, миллионные премии топ-менеджерам падают? Так никто ничего путного из этого ребуса и не понял.

Если частник гребёт под себя, пусть управляет государство

Может быть, поэтому на недавнем Сочинском инвестиционном форуме настойчиво звучала мысль: а не вернуться ли к управлению энергогенерации, доставки энергии и ЖКХ муниципальными организациями. Один из участников форума, глава Тверской области Игорь Рудень, был особенно категоричен и выразился так:

- Я считаю, что не всегда стоит верить на слово и слушать неких лоббистов, которые говорят, что нужно все в энергетике и в ЖКХ отдать в частные руки, верить всем на слово, что бизнесмены все очень опытные, умеют эффективно работать в коммуналке, создавать концессии и т.д. На деле большинство из них пытается убедить власть, что они эффективны, а муниципальные организации не умеют работать. Вопрос: за счет чего? За счет высоких зарплат? Мы им должны сказать: «Ребята, нам кажется, что вы уже ничего не видите, кроме денег населения».

Мысль Руденя практична. Он верно считает, что в структуре ЖКХ за все платит потребитель. Если это крупный бизнес, у которого есть огромные затраты на содержание аппарата, охраны, вертолетов-самолетов, офисов и т.д., — тут уже возникают вопросы. Если ЖКХ дело такое доходное, тогда, может, нужно снизить тарифы и разгрузить население? Если мы понимаем, что на рынке энергетики и ЖКХ возник частный бизнес олигархической формации, который извлекает огромную прибыль, то почему мы не можем пойти по западному пути, где все больше муниципального: и общественный транспорт, и сети?

Глава Тверской области правильно формулирует проблему: «Когда нам подают очередной запрос на повышение тарифов, мы изучаем издержки компании и обнаруживаем интересные вещи: топ-менеджеры компании получают порядка 300–400 тысяч рублей в месяц. У меня возникает закономерный вопрос: за что платятся такие деньги в Тверской области? У меня, как у губернатора, зарплата намного меньше. Что эти менеджеры сделали для того, чтобы повышение тарифа было оправданным?».

Наверное, и у нас в Забайкальском крае, этот вопрос у всех на устах. Но вместо того, чтобы предпринять конкретные шаги для исправления положения, провести независимый аудит и определить реальные издержки, наше руководство краем заключает некое соглашение с энергетиками, в котором те прямо говорят: вот это покажем, это потребуем, это повысим, а это, извините, наша тайна. Но вы платите нам некие выпадающие доходы, оплачивайте растущие издержки и т.д. Как их определить, если всё коммерческая тайна?

Ещё в 1998 году администрация Читы передала в доверительное управление ОАО «Читаэнерго» городские электрические сети для более эффективной эксплуатации и поддержания в нормальном состоянии, для надёжного электроснабжения потребителей. С тех пор много воды утекло, много денег потерял муниципалитет, а энергетики содержат сети в жалком состоянии и только знают повышать тарифы. А что городские власти? Наблюдают и ничего не предпринимают для приведения в порядок этого сложного хозяйства. Полное равнодушие.

Очень важный вывод главы Тверской области, который прозвучал на Сочинском форуме:

- Я считаю, - сказал он, - что губернаторам, в частности мне, нужно исходить из того, что муниципальное предприятие при нормальном управлении может быть не менее эффективным, чем частный аналог. Если частники могут извлекать хорошую прибыль, значит, сфера ЖКХ приносит немалый доход. Если это дело такое доходное, тогда, может, нужно снизить тарифы и разгрузить население? А сейчас получается, что по закону областной бюджет субсидирует оплату ЖКХ тем гражданам, которые более 22% процентов своих доходов тратят на коммунальные услуги. Получается, что эти частные компании кормятся еще и за счет бюджетных денег?

Добавим, что кроме высоких зарплат топ-менеджеры ТГК-14 получают миллионные премии, бонусы, судятся с властью, пытаясь оттяпать из бюджета сотни миллионов рублей якобы «выпадающих доходов». И, надо признать, помогают им в этом новоявленные лоббисты, которые пришли их этой компании во власть.

А может, прислушаться к умным людям?

Ну, хотя лоббисты энергетиков уже захватили немало руководящих должностей в правительстве края, всё же команде губернатора стоит прислушаться к более опытным и эффективным руководителям регионов. Вот что глава Тверской области Игорь Рудень намерен сделать на своей территории:

- Мы должны создать муниципальную программу по модернизации сферы ЖКХ, а вот уже на модернизацию привлечь частный капитал. Мы можем выделить частным компаниям дешевые бюджетные деньги на инвестиционные проекты — на строительство котельной или проведение коммуникаций, а эксплуатировать сможем и сами. Давать будем только тем районам, у кого муниципальное ЖКХ, которые сохранили контроль над сферой и понимают, что деньги оттуда никуда не выводятся. У нас есть примеры, когда люди, которые вывели порядка 5 млрд рублей из сферы ЖКХ, находятся в бегах. Деньги населения — это то, что можно очень легко забрать, и поэтому компании, которые работают на этом рынке, должны очень тщательно проверяться.

У нас в области, говорил он далее, не так уж и много частных предприятий в сфере ЖКХ. Лишь единицы частников, которые что-то свое построили, например котельную. В основном все они эксплуатируют государственное имущество, которое сдано им в аренду. Почему бы тогда не создать муниципальное предприятие, которое так же эффективно будет эксплуатировать коммуникации? Мы имеем право не продлевать договоры аренды. В ближайшее время будет проведена их ревизия. Все эти компании — посредники. Многие из их учредителей являются либо родственниками, либо аффилированными лицами с главами муниципальных образований — с теми, кто сдает им в аренду это имущество. Если бы мы видели, что это дает возможность повысить качество услуг, то пожалуйста. Но вместо этого мы видим новые машины, новые квартиры в Москве, которые появляются у некоторых собственников. А платит за все население.

Думаю, всё это заслуживает внимания, изучения и практического применения в нашем крае.

Владимир Тихомиров

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"