Не стреляйте в спящих медведей

Наши законодатели изо всех сил пытаются защитить от публичной критики чиновников, путая их с государственной символикой и властью.
Недавно произошёл нашумевший трагикомичный случай в Иркутской области. Тамошний губернатор Сергей Левченко благодаря интернету был застукан на таком вот способе охоты: в окружении свиты он подошёл к медвежьей берлоге и стал стрелять в спящего зверя.
Бросаются на амбразуру
Ну, естественно, в обществе поднялся шум, делом занялся следственный комитет. Но сейчас не об этом. А о комической стороне дела. Один из придворных егерей, дабы защитить от правосудия своего патрона, лёг на амбразуру и сделал публичное заявление: дескать, это он заранее убил медведя, затем положил его в берлогу, чтобы губернатор смог насладиться охотой, стреляя в мёртвого зверя.
Сюжет для Салтыкова-Щедрина – это точно. И неизвестно, кто выглядит здесь более комично: сам губернатор, его придворный егерь или свита, которая наградила бравый выстрел главы региона бурными аплодисментами, а потом, вытащив труп медведя из берлоги, горячо трясла руку патрона, поздравляя с удачной охотой…
Вот кто здесь больше виноват: автор ролика, губернатор или провайдер? Вопрос не риторический и не праздный. Дело в том, что недавно отдельные депутаты внесли в Госдуму законопроекты, предусматривающие наказание за оскорбление власти. Первый законопроект предлагает считать оскорбление общества, государства и органов власти в интернете административным правонарушением. Ответственность за него – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или арест на срок до 15 суток. Второй законопроект ускорит блокировку подобных материалов. Если документы примут, Роскомнадзор сможет ограничивать доступ к ним без решения суда. Законопроекты запрещают распространять в интернете материалы, которые выражают «в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам… и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».
Вот пойди и разберись: то ли интернет оскорбил власть этим роликом, то ли его автор нанёс вред власти, то ли губернатор в явно неприличной форме оскорбил и общество, и саму власть, выразив к ним неуважение? И какой смысл вкладывают законодатели в понятие «в неприличной форме»? Пусть пояснят. Карикатуры на представителей власти надо теперь давать только в «приличной форме»? Или писать о губернаторе-браконьере тоже только прилично? А это как? Ведь даже русский царь не осудил Гоголя за его пьесу «Ревизор», где чиновники, олицетворяющие власть, были показаны явно в неприличной форме, а когда пьеса была поставлена в театре – сходил, посмотрел и смеялся над незадачливыми чиновниками у власти со всеми вместе. А тут российские депутаты бросаются на амбразуру, под стать губернаторскому егерю, и пытаются вывести из-под критики власть, то бишь себя любимых, прикрываясь государственной символикой и проч. Ну, чисто медвежья услуга.
Не хотелось бы учить законодателей законодательству, но пусть заглянут в законы и увидят, что статьи об оскорблении, о моральном вреде и деловой репутации уже есть и в уголовном, и в гражданском кодексах. И не надо ломиться в открытую дверь. А ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод хотелось бы для них процитировать: «…свобода выражения мнения распространяется не только на «информацию» и «мнения», воспринимаемые положительно, считающиеся не оскорбительными или рассматриваемые как нечто нейтральное, но и на оскорбительные, шокирующие или причиняющие беспокойство. Указанное является требованием плюрализма мнений, терпимости и либерализма, без которых бы не существовало демократического общества».
«Неча на зеркало пенять…»
Дело-то, думается, не только в интернете. Наши законодатели и чиновники всех мастей и рангов давно корень всех бед видят не в собственной деятельности, а в том, что журналисты часть пишут о действительности не в розовых красках, а в критическом ключе. Вот недавно министр здравоохранения нашего края Сергей Давыдов в здравом уме и твёрдой памяти заявил, что медики уезжают из края потому, что общественность всё время говорит о плохой медицине в регионе. И всё это озвучивают СМИ. Подразумевается: вот говорили бы сладко – и врачи бы не уезжали.
Интересная мысль. Давайте, братья журналисты, хоть пару месяцев будем писать про то, какая у нас в Забайкальском крае прекрасная медицина – и медики перестанут уезжать. А будут приезжать к нам. И благодарить за предоставленное рабочее место.
Что говорить, не только в верхних этажах власти, но и в крае охотников укоротить прессу немало – от высоких руководителей до тружеников торговли или просто бдительных граждан. Тон, как мы помним, в стремлении «ужесточить закон «О СМИ» задала тогдашний председатель Заксобрания, а после губернатор края Наталья Жданова. Её горячо поддержали наши казаки, предложив «наказывать журналистов за искажения информации» и за «тенденциозную подачу информации». При этом под «искажениями» и «тенденциозностью» они понимают позицию, которая идёт вразрез с их, казаков, позицией. Следом гордума Читы предложила лишать журналистов аккредитации «за ущерб работе депутатов», а бывшее управление делами администрации края попыталось запретить журналистам проходить в здание по удостоверениям. Недавно и автор этих строк столкнулся с вопиющим случаем, пытаясь пройти на публичные слушания по бюджету. Оказывается, у чиновников краевой администрации особое представление о публичности… для избранных. А удостоверение члена Союза журналистов РФ ничего не значит. Полицейский кордон был непреклонен.
А вспомним, как некогда представитель МИД России в Чите Алексей Котельников сообщил, что после скандала, который был поднят в СМИ в связи с возможной передачей забайкальских земель в аренду китайской компании, инвесторы из КНР с осторожностью относятся к сотрудничеству с нашим регионом. Резюме: «Работу необходимо проводить для того, чтобы СМИ не пугали своими сообщениями инвесторов, в том числе это относится и к большому количеству криминальных новостей».
Призывами не критиковать, а создавать прекрасный имидж нашего края отметились все губернаторы края последних лет. Согласен, давайте создавать прекрасный образ Забайкальского края. Только вот делать это надо на основе реальной действительности, а не законов, отгораживающих чиновников от критики под надуманными предлогами.
И хорошо было бы, если бы наши губернаторы и чиновники повыше не стреляли в спящих медведей, тогда не придётся писать о власти «в неприличной форме».

Новогодний вечер на площади Ленина в Чите – фоторепортаж ZAB.RU

В России раскрыли условия для получения пенсии больше 30 тысяч рублей

Анна Шангина: "Не будем вспоминать все ситуации моей бытности"

Приказ Минздрава, «некорректная» Шангина и Харагунская больница, которую нужно отстоять

Яна Шпак возглавила "Мой бизнес". "Она прошла процедуры"

Дай Бог, пусть будет по старой пословице - их самих яма скорее дождётся. а вообще - надо мигрантов из Африки в нашу столицу на пмж пустить. они скорее решат проблему, чем мы. ну, как во Франции не очень давно было...
Получается, что журналисты наряду с чиновниками «мозги пудрят» гражданам края или кормят обещаниями. А ведь могли бы делать благое дело для края.
Взять хотя бы о планах развития края. Гражданам не нужны хотелки чиновников, им подай что будет в крае через год, два, пять, десять лет и тогда они примут осознанное решение – уезжать из края или перетерпеть и настанут лучшие времена. А для принятия более точного решения им необходима информация, а какова инвестиционная привлекательность в Забайкальском крае, т.е. на каком месте в России среди субъектов мы находимся и лучше если с расшифровкой по видам деятельности или производств. Тогда у людей будет возможность переучиться заранее на иную специальность или получить требуемую специальность через год, два, пять лет.
К примеру в целом Россия находится на 107 месте в мире.
И в каждом случае народное возмущение было очевидно.И?