«Аргалейский». Большая история небольшого заказника

Общество, 14:26, 21 апреля 2018

От Читы до «Аргалейского заказника» «рукой подать» - 100 километров на восток. Границы этой особо охраняемой природной территории (ООПТ) отнесены к лесостепной части Агинского Бурятского округа. Датой основания заказника обозначено 20 мая 1997 года. А это значит, что почти год назад «Аргалейский» подвёл черту в своей 20-летней летописи.

«Аргалейский заказник» - особо охраняемая природная территория государственного значения была создана в целях сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных тогда ещё Читинской области.

Многообразие флоры и фауны, характерной для заказника, удивляет – благородный олень, тетерев, каменный глухарь, бородатая куропатка, джунгарский хомячок, полёвка Брандта, волк, лисица... Также встречаются чёрный аист, сапсан, заходят лось и кабарга. Основными объектами охраны являются изюбрь, рысь, кабан, глухарь, косуля. Собственно, истребление последней, приведшее к уменьшению её численности, и послужило веским основанием создания ООПТ. Бессменным руководителем охраняемой территории в остаётся Иван Николаевич Фёдоров. Именно он стоял у истоков заказника, а после продолжил своё благородное дело, встав на защиту природы в его пределах.

Следует отметить, что на территории «Аргалейского заказника» уже на протяжении пяти лет здравствует единственное в регионе крестьянско-фермерское хозяйство, специализирующееся на разведении маралов, - «Зымка».

Собственно, возможность пообщаться с Иваном Николаевичем, познакомиться с красотами заказника и маралами стала главной причиной того, что в одно субботнее утро журналисты экологического пресс-клуба «Берлога» оторвали головы от подушек на пару часов раньше и, вооружившись всем необходимым, отправились в путь.

Охотовед Фёдоров

Иван Николаевич встретил нас на кордоне, который и на кордон-то не похож. Настоящая усадьба. Аккуратные и добротные дом, хозяйственные постройки, домик для гостей. Все «брёвнышко к брёвнышку». Просто и очень уютно. Здесь же горка из наколотых дров, двор без единой соринки, дорожки, выметенные начисто. Вот он, «подчерк» хорошего хозяина!

- Заходите в дом, погрейтесь, - пригласил он, - Поздновато приехали. Маралы в лес уже ушли. Надо было успевать к утренней подкормке.

Охотовед дирекции по особо охраняемым природным территориям Забайкальского края Иван Федоров пришел в природоохранную профессию в 1982 году – сразу после службы в армии. 35 лет отдал он «Аргалейскому заказнику», которому в году минувшем «стукнуло» два десятка годков.

- Это на бумажках он появился 20 лет назад, а работа, предшествующая его созданию, велась намного раньше. В то время было непросто создать заказник. Очень многие прилагали усилия, чтобы помешать. Это и лесопользователи, и административные ведомства. Ведь создание заказника подразумевает, в первую очередь, закрытие охоты. А с этим не хотело мириться, в первую очередь, простое население, - начал свой рассказ Фёдоров.

Тогда, в далеком 1997 году, на месте будущей ООПТ не было ничего. Федоров считает, что только стечение обстоятельств и определённых людей тогда помогло обуздать бюрократию и зарегистрировать «Аргалейский» в государственном кадастре. И всё бы ничего, однако было и остается одно «но» неподвластное времени – чтобы создать заказник, что тогда, что сейчас - нужно организовать на его территории хозяйственную деятельность.

- Мы параллельно занялись созданием фермерского хозяйства, потому что нужны были средства на природоохранную деятельность. Ведь государство ни в прошлом, ни в настоящем на эти цели выделять их не спешило.

Вот так двадцать лет назад на топографическую карту Читинской области нанесли границы новорожденной особо охраняемой природной территории...

«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника

Его величество марал

Коль уж опоздали мы к утренней подкормке маралов, Иван Николаевич предложил проехать по периметру загона, как говорится «на удачу» - есть вероятность увидеть животных среди деревьев во время отдыха. Закинув в кузов УАЗика мешок овса, отправляемся в путь. Золотистое лакомство должно привлечь их и заставить спуститься к кормовой площадке.

Пока преданная охотоведу «буханка» карабкалась по припорошенной снегом дороге вверх, Фёдоров успел нам поведать о своем необычном для Забайкалья деле.

Разводить этих благородных и грациозных копытных он начал в 2012 году. Свою деятельность мараловед начал с партии телят-годовичков, привезённых с Алтая.

- Давно знал, что на территории нашего региона в дореволюционный период, примерно в 20-х годах 20-го столетия, разводили изюбрей. А марал и изюбрь - это практически один вид. А потом они исчезли. Я считаю, что в первую очередь причиной этого факта стала революция и гражданская война, - поясняет Федоров.

По его словам, не последнее место в благополучии маралов играет наличие труднодоступных и спокойных уголков. Транссибирская магистраль и её паутина железных дорог, сопровождаемая шумом и грохотом, также внесла свою лепту в неприятии животными забайкальской земли.

- А вот на Алтае есть местность, где сохранились маралы, глухой угол. Верховье Катуни, Уймон, Катанда - труднодоступные и спокойные места. Есть Чуйский тракт, но «железки» там нет, а это уже немаловажно. Там благодать для разведения этих животных.

Загон, где обитают маралы, разрезает смешанное редколесье заказника специальной мараловодческой металлической сеткой. Требования к последней особые – не ниже 2,3 метров в высоту. И выполнена она должна быть из проволоки сечением не менее 5-6 мм. Иначе животные могут её порвать или пробить.

- Всего купили 20 телят. Везли мы их с самого дальнего угла Алтая - местность Уймон называется. Один из важнейших моментов - транспортировка животных. Есть определённые нюансы и некоторые сложности. Перевозят маралов только в холодное время года: с декабря по март. Они боятся жары. Главное - обеспечить транспортируемое поголовье водой. Летом дорога до Забайкалья занимает не менее 4 суток. А вдруг поломка? Увеличение сроков транспортировки добавляет хлопот. Они же дикие! Мы 20 везли, а если больше? – откровенничает наш собеседник.

Акклиматизация маралов на территории заказника прошла нормально. Ведь забайкальские природные условия схожи с климатом алтайских гор. Только там растительный мир, обеспечивающий животных кормами, побогаче. И снега побольше… Однако он как раз тяжеловат для копытных – чтобы добыть себе пропитание им приходится изрядно потрудиться. Малоснежные зимы Забайкалья, наоборот, «на руку» – прокормиться заветными травами и кустарниками получается без особых усилий.

- По прибытию на постоянное место жительства поставили маралов на ветеринарный учёт. Провели забор крови. Животных племенные, поэтому имеют все необходимые документы.

…Прогноз Ивана Николаевича сбылся. Действительно, маралы перешли на противоположную от кордона сторону загона и, укрывшись от человеческих глаз, занимались своими нам непонятными делами. Заслышав звук приближающейся машины, животные встрепенулись, повернули головы в нашу сторону, поставили уши «топориком». Неудивительно, ведь мы нарушили их покой. Завидев у сетки чужаков, грациозные животные убегать не спешили, лишь отступили на десяток метров.

Чтобы у нас появилась возможность заснять маралов поближе, пригодился овёс, привезённый с кордона. Маневр удался – стадо спустилось к кормовой площадке. Хочется отметить, что эти чуткие и осторожные животные нас, чужаков, на приемлемое для съёмки расстояние подпустили не сразу. Подходили мы – уходили они. Уходили мы – возвращались они. Однако наше упорство все-таки было вознаграждено – видеооператорам и фотографам удалось набрать необходимое количество материала.

Наблюдать за этим благородным животным на расстоянии 5-7 метров – волнующее мероприятие. Стоишь, как под прицелом, не дышишь, чтобы не вспугнуть, а он сверлит тебя взглядом, мол, «стой на месте, приблизишься – убегу».

Конечно, если повезёт, в природе можно встретить диких родственников маралов – изюбрей. Но, сомневаюсь, что он сможет уделить столько своего личного времени журналистам. Иван Николаевич рассказал, что иногда изюбри подходят к сетке и «общаются» с одомашненными сородичами на своём известном лишь им языке:

- Постоят, обнюхают друг друга и расходятся.

На ферме подкармливают маралов сеном, зелёнкой и овсом, да в определённые ветеринарами периоды «угощают» средствами от гельминтов. Этого достаточно. Зимы в «Аргалейском» снежными не назовёшь, поэтому подножных кормов хватает.

«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника

- Своих во время кормёжки они подпускают близко. Можно даже потрогать, погладить,- пояснил мараловед.

Но мы не «свои» и заводить дружбу с нашей братией маралы не торопились. Только особи постарше выглядели спокойнее, нежели молодое поколение да самки с потомством.

Кстати, телята появляются у маралов в июне-июле в скрытых от человеческих глаз местах. К кормовой площадке самки выходят с уже окрепшими «детишками». В год телят-годовичков нарекают новым именем - сайки. Примерно в этом возрасте у них появляются первые рога, или шпильки, которые в дальнейшем по итогам бонитировки служат «пропуском» в тот или иной класс пантовой продуктивности.

- Маралы идут к размножению на третий год. У нас они только два года назад начали давать потомство. Мы получили только два приплода – в 2016 и 2017 годах. Разводят их, прежде всего, для получения пантов. Пока о каком-либо промышленном производстве говорить ещё рано. Для этого нужны сотни - тысячи голов. В настоящее время мы занимаемся увеличением поголовья. Можно было ещё купить и привезти, но это опять огромные затраты…

Сирота Феня

О косуле Феня, наверняка, знают многие жители Забайкалья. В июле 2017 года новость о том, что в Ивано-Арахлейском природном парке спасли детеныша косули, мать которого убили браконьеры, можно было увидеть практически во всех интернет и видео ресурсах Забайкальского края. Через несколько недель животное было передано «Дирекции по ООПТ Забайкальского края». Постоянным местом жительства косули-сироты был выбран Аргалейский заказник. Юную особу нарекли Феней и взялись усиленно откармливать.

Сейчас косуле около года. Феня живет и здравствует на территории заказника. Ей выделили особое место, где она чувствует себя полноправной хозяйкой своих владений. Питается она сеном, вениками и… молоком. На кордоне пока не торопятся отучать её от любимого лакомства. Животное приветливо и ласково. Однако мужчин подпускает к себе с опасением.

- Она женщинам доверяет, - с улыбкой отмечает охотовед.

Будущее молодой косули предсказать несложно. Она так и останется и диким, и домашним животным одновременно. Инстинкты, данные природой при рождении, не позволят стать абсолютно ручной. А забота человека «закрыла» возможность возвращения в естественную среду обитания. Она в ней не выживет.

Сейчас Феня гуляет в окрестностях кордона, а на ночь возвращается в свои владения – там спокойнее. Когда косуля достигнет половой зрелости, то может уйти от человека, но, как показывает практика, большинство «беглянок» все же возвращаются в места, где были окружены заботой человека. Иногда ещё и потомство с собой приводят. Как говорится, время покажет...

«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника«Аргалейский». Большая история небольшого заказника

На страже "Аргалейского"

По возвращении из леса Иван Фёдоров находит время для беседы с нами. Он с охотой рассказывает о своей профессии и о заказнике.

Забот у него, как и у охотоведа любого заказника, много. Рабочий день начинается с планирования.

- По мере возможностей, в первую очередь, занимаемся объездом территории, выявлением нарушений. Первостепенная же наша задача – охрана территории Аргалейского заказника, площадь которого 12 000 га. Это один из самых маленьких заказников в крае, - поясняет Иван Николаевич.

Фёдоров – единственный охотовед на этих 12 тысячах гектаров. Справляться с объёмом работ помогают егеря и госинспекторы из Дирекции ООПТ Забайкальского края. Иначе никак. Сегодня нехватка охотоведов и государственных инспекторов – проблема всей России. Не по силам государству содержать квалифицированных специалистов.

Месяц назад в заказнике закончили зимний маршрутный учёт животных. ЗМУ – основной метод, позволяющий определить число животных после про­мысловой численности в охотни­чьих угодьях на больших террито­риях. Он позволяет воссоздать общую картину биотопического размещения охот­ничьих животных. Проводится он при наличии снегового покрова по заранее запланированным линейным маршрутам, равномерно охватывающим типы охотугодий, с 1 января по 15 марта. Основан на подсчёте числа следов млекопитающих раз­ных видов, пересекающих линию маршрута. Чем боль­шее число следов зверя будет встречено на маршруте, тем выше его плотность на данной террито­рии.

Весенние месяцы интересны своими хлопотами. Сейчас в Забайкалье наступила пора пожаров. Так наш край переходит из весны в лето. В «Аргалейском», как и везде, проводится мониторинг и предотвращение лесных пожаров. По сути, это отдельная глава в жизни каждой особо-охраняемой природной территории Забайкальского края. С «врагом» в огненной рясе один на один приходилось встречаться не одной ООПТ региона, занося в книгу потерь десятки особей уникальных видов животных и километры реликтовой флоры. Поэтому в заказнике к горючей страде готовятся заранее.

За весной наступит лето. Это период заготовки «провианта» для животных на зиму. Засевается овес «на зеленку» для маралов - «в колос» для кабанов, заготавливаются сено и веники лиственичных для копытных. Помимо перечисленных выше, следует отметить уточнение границ заказника, лесопатологическое обследование лесов, установка аншлагов, сезонные полевые работы.

Для Ивана Николаевича «Аргалейский заказник» - это жизнь. Где родился, там и пригодился.

- Родился я в селе Аргалейская пилорама, что в трёх километрах отсюда. Всегда был рядом с природой. В армии тянуло вернуться в родные края. И вернулся, - откровенничает охотовед.

В 2017 году вышла его книга «Записки егеря», в которой наш герой подробно описал свои трудовые будни. В твёрдом переплёте для потоков обосновались воспоминания человека, посвятившего свою жизнь охране природы родного Забайкалья. На наш вопрос: «Что хотите реализовать в заказнике в будущем?» Фёдоров ответил:

- В планах хотя бы всё это сохранить. Потому что при нынешнем развитии жизни, при недопонимании людей важности в ней дикой природы и животного мира непросто развивать это направление. Хотя бы сохранить…

Фоторепортаж "Зымка" - забайкальская обитель маралов" можно посмотреть в Галерее Заб.ру

Материал подготовлен при поддержке Амурского филиала WWF России

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"