Чиновники в осаде «ветхой крепости»
Среди каскада предостережений замгенпрокурора РФ Игоря Ткачева чиновникам нашего края, объявлено данное взыскание и министру территориального развития Виктору Паздникову - за невыполнение программы по переселению из ветхого и аварийного жилья.
Треснутая надежда
Этой проблеме уже лет двадцать – с тех пор как в нашем регионе стали появляться программы переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Однако особую остроту она приобрела в последние годы, когда была возведена в ранг национальной программы, с которой шутки плохи. И потому за неё взялась Генпрокуратура, а тон предостережения Игоря Ткачёва категоричен: «Я объявляю вам предостережение. В случае невыполнения программы по переселению из ветхого жилья… вы будете привлечены к ответственности».
Оснований для этого более чем достаточно, и они озвучены прокурорскими работниками. Здесь и недофинансирование, ненадлежащий контроль за реализацией программы, а также то, что строящиеся в рамках программы дома ещё до заселения признаются аварийными. Забайкальский край остаётся одним из отстающих по качеству реализации программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. А тут ещё и качество строительства жилья для переселенцев не вписывается ни в какие рамки. «Три вновь построенных по программе многоквартирных дома признаны аварийными. Один из них буквально треснул пополам. Помещения практически в 70 домах не соответствовали нормам и правилам безопасности. Сейчас их осталось 22. До сих пор ожидают расселения 280 человек», - говорится в сообщении прокурора края Василия Войкина.
За этими сухими словами прокурорских работников кроется многолетнее наплевательское и, можно сказать, издевательское отношение наших краевых чиновников к людям и проблеме. И стало настолько нетерпимым, что потребовалось вмешательство Генпрокуратуры. Но и это ещё не вся картина, характеризующая чиновничьи игры и их цинизм в данной деятельности.
«Секретные материалы» по «ветхой» программе
Не знаю, известно ли прокурорским работникам то, как пытались махинировать с программой по переселению граждан чиновники края, но наши прежние выступления по этому поводу почему-то не нашли отклика в областной прокуратуре. Сегодня же, когда проблема всё более обостряется, кое-что целесообразно, видимо, напомнить.
Так вот, очередные, 14-е, изменения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы принимались в обстановке удивительной кулуарной закрытости. Поправки были утверждены 14 марта 2017 года, а через три дня, 17 марта, опубликованы в газете «Забайкальский рабочий». Но не в текущем номере, как это было всегда, а в неком литерном №48-а тиражом 500 экземпляров. В газетных киосках этого номера не было, а по подписке, судя по ограниченному тиражу, он тоже не рассылался. Куда девался, кому распространялся или не распространялся вообще – вопрос в тумане. С чего бы такая секретность?
Случайно став обладателем этой библиографической редкости в виде «Забраба» за № 48-а и ознакомившись с новыми поправками региональной адресной программы, понял, что мы имеем дело с неким лукавством, если не сказать большего. Программа претерпела такие изменения, которые, судя по всему, должны серьёзно облегчить её выполнение в то время новой бригаде губернатора за счёт тех самых людей, которые ютятся сегодня в ветхих и даже опасных для жизни халупах. Ибо урок предыдущего главы края Константина Ильковского, ушедшего с должности по причине невыполнения этой самой программы, вселял, очевидно, страх и команде нового руководителя. Неслучайно данная «секретность» осуществлялась под кураторством бывшего теперь зама губернатора Дмитрия Кочергина.
Поэтому и захотелось сравнить новый «секретный» документ с предыдущими программами.
Сократил – и спи спокойно
Итак, давайте сравним индикаторы программы от 17 августа 2015 года (времени предыдущих изменений) с той, которая содержит корректировки в постановлении правительства от 14 марта 2017 года.
Авторы последних изменений в программу решили, очевидно, что раньше общая площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов была завышена, поскольку определялась в объёме 108 185 кв. м. И потому записали другую цифру – 106 199 кв. м. Вряд ли такая ревизия справедлива, ибо аварийных домов никак не убавилось с 2015 года, а наоборот прибавилось. Видимо, здесь есть определённый смысл: занизить план, чтобы легче было его потом выполнить.
Соответственно подверглась изменению в сторону занижения и расселяемая площадь жилых помещений, особенно с участием финансовых средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ – эта площадь с 78 186 кв. м. снижена до 74 955 кв. м. В целом же расселяемая площадь изначально была запланирована в объёме 86 074 кв. м., теперь же снизилась до 84 160 кв. м. В результате пострадали люди, наши земляки. Если ранее по программе планировалось переселить из ветхих домов в новые квартиры 4 722 человека, то теперь на это могут рассчитывать только 4 594 потенциальных новосёлов.
Но может быть новой команде губернатора это потребовалось, чтобы снизить затраты на реализацию программы – бюджетные деньги-то в дефиците. Но нет: объёмы финансирования, судя по документу, не уменьшились, а увеличились. В изначальной программе потребность в финансировании мероприятий за счёт всех источников в 2013-2017 годах составляла 2 млрд 742 млн рублей, а теперь эту сумму увеличили до 2 млрд 946 млн рублей. При этом видим, как основная финансовая нагрузка перекладывается на федеральный Фонд содействия реформированию. В изменённой программе за 2015 год Фонд должен был выделить на мероприятия 1 млрд 461 млн рублей, теперь же ему планируется отстегнуть 2 млрд 50 млн рублей – прибавка солидная. Это хорошо, если всё согласовано и удастся потрясти федералов больше, чем намечалось, действительно для дела.
Но, судя по тому, как власти усердно прятали новый вариант изменённой программы, в этом есть большие сомнения. Особенно когда вот так с лёгкостью федералы идут на увеличение финансирования на полмиллиарда рублей. При этом заметим, что средства краевого бюджета на финансирование программы с 832 млн 681 тыс рублей сокращены до 446 млн 49 тыс рублей. Нагрузка же на муниципалитеты увеличилась – с 447 млн 240 млн рублей до 449 млн 359 тыс рублей.
Примечательно, что после публикации статьи «Как отрихтовали «ветхую» программу» пришло опровержение из министерства территориального развития края. Ничтоже сумняшеся Минтер опровергал очевидное: дескать, все эти поправки были сделаны после новых уточнений нуждающихся в переселении граждан. Говорилось, в частности, что муниципальные начальники сначала признали дома ветхими и аварийными, просили включили их в программу по переселению, а потом признали пригодными для проживания. Другие опровержения были под стать этой глупости. И об этом мы тоже писали в статье «Поправки облегчают жизнь чиновникам».
Режут по живому
В то время, когда чиновники, ответственные за данную программу, корректировали её в сторону уменьшения, большое количество граждан, проживающих не просто в ветхих, но даже в опасных для жизни, давно сгнивших домах добиваются включения их в программу переселения. Однако встречают при этом огромное сопротивление чиновников. Забайкальское отделение Общероссийского народного фронта, занимающееся этой проблемой, сообщает, что его завалили жалобами - 400 жильцов многоквартирных домов барачного типа только в Чите просят помощи активистов о включении их в эту госпрограмму.
Можно привести множество драматических историй, но сошлёмся на одну, особенно показательную. Вот дом №6 по ул.Нечаева. В 2006 году его
включили в программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. И были все основания: в стенах дыры, полы повело, и они отошли от плинтусов, потолки просто грозят обрушиться на головы жильцов, кровля сгнила, печи засорились. Дом со времени постройки в 1930 году ни разу не ремонтировался. И что вы думаете? В 2018 году комиссия признала дом неаварийным и исключила из очереди на расселение… Очевидно, чтобы обеспечить поправки в «секретную» программу.
Зададимся вопросом: кому выгодны все эти изменения в адресную региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья? Ответ напрашивается сам: выгодно только тем, кто отвечает за ее реализацию в крае. С одной стороны, занижены объёмы строительства и количество переселяемых в новые квартиры граждан, с другой – увеличено финансирование. И отрапортовать по выполнению программы вроде легче, и половить рыбку в мутной воде тоже возможно…
Но, как видим, и с этой, заниженной программой, чиновники из правительства и Минтера края не справляются – кишка тонка. А люди мучаются в развалюхах и разных халупах.
Возможно, прокурорское предостережение на сей раз поможет и отобьёт охоту у чиновников махинировать с программой?