Роботы руками детей

Сила в людях, 18:09, 5 сентября 2018

Все мы знаем, что освоить техническую специальность – крайне сложно. Научиться собирать робота – простому обывателю кажется чем-то недосягаемым. А научить детей делать роботов, пусть даже и простых – задача, как может показаться, невозможная. Но, тем не менее, в центре детско-юношеского технического творчества Забайкальского края руководители технических кружков и их подопечные способны и не на такое.

О том, как происходит процесс обучения детей технике, чем дети занимаются в научно-технических кружках, рассказал методист ДО ЦДЮТТ Александр Сажин.

Роботы руками детей

Лихие 90-е

- Как у вас появилась любовь к технике?

- Сформировал её мой отец – Анатолий Васильевич Сажин, который является основоположником организованного детского технического творчества в Забайкалье. Подчеркиваю – организованного. Потому что и до появления станции юных техников, конечно, были у нас энтузиасты, которые занимались созданием кружков. Но организованный характер этому движению предал мой отец в 1956 году, возглавив отдел науки и техники.

- Как развивалось движение, созданное вашим отцом?

- Это организованное движение вначале развивалось на основе школьных кружков, дворцов пионеров. Но постепенно стала формироваться собственная сеть детского технического творчества, то есть станция юных техников. И до 90-ых годов у нас этих станций было около 18. К сожалению, лихие 90-е годы пагубно сказались на состоянии. Но, тем не менее, нынешний детский юношеский центр технического творчества существует. В нём я и работаю в качестве методиста.

- В чём конкретно заключается ваша работа?

- Работа методиста – это оказание помощи руководителям кружка в улучшении качества организации занятий, поиск новых направлений работы, может быть, методическое руководство. У нас есть люди как с педагогическим образованием, так и «технари». В то же время, работа с детьми имеет определённую специфику. И «чистому технику» достаточно сложно найти общий язык с ребёнком, тем более - небольшого возраста, пытающегося чем-то заняться. Поэтому надо найти такие способы общения. В этом определённую помощь я и пытаюсь оказывать.

- Вы также преподаёте авиамоделирование. Расскажите, как вы к этому пришли?

- Вообще, я занимался больше радиотехникой. Отец был радиолюбитель, и я самостоятельно выполнил ряд конструкций, в то время это были довольно серьёзные вещи. Я делал приёмники прямого усиления, делал магнитофоны, электрогитары и прочие радиоэлектронные конструкции, которые в те стародавние времена купить было огромной проблемой. Таким образом, занимаясь самостоятельно, научился работать руками. В последующем, когда работал директором станции юных техников, пришлось, в силу особенностей работы, познакомиться и с авиамоделированием, и судомоделизмом, и ракетомоделизмом, и картингом. То есть я достаточно неплохо разбираюсь в направлениях детского технического творчества. Мне несложно сейчас работать. Я знаю как организовать и провести соревнования по картингу, хоть требования и изменились, но принцип организации и проведения остался. Но это спортивно-техническая часть. У нас также есть и научно-технические направления. Радиоэлектроника, например, робототехника – здесь меньше спорта, больше интеллектуального развития.

Роботы руками детей

Уникальная система допобразования

- По какому принципу проходят кружки? И с какого возраста дети начинают ходить на них?

- Ребята сюда приходят с первого класса. Нужно обязательно отметить, что такой системы дополнительного образование в мире нигде нет, кроме России. То есть - это определённая система. Возможность обладать дополнительными умениями и навыками заложена в общеобразовательный учебный план. Занятия у нас начинаются с кружка начального технического моделирования. Дети могут прийти и в дошкольном возрасте, но лучше всё-таки в школьном. Ребята учатся простым техническим приёмам, терминологии, работе с измерительным инструментом, составлением и чтением чертежа. Вот такие элементарные навыки они отрабатывают и простенькие поделки делают. Это на протяжении двух-трёх лет позволяет им получить начальное техническое образование, а далее уже перейти в более сложные кружки – в судомоделирование, авиамоделирование, радиотехнику и т.д. Этот путь более реальный и эффективный.

Занятия у нас проходят на добровольной основе, мы никого не удерживаем. Ребёнок пришел самостоятельно, сам выбрал, записался и ходит. Да, он может заболеть, быть перегружен в школе – это всё в определённых пределах допускается. Если ребёнок, например, не ходил полгода, а потом пришел – он может получить рекомендацию бросить это дело, чтобы больше не отрывать руководителя. А если говорить о рабочей ситуации, то ребёнок ходит добровольно.

- Бывает, что приходят дети дошкольного возраста?

Сейчас приводят пятилетних детей и говорят: «Вот, возьмите, он у меня очень умный, мы хотим заниматься робототехникой». Да, он пытается заниматься, что-то делать, включать свои скрытые резервы для понимания, но, по сути, он не может осознанно заниматься конструированием роботов, он просто воспроизводит какие-то отдельные детали, притом, что целостной картины у него не формируется. И, как правило, такой ребёнок, позанимавшийся какое-то время, теряет к этому делу интерес. Либо его обгоняют, либо он отстаёт. А когда образовательный процесс идёт по определённым этапам – это может быть более долгий путь, зато более уверенный.

Роботы руками детейРоботы руками детейРоботы руками детей

О робототехнике

- Расскажите подробнее про кружок робототехники.

- Занимаясь в кружке робототехники, ребёнок сам создаёт конструкцию робота. Первоначально с помощью самоучителя - есть специальная программа для обучения по сборке. Затем он программирует, то есть сам настраивает «мозги» робота, который по определённо заданной команде выполняет определённый набор каких-то действий. До искусственного интеллекта мы ещё не дошли, но, по крайней мере, запрограммировать на выполнение определённого перечня движений и действий наши ребята уже могут.

- Что сейчас делают роботы в центре?

- Это предмет большого разговора. Но начальный курс робототехники состоит из нескольких разделов. Предположим, есть, так называемый, «робот пятиминутка» - самый простейший робот, который перемещается, встретив на своём пути препятствие – отступает, разворачивается и дальше едет. То есть, в пределах ограниченного пространства этот робот находит оптимальный путь для свободного перемещения. Дальше определённые датчики и ситуации добавляются, он начинает, например, реагировать на освещенность. Если мы наносим на белый фон чёрную линию, то робот начинает эту линию отслеживать. Всё это идёт в развитии. Поэтапно ребёнок эту дисциплину изучает, наращивая сложность выполняемых действий, и, развиваясь сам, получив базовые навыки программирования, он дальше может самостоятельно сконструировать какую-то машину, робота и задать ему определённую задачу.

- Какие команды выполняют роботы?

- Это может быть сортировка предметов по цвету и по размеру. Робот может разместить предметы в склад и оттуда их переместить в заданное место. То есть это, на первый взгляд, «немудрящее» занятие аналогично работе кладовщика. Он, также как робот, перемещается, ищет то, что ему нужно, берёт, несёт и выдаёт. Это всё, в принципе, при определённых затратах, мы можем поручить роботам. Технический прогресс, кстати говоря, к этому нас и наталкивает, что в ближайшей перспективе часть монотонного, непроизводительного и низко квалифицированного труда будет передано роботам. В этом и состоит третья научно-техническая революция.

- Как проходят занятия по авиамоделированию?

- У нас используются недорогие модельные материалы, дети получают некий теоретический курс. А потом уже на практике делают планеры – свободнолетающую модель, затем самолёт с резиновым мотором, а дальше – безбрежное поле. Сейчас появилась возможность делать самолёты с двигателем внутреннего сгорания, с электродвигателем, популярные квадрокоптеры – это у нас тоже имеется. Из-за серьёзного обновления базы, у нас активизируются новые направления. Ребёнок имеет возможность построить квадрокоптер - у нас для этого есть материалы. Ребята, изготовив простенькие модели, могут строить более сложные. Также дети могут строить пилотажные модели – это также реализуемо.

Вообще, у нас достаточно сильный состав руководителей кружков. У нас есть Станислав Яковлевич Дударев – мастер спорта по авимодельному спорту, член сборной России.

Роботы руками детей

«Троллейбус наоборот»

- А свои поделки дети могут забрать домой?

- Мы не ставим цель на этом зарабатывать. Вообще, некоторые модели больших и сложных кораблей делаются несколько лет. Модель огромная, дома её даже хранить не получится, поэтому, по взаимной договорённости, ребята оставляют свои поделки здесь. У нас также есть самолёты, которые ребята оставляют. В центре есть выставка с этими моделями. Есть также поделки, которые потребовали больших вложений нашей организации – это радиоаппаратура, например. Тогда мы находим компромисс, допустим: ты сделал модель, полетал, поуправлял – давай её здесь оставим. Но у нас нет такого, что мы со слезами отбираем: «Отдай и всё!».

- Были ли у вас ученики, сделавшие что-то сложное, нетипичное для своего возраста?

- Был такой – Сергей Куйдин. Сейчас он уже взрослый мужчина, живёт в Москве. Он пришел ко мне на автомодельный кружок. Кружок был своеобразный – это было новое направление «трассовый моделизм». То есть строили мы модели 1:24 – полная копия автомобиля. Строилась деревянная токопроводящая трасса. Получался такой «троллейбус наоборот». Показать на пальцах это крайне непросто, но в то время, когда нам не показывали «Формулу-1», это было очень интересно для ребят. Они получали иллюзию участия в таких автогонках. Трасса была длинная – около 25 метров и 4 машины можно было одновременно поставить. Вот ребята строили эти машины, а я вместе с ними. Потом появилась возможность участвовать во всесоюзных соревнованиях по этому направлению. Мы туда ездили три раза. Ребята были – Сергей Куйдин, Дмитрий Букин, ещё несколько человек. А Серёжа оказался достаточно талантливым в этом деле – он делал очень интересные машины, очень точные копии. Потом стал делать радиоуправляемые модели, было это в 90-е годы. Само собой - это было крайне интересно. Самое главное, тогда это негде было купить – приходилось всё делать самим. И вот он, позже работая руководителем кружка, сделал с ребятами шагоход на шести лапах. Такая штука, очень интересно шагающая. У нас проходили научно-технические выставки - он там занимал места. Потом, когда меня позвали в региональный орган управления образованием, Серёжа стал директором станции юных техников, но позже случились 90-е годы, стал он зарабатывать большие деньги и уехал в Москву заниматься бизнесом.

- Что можете ещё вспомнить из своей работы?

- Соревнования по картингу были очень интересные. Сейчас мы их проводим на Мемориале, собираем 18-20 машин. А раньше на такие соревнования собиралось около 100-130 ребят со всего Забайкалья. География была более широкая. Кстати, у нас и результаты были неплохие. Наши ребята потом ездили в Курск, там в основном проходили соревнования по картингу. Там была и первая трасса для него. Призовых мест не занимали, но у нас и условий не было, трассы не было. Мы проводили соревнования на площади Революции, сейчас это место заняли. Приходило много зрителей всегда. Соревнования мы проводили два раза в год – осенью и весной, потом сразу происходил наплыв в школу картинга. Тем более, что раньше это было бесплатно. Если сейчас приходится родителям вкладываться, в тот же картинг, там 90% оплачивают родители. И машина, и экипировка – всё должно быть фирменное, оригинальное, чтобы соответствовало требованиям. Кстати, раньше и требования были меньше, и картинг был доступнее. А нынешний «карт» стоит от 350-400 тысяч рублей.

Роботы руками детей

Дмитрий Рыбак

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"