Игра на камеру
Чита медленно, но верно становится городом вечного гололёда, плохих дорог и плотного автотрафика. На водителей сваливаются новые испытания, появляются дорожные знаки, внедряются современные стандарты. И оглядываться теперь нужно не только на других автомобилистов и сотрудников ГАИ. В режиме онлайн за нами уже не первый год следят десятки умных камер. И плата за необдуманный маневр постоянно растет.
О том, как не разориться за рулем, об эволюции комплексов фиксации нарушений и многом другом, Заб.ру рассказал начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, подполковник полиции Сергей Чаплыгин.
Привыкаем друг к другу?
- Сергей Львович, с момента начала работы комплексов в нашем городе прошло почти три года. Что изменилось за это время? Давайте затронем самые важные цифры.
- Если говорить об истории, то концессионное соглашение с «Ростелекомом» было заключено в 2014 году, в июне 2015 года был установлен первый комплекс фиксации нарушений ПДД. Фактически, с этого момента в Чите началась работа проекта «Безопасный город». На конец 2015 года в столице края комплексами был оборудован один перекресток. Тогда работали 34 «Кречета» и всего три «Вокорда», фиксирующих скорость. Сегодня в Чите 26 оборудованных перекрестков, десятки стационарных и мобильных устройств фиксации.
- Насколько мы знаем, функционал комплексов расширился. За что теперь может прийти «письмо счастья»?
- 2017 год стал годом серьёзных изменений. У комплексов появились новые возможности и настройки. На некоторых перекрестках стали фиксироваться нарушения рядности, заезд под «кирпич». Кстати, движение под знак «Въезд запрещен» оказалось весьма популярным правонарушением. На перекрестках Кастринская-Богомягкова и Бабушкина-Столярова человека по три совершают такие нарушения ежедневно. Кроме того, в октябре-ноябре прошлого года комплексы «научились» распознавать выезд на полосу встречного движения. В ноябре 2016 года заработали комплексы на пешеходных переходах.
- Наверное, установка камер на «зебрах» привела к скачку зафиксированных нарушений?
- Здесь ситуация сложилась интересная. В ноябре 2016 года мы запустили пять пешеходных переходов, оборудованных приборами фиксации. В год запуска было привлечено чуть более тысячи человек, в 2017-м – более 15 тысяч. С одной стороны, мы видим, что произошел рост в 15 раз. Но если сопоставить периоды, то статистика говорит об уменьшении таких нарушений.
- А что говорит статистика по краю? Нарушать стали меньше?
- И да, и нет. Казалось бы, цифры однозначно говорят, что произошел рост. В 2017 году мы выявили почти на 100 тысяч нарушений больше, чем годом ранее. Но я считаю, что количество правонарушений всё-таки снизилось.
- Как это возможно?
- Все очень просто. За два месяца 2015 года единственный перекресток, оборудованный комплексами фиксации правонарушений, выдал столько пересечений стоп-линии на запрещающий сигнал светофора, сколько за 2017 год выдали все 26 перекрестков. Люди привыкли и, действительно, стали меньше нарушать. Такой вид нарушения, как выезд за стоп-линию, на перекрестке вообще умирает. За сутки по всему городу бывает 100-150 таких нарушений. Это кратно меньше, чем было раньше. Только представьте, только за первый день работы один перекресток Чкалова-Бутина в 2015 году дал 700 выездов за линию. Тем не менее, главное, что за весь прошлый год мы ни разу не достигли рекорда октября 2016 года. Тогда мы выписали 46 тысяч постановлений всего за месяц. Сейчас картина значительно лучше. И это, несмотря на увеличение числа работающих комплексов и их модернизацию. Я надеюсь, что в наступившем году тенденция сохранится и постановлений будет всё меньше.
Летим и замираем
- Получается, что пересечение стоп-линии лидирует среди самых популярных нарушений у забайкальцев?
- Конечно, нет. Первое место уже традиционно занимает превышение скорости. Таких нарушений больше половины. Из 409 тысяч выписанных протоколов, по результатам автоматической фиксации нарушений ПДД, порядка 260 тысяч – за нарушение скоростного режима. Еще один стабильный вид нарушений, который не снижается, это неправильная стоянка и остановка. Как было в 2016 году более 21 тысячи нарушений, так и осталось в 2017. Причем новых знаков за два года в городе, практически, не появилось. «ПаркРайты» ездят по тем же маршрутам, а люди как стояли под знаками, так и стоят. Причем штраф за это немаленький – 1,5 тысячи рублей.
- А где самые проблемные участки?
- Часто нарушают возле ТЦ «Эльдорадо» на Бабушкина. Это при том, что администрация торгового центра сделала всё, чтобы проблем с парковкой у водителей не возникало. Там расширили карман перед входом в здание, работает большая подземная парковка, много места возле жилого дома за торговым центром. Но, почему-то, горожане как парковались в зоне действия запрещающего знака, так и продолжают это делать, заставляя карман для остановки маршруток своими авто. В итоге, в час-пик маршрутка останавливается прямо на правой полосе по Бабушкина и перекрывает её. Образуется пробка. Мне вот эта позиция наших автомобилистов совсем не понятна. Такая же проблема на Богомягкова между Чкалова и Костюшко-Григоровича. Постановления там выписываются постоянно.
- Но ведь новые запрещающие знаки всё-таки появились в городе.
- Да, и некоторые были установлены по нашей инициативе. Мы выходили на читинский отдел ГИБДД с предложением запретить стоянку и остановку перед перекрестками. Часто возникает такая ситуация, что прямо перед пересечением проезжих частей правый ряд заставлен автомобилями. Один начинает принимать влево, чтобы прямо проехать перекресток, а второй принимает ещё левее для поворота и выезжает на встречную. Но роста числа выявленных нарушений новые знаки не дали. Это было сделано, скорее, для улучшения организации движения.
Чего ждать?
- Давайте вернёмся к модернизации комплексов. В прошлом году появился контроль рядности, выезда на встречную. Что будете добавлять ещё?
- Мы планируем дополнить еще несколько комплексов функцией фиксации выезда на встречную полосу. Это касается улиц Рахова, Авиационной, где некоторые любят выскакивать на встречную и объезжать поток. Надеюсь, в этом году специалисты донастроят и рядность. Контроль за её соблюдением появится еще на девяти перекрестках. Есть, конечно, такие пересечения дорог, где реально очень тяжело соблюдать правильность движение в ряду. Это, например, Бабушкина–Богомягкова. Если мы едем вверх по Богомягкова, там три полосы для движения. Правый ряд всегда заставлен машинами, причем карман предназначен для парковки параллельно тротуару, а люди ставят авто под углом. Там придется либо знаки устанавливать, либо карман ликвидировать. На каких-то перекрестках этого не потребуется.
- Но ведь это скорее не безопасность движения, а его организация.
- Да, борьба с пробками – важный момент в работе забайкальского ГИБДД. Часто пробки возникают, когда кто-нибудь из правого ряда выезжает, всех подрезает, чтобы повернуть. Остальным приходится останавливаться. Лучше будет предупредить такие ситуации. Поток ведь поедет быстрее.
- Судя по всему, потенциал у комплексов есть?
- Нельзя однозначно сказать. Я считаю, что уже установленные комплексы в Чите свой потенциал по снижению количества ДТП подисчерпали. Нужно ещё что-нибудь. Думаю, установка новых камер на пешеходных переходах поможет улучшить ситуацию с наездами на людей. Это нужно. Хотелось бы больше иметь комплексов на федеральных трассах в Забайкалье. На этих дорогах скорости очень высоки. Совсем недавно, в конце 2017-ого, был случай, когда муж с женой погибли на «Амуре». Путь от Читы до Могочи на внедорожнике у них занял около трех часов. Я понимаю, что дороги нужно убирать, но ехать 200 км\ч по скользкой дороге даже на хорошей машине, как видите, смертельно опасно.
- А есть реальные примеры, когда оборудование трасс комплексами снижает аварийность?
- Они совсем рядом. У наших соседей в Бурятии есть автодорога «Улан-Удэ – Урюмкан». На этом участке раньше было 12 погибших в год, а после установки комплексов, погиб один. Это результат профилактики. Ведь нет никакой тайны, где эти комплексы стоят, что они фиксируют.
- Но это касается стационарных комплексов. Есть же ещё передвижные «Арены».
- Да, есть. Они работают без изменений. Насколько я знаю, у «Ростелекома» имеются планы по покупке ещё девяти передвижных комплексов нового поколения. Скорее всего, это будут «Скаты». Их основное отличие от «Арен» заключается в том, что они фиксируют нарушения не в одном, а в обоих направлениях. «Скат» способен фиксировать даже выезд на полосу встречного движения. Хотя, не знаю, насколько эти планы реальны. Оборудование очень дорогое.
- В таком случае можно ли вообще говорить о профилактике? Мы ведь не знаем, где установлена переносная камера? Она не имеет никаких предупреждающих табличек.
- Профилактика с помощью передвижных комплексов идет. Использованием «Арен» и работой сотрудников ДПС удалось улучшить ситуацию с авариями на «арахлейской» трассе в летнее время, на автодороге «Чита-Ингода». Раньше там погибали и получали травмы много людей.
- Тогда почему бы не использовать только передвижные комплексы? Они ведь дешевле.
- Дешевле, но имеют один серьезный минус. Они работают только днем. Ночью «Арена» бесполезна в связи с низким качеством полученных фотографий. Поэтому в темное время суток аварийность на той же «арахлейской» трассе остается достаточно высокой, хотя и не такой, какая была раньше.
«Камерная» бухгалтерия
- Сергей Львович, в последние годы в нашей стране появилось несколько нововведений по оплате штрафов и получению услуг. Это и 50-процентная скидка, и возможность использовать портал госуслуг для отслеживания своих нарушений. Они как-то повлияли на ситуацию с погашением штрафов?
- Изменения происходят большие, и собираемость выросла кратно. По итогам прошлого года порядка 78% штрафов оплачивается в добровольном порядке. Раньше процент добровольной опалы штрафов за нарушения ПДД доходил лишь до 55. В 2015 году, когда мы начинали работы, собираемость была порядка 30%.
- Но ведь остаются те, кто не оплачивает штрафы даже со скидкой. Какова их судьба?
- Считаю, что приставы начали намного ответственней подходить к таким неплательщикам. Создан межрайонный отдел по взысканию административных штрафов, который, на мой взгляд, эффективно работает. Нам удалось наладить сотрудничество с ними. Доходит до того, что некоторые злостные неплательщики и вовсе остаются без машин.
- Говоря о штрафах, о каких суммах идет речь?
- Ещё раз скажу, что за 2017 год по результатам работы комплексов фиксации нарушений ПДД, мы вынесли около 409 тысяч постановлений. С учетом действия 50-процентной скидки в течение 20 дней, в бюджет Забайкальского края поступило более 168 миллионов рублей. Часто приходится слышать, что «Ростелеком» якобы нажился на камерах и обобрал людей. Мне тяжело говорить о том, чем с точки зрения бизнеса руководствовалась компания, но сегодня доход внедренная система «Безопасный город» им вообще не приносит. Слишком большие затраты…
О разбирательствах, ложных срабатываниях комплексов, распределении доходов от работы камер и чиновниках-нарушителях читайте во второй части интервью на портале Заб.ру в ближайшее время.