Призрак Амазарского ЦПК бродит по Забайкалью

Экономика, 10:35, 25 апреля 2017

Пересматривая материалы в Интернете и переписку с друзьями-коллегами, решил рассказать о своём видении перспектив развития крупного приоритетного проекта – Амазарского ЦПК (целлюлозно-промышленного комбината).

Сразу скажу, что, по моему мнению, этот проект нежизнеспособен и нереален. Фейк, поддерживаемый обеими сторонами, – китайской и российской. Соседи из Поднебесной и правительство Забайкальского края играют им как игрушкой и пользуются как инструментом для написания всё более фантастических программ развития экономики края. Наше правительство тешит себя возможностью снова и снова продолжать включение ЦПК в список инвестпроектов, в программы развития региона и рисовать радужные перспективы российско-китайского экономического сотрудничества в сфере лесопользования. Китайцы тоже не отстают. В 2017 году они включили нашу территорию в план развития области Большой Хинган, а именно -строительство Амазарского промпарка и двух переходов – Мохэ-Джалинда и Логухэ-Покровка. Задача поставлена на 2016-2017 годы в рамках «Шёлкового пути» и, очевидно, также невыполнима.

Более 13 лет с момента торжественной закладки в посёлке Амазар Могочинского района символического первого камня обе стороны во весь опор топчутся на месте, мешая друг другу что-то строить, возводить, запускать и, наконец, начинать работать. Преуспели за эти годы в одном – в вырубке и вывозе леса в Китай. Но не буду отрицать и того, что при этом китайцы оказывали серьёзную помощь местному населению и органам муниципальной власти.

Думаю, главная тема для китайцев – мост через Амур (пограничный переход Покровка-Логухэ). У владельцев «Полярной», судя по всему, финансовые дела идут из рук вон плохо и им срочно нужна гарантия постройки моста. Мост для китайцев, в первую очередь, важен в качестве стратегического объекта, поэтому для развития ЦПК нужна заинтересованность государства и, как выход, участие Банка Китая в инвестициях. Развитие же экономики близлежащих территорий кажется второстепенным и весьма призрачным. Даже в рамках «Шёлкового пути».

Сомнительны и доводы о том, что переход Покровка-Логухэ – единственный реальный путь доставки крупногабаритного оборудования для амазарского целлюлозного завода, ведь логистика вблизи Амазара отнюдь не хромает, имеется Транссиб и федеральная автодорога «Амур». Транспортировать крупногабаритное оборудование некитайского производства сначала в Китай, доставляя его в отдалённый Логухэ, а затем тащить по российской территории через хребты от Покровки до Амазара – по меньшей мере, мазохизм. Во всём мире заводы производят крупногабаритное оборудование, разделяя его на части для возможности транспортировки по железным и автомобильным дорогам. А уж потом на месте осуществляют сборку. Чего мудрят? Сказали бы прямо: нам нужен короткий путь в Россию, в том числе для доставки в Китай леса и пиломатериалов, ведь до Хэйхэ и Забайкальска далековато!

С 2015 года Амазарский лесохозяйственный торгово-промышленный комплекс получил своё новое название – «Лесохозяйственной торгово-промышленная зона сотрудничества «Полярная звезда». В состав комплекса будут входить: производство целлюлозы и переработка древесины, годовая производительность целлюлозного завода - 243000 тонны, мебельные заводы, производство ламината, МДФ, древесно-стружечных плит, завод по производству активированного угля и древесного угля, производство дигидрокверцетина и других биологически активных соединений, переработка и утилизация отходов всех этих производств. Общий объем инвестиций - 298 миллионов долларов США, все инвестиции - китайские. Изначально и по сей день владельцем комплекса и исполнителем проекта является акционерная компания «Синбан» из китайской провинции Хэйлунцзян. Эта компания работает в Амазаре с момента закладки первого камня - с 2004 года.

Призрак Амазарского ЦПК бродит по Забайкалью

Звучит, вроде бы, красиво и даже заманчиво. Однако…

В интервью газете «Забайкальский рабочий» министр природных ресурсов Забайкальского края Александр Волков, в частности, сказал, что мощность ООО «ЦПК «Полярная» по заготовке древесины составит 1567,7 тысяч кубометров низкосортной древесины в год, по переработке – 2486 тыс. кубометров. При этом для заготовки леса заключен договор аренды лесного участка с ежегодной нормой пользования 364 тыс. куб. м. Второй участок после доработки концепции лесопользования (а есть ли она вообще в природе?) будет рассчитан на норму пользования 740 тыс. куб. м. в год. Всего – 1104 тыс. кубометров. При этом Волков сообщил, что эти объёмы полностью обеспечат потребности «Полярной» в лесосырьевых ресурсах.

Если бы я был потенциальным инвестором этого проекта, то перед тем, как подумать о вложении капитала, в первую очередь взял бы в руки калькулятор и вычислил, что 2*2=3 . Имеем два участка лесопользования и получаем 740+364=1104 тысяч кубометров древесины. При этом заявлен объём заготовки 1567,7 тыс. куб.м., а всего “Полярной” в год требуется 2486 тыс. кубометров. Вопрос: где взять оставшуюся часть древесины? Проще сказать: где они возьмут столько леса для переработки?

У меня пока три ответа.

Первый: концепции лесопользования никто не видел и нам с вами сейчас просто замазывают глаза щадящими для забайкальской тайги цифрами, но в будущем для увеличения объёмов заготовки всё-таки залезут и на традиционные места промысла эвенков, и на территории, используемые для государственных и муниципальных нужд, и, возможно, на планируемые, но так и не созданные к тому времени заказники. Это худший и маловероятный вариант.

Второй: ООО «ЦПК «Полярная» для полной загрузки мощностей переработки будет закупать сырьё у других заготовителей, например у того же китайского ООО «Ботай ЛПК» и других забайкальских лесопользователей. Но это тоже огромные объёмы, в результате может получиться так, что они скупят весь заготавливаемый лес в округе и через несколько лет им всё-таки сырья не хватит.

Третий: комплекс уже никогда не построят. Поэтому можно показывать любые цифры.

Здравый инвестор, видя, что мощности производства рассчитаны на достаточно быстрое истощение близлежащих лесных ресурсов, никогда не будет вкладывать туда деньги. Кто может взять на себя риск инвестировать в такой сомнительный проект? Только государство, у которого несколько другие интересы.

Ну, а теперь ещё одна огорчительная новость: Амазарский лесокомплекс включён в чёрный список BankTrack.

На портале БэнкТрэк появилось досье на Амазарский лесопромышленный комплекс. Акцентируется особое внимание на следующем: комплекс создается там, где ему не будет хватать леса, а это приведет к неустойчивой работе и большим рискам для инвесторов. Он создаётся там, где могут быть запланированы природные заказники и заповедники. Там, где могут быть нарушены права местного населения. Там, где работа лесокомплекса, в том числе плотины на реке Амазар, могут привести к ухудшению экологии. По этим причинам BankTrack настоятельно рекомендует сообщить всем банкам и потенциальным инвесторам эту информацию, чтобы они воздержались от финансирования данного проекта.

Об этом же можно прочитать и на лесном форуме GreenPeace. И в докладе - Совета по правам человека при президенте РФ.

Сейчас компания “Синбан” отчаянно ищет средства на китайских биржах. Не вызывает сомнения и тот факт, что затеянная “Синбаном” и чиновниками шумиха с арендой китайцами забайкальских сельскохозяйственных земель была направлена на скорейшее поднятие обесценивающихся акций этой компании. Думаю, при помощи забайкальских чиновников и возмущённой общественности им удалось достичь некого положительного результата на бирже.

Получается интересная ситуация. В Забайкальском крае имеются Министерство международного сотрудничества, Министерство природных ресурсов и в конце концов -Министерство экономического развития. При этом никто из них, якобы, не замечает, что на их глазах происходит откровенное крупномасштабное жульничество со стороны тех, кто этот проект продвигает и лоббирует во всех уровнях власти. Никто из них, якобы, не видит, что китайские инвесторы не спешат финансировать этот проект, в связи с высокими рисками. Более того, Амазарский ЦПК и компанию «Синбан» сейчас продают, но её никто не хочет покупать, она болтается между небом и землёй, а единственный покупатель – китайский завод по производству швейных машин Zoje Resources – не может окончательно оформить покупку потому, что сам на ладан дышит. Но наши чиновники носятся с этим проектом, как с писаной торбой. Все – от забайкальских до премьер-министра Д.А.Медведева.

«Полярная» уже почти два года не может продать акции на Шенчженьской бирже и найти средства на достройку ЦПК. А это крайне опасно не только для судьбы лесов Забайкальского края, но и для перспектив его экономики в ближайшие годы.

Риски для инвесторов были составлены спонсором операции с акциями покупателя - завода швейных машин Zoje Rеsources - фирмой New Times Securities Co. Документ на китайском языке можно скачать по ссылке. На Чайковского-8 есть кому этот документ прочитать и сделать выводы.

Первый риск - неопределенность с завершением строительства ЦПК и наличием после этого спроса на его продукцию.

Второй риск - непредсказуемость поведения российских властей.

Третий риск - уже сейчас стоимость объекта ниже понесенных на него затрат.

Четвертый - перспектива не вернуть вложения.

Пятый - не получить одобрение от Комиссии по ценным бумагам КНР.

Шестой риск - жульничество с оценкой стоимости ЦПК «Полярная», когда в активы стоимостью 541 миллион юаней записали налоговые льготы и скидки с попенной платы для арендатора в рамках приоритетных проектов. Аудитор сообщил, что пожары, изменения цен на землю и леса, поправки к льготам, увеличение налогов – все это может сказаться на данных активах.

Седьмой риск – «Синбан» не выплатит Банку развития Китая долги в срок до 2022 года, а это уже весьма вероятно.

Восьмой риск – дальнейший упадок уже дышащего на ладан завода швейных машин Zoje Resources. Акционеры уже потеряли 428 миллионов юаней в 2015 году и перспективы бизнеса неоптимистичны.

Исходя из перечисленного, нашему правительству вместо бравурных рулад про «пуск целлюлозного производства в 2019 году» важно честно и заблаговременно прогнозировать, какие у края имеются варианты устойчивого развития лесной экономики вместо обречённого Амзарского лесокомплекса.

Дмитрий Плюхин, общественник, экс-глава Могочинского района

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"