Казалось бы, при чём здесь Хосоев?
И действительно, сколько бы журналисты не писали о хронических нарушениях в работе Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, сколько бы следственные органы не находили там материалов для уголовных дел, сколько бы не проводилось там обысков и допросов, а руководитель этого департамента Алексей Владимирович Хосоев каждый раз оказывается ни при чём. Не он это!
Удивительно, что вопросов к Хосоеву не возникает не только у правоохранительных органов, но и у забайкальских властей. Видимо, и тех и других вполне устраивает руководитель, ведомство которого неэффективно расходует средства регионального и федерального бюджетов, допускает крупные нарушения вплоть до проведения в департаменте следственных действий и обысков. Странно как-то: руководитель руководит ведомством, которое плохо работает, очень плохо, на десятки миллионов рублей плохо, но при этом он всех и вся устраивает.
Подчинённые якобы без его ведома десятками миллионов транжирят бюджетные деньги, неэффективно их расходуют, прикармливают при департаменте аффилированных риелторов, подсовывают детям-сиротам полуразрушенное жильё по сомнительно высоким ценам, риелторы реализуют незаконные схемы обогащения, а ему всё нипочем. Видимо, стиль руководства такой, особенный: «Там, внизу подо мной подчиненные что-то воротят, но я ничего не знаю и вообще это не я».
Вопрос: для чего тогда в департаменте Хосоев? Руководить нарушениями и злоупотреблениями? Организовывать всё то, что описано выше? Или всё-таки приложить максимум усилий, чтобы давно уже навести в ведомстве порядок и сделать его работу эффективной? По моему мнению, точно не третье – уж за четыре-то с половиной года можно было там всё наладить и отладить.
Можно освежить память и вспомнить неприглядные дела, связанные с работой руководимого Хосоевым департамента, которые освещались в СМИ. Поскольку я сам писал многие публикации об этом ещё с 2015 года, то мне нетрудно будет выделить главное.
Хосоев пришёл руководить Департаментом госимущества в январе 2015 года. И практически сразу, буквально через несколько месяцев в Могочинском районе, которым я в то время руководил, появилась риелтор ИП Эрдынеева Дари Батожаргаловна, предлагающая через своего агента услуги населению по продаже их квартир и домов государству с целью обеспечения жильём детей-сирот. Появилась сразу же после объявления Департаментом соответствующих электронных торгов. Казалось бы, всё законно! Однако ко мне стали обращаться взволнованные граждане, и я выяснил, что риелтор пытается «наварить» на каждой сделке по 100, а то и 300 и более тысяч рублей. Более того, риелторы заранее знали, сколько квартир и для кого собирается закупить Департамент. Откуда, простите? От бабушек на лавочке или из телевизионных новостей? Разумеется, что из самого Департамента! В то время я направил краевым властям письмо о том, что эти сотни тысяч мог бы сэкономить и без того дырявый бюджет региона, и что при закупке квартир реализуется коррупционная схема, с которой хороший навар, вероятно, имеют и чиновники. Но ничего не изменилось. Об этом в 2015 году я писал в своём блоге.
В декабре 2015 года в СМИ появилась ещё одна новость, характеризующая работу Департамента госимущества - следователями СУ СК по Забайкальскому краю были выявлены признаки незаконной деятельности заместителя руководителя Департамента имущества, которая была связана с той схемой, которую я описывал выше на примере Могочинского района. В ведомстве Хосоева прошли обыски. Но после этого ничего не изменилось – в последующие годы риелторы и работники Департамента продолжали следовать отработанной схеме. Схеме, вполне вероятно, приводящей к неэффективному расходованию бюджетных средств, обману населения, незаконному обогащению риелторов и, судя по всему, чиновников тоже.
В январе 2018 года я опубликовал в своём блоге материал «Бизнес и коррупция. Как зарабатывают на жилье для сирот в Забайкалье». В нём рассказывалось о том, как миллионы, десятки миллионов федеральных денег уходят в карманы бизнесменов и чиновников. А сироты нередко получают очень дорогое, некачественное, а в некоторых случаях непригодное для проживания жильё. Итогом публикации прозвучал примерный размер ущерба, нанесённого бюджету – свыше 100 миллионов рублей. Рассказано там и том, что именно при руководстве Алексея Хосоева был уволен чиновник Евгений Корнев, честно занимавшийся закупками квартир. А на его место был принят уже ставший знаменитым Дмитрий Ванюрский, проходящий по уголовному делу о крупных взятках в министерстве здравоохранения. И дело продолжилось с ещё большим размахом. Под руководством Ванюрского и Хосоева были приобретены сотни квартир, а позднее прокуратура указала на низкое качество покупаемого жилья в некоторых районах. Но Алексей Владимирович Хосоев опять ни при чем. Деньги расходуются неэффективно, кто-то очень хорошо на этом зарабатывает, закупает некачественное жильё. Ну а руководит-то Департаментом кто? Или то, что там творится, происходит независимо от руководителя? Уверен, что если разобраться, то правоохранительным органам будет над чем поработать.
Год от года одни и те же вопросы. Но никто не хочет на них отвечать. Может потому, что каждый год на закупку квартир выделяются сотни миллионов рублей, и слишком велика цена вопроса, чтобы поднимать шум и терять такую кормушку?
Дмитрий Плюхин