«Афиша с Мишей»: Вспоминая Гайдая

Общество, 20:46, 13 августа 2019

Программа «Афиша с Мишей» на ZAB.TV в новом выпуске вспоминает об одном из самых известных режиссеров нашего кинематографа – о Леониде Гайдае. Наверняка, каждый знает его фильмы - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Но мало кто знает его как человека.

Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области. Вскоре его семья переехала в предместье Иркутска. И, по признанию Гайдаев, годы, прожитые там до начала Великой Отечественной Войны, стали лучшим временем в их жизни.

С детства Леонид Иович любил смотреть кино. Его главным кумиром был Чарли Чаплин. Также в школьные годы он увлёкся игрой на музыкальных инструментах, но вскоре переключился на театральную деятельность. Тогда же и начал проявляться комедийный талант будущего режиссёра.

В 1942 Гайдая призвали в армию, а в 1943-ем он был тяжело ранен, после чего комиссован обратно домой. В 1949-м он переезжает в Москву и поступает во ВГИК. И там, во время учёбы, знакомится со своей будущей женой Ниной Гребешковой – первой и единственной, с которой он проживёт долгие 40 лет. Она, кстати, после замужества решила оставить свою девичью фамилию. Как-никак, уже сыграв несколько ролей, её имя уже было известно. Примечательно, что Шурик с книгой подмышкой, увлечённо что-то рассказывающий и показывающий в лицах смешливой Лиде, – это сцена из студенческих лет Гайдая и Гребешковой, воплощённая впоследствии в киноленте. В быту Гайдай был не хозяйственным человеком. Благо, ему во всём помогала жена, обладающая поистине золотыми руками. А то, что он умел, делал с большой охотой, например, варил украинский борщ.

Некоторые фразы из их семейной жизни Гайдай использовал в кино. К примеру, высказывание «Ты знаешь, если человек – дурак, то это надолго», он переиначил в «Бриллиантовой руке». Или та же реплика Балбеса из «Операции Ы» - «Тренируйся лучше на кошках» - это переработка слов Нины в ответ на шутки мужа в её сторону. Ей же принадлежит фраза Зины из «Ивана Васильевича» - «Так и хочется устроить скандал!».

После окончания ВГИКа в 1955 году Гайдай был принят на «Мосфильм», где первой его самостоятельной работой стала мелодрама «Долгий путь». Но он к этому жанру относился скептически. Как он говорил: «На серьёзном фильме не поймёшь, нравится он зрителю или нет. Может, там кто-то плачет, но плачет он потихоньку, а смеются во весь голос. Я считаю, что если на комедии в зрительном зале смеха нет, то это не комедия».

«Афиша с Мишей»: Вспоминая Гайдая

Георгий Вицин в фильме «Жених с того света»

Первый весёлый фильм Гайдая «Жених с того света» вышел в 1958 году. При его создании, Леонид Иович впервые начал проявлять себя не только как режиссёр, но и соавтор сценария. Работа была подвергнута жёсткой цензуре, в результате вместо изначальных полутора часов осталось 45 минут. «Это не мой фильм», - говорил он о финальной версии. После этой неудачи следующая его работа «Трижды воскресший» потерпела полный провал. Всё же, именно эта картина стала поворотной в творчестве молодого режиссёра.

Гайдай с семьёй отправляется на отдых в Иркутск в дом своих родителей. Там на чердаке среди газет и журналов он находит в «Правде» стихотворный фельетон «Пёс Барбос» Степана Олейника. Он ещё и сопровождался рисунками, ставшими основой для будущих типажей Труса, Балбеса и Бывалого. Что интересно, заставка экранизации с Барбосом в круге – это пародия на заставку американской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer». А момент, когда собака кидается за брошенным динамитом и возвращает его хозяину, присутствовал в ранних эпизодах мультсериала «Looney tunes».

«Афиша с Мишей»: Вспоминая Гайдая

После выхода «Пса Барбоса» Гайдай стал признанным комедийным режиссёром. И именно на этих съёмках сформировалась одна из самых ярких актёрских команд советского кино – Георгий Вицин (Трус), Юрий Никулин (Балбес) и Евгений Моргунов (Бывалый). В дальнейшем, они неоднократно появлялись в фильмах Гайдая, став своего рода визитной карточкой его работ, наравне со знаменитым Шуриком в исполнении Александра Демьяненко.

И вскоре стартовали съёмки продолжения «Пса Барбоса» - короткометражки «Самогонщики», закрепившей за Гайдаем статус мастера комедийного жанра. Актёрское трио Вицина, Моргунова и Никулина также блистательно справилось со своей задачей.

Но, желая отойти от формата короткого метра с уже узнаваемым актёрским трио, Гайдай решается на эксперимент и снимает вестерн. Таковым становится «Деловые люди», состоящий из трёх частей – «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души», «Вождь краснокожих» по рассказам О’Генри. И именно за эту работу Гайдай получил свой первый большой гонорар – 2508 рублей за режиссуру и 4000 - за сценарий. По тем временам это огромные деньги. Уникальность этой картины ещё в том, что это единственная его комедия в чёрно-белом цвете, ещё и снятая за рубежом. Также в процессе создания эпизода «Вождь краснокожих», Гайдай впервые применяет приём внедрения «гэгов» в погони и начинает эксперименты со звуковыми эффектами. Затем эти приёмы он использует во всех последующих работах.

«Афиша с Мишей»: Вспоминая Гайдая

Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

В 1963 году началась работа над «Операцией Ы». Гайдай упорно не хотел продолжать работу с трио «Никулин-Вицин-Моргунов», но в процессе обсуждения сценария с соавторами – Морисом Солободским и Яковом Крюковским, он уступил, потому что они решительно настояли на появлении троицы в новом фильме. Также с этого фильма началось сотрудничество Гайдая с композитором Александром Зацепиным, впоследствии писавшим музыку для всех его комедий, кроме «Опасно для жизни». И именно в этом фильме проявилась черта Гайдая как режиссёра и сценариста – оттачивание каждой звучащей реплики до максимального блеска. И в этой картине состоялся дебют Александра Демьяненко в его самой узнаваемой роли Шурика. Сходство его образа с Гайдаем неслучайно – интеллигентность, порядочность, некоторая неловкость – всё это в нём от Гайдая. Да и жесты, мимика, различные движения Демьяненко в данном фильме во многом копировали манеры, свойственные режиссёру в реальной жизни. Премьера картины состоялась 16 августа 1965 года. По итогу она стала самой кассовой на тот момент, побив рекорд «Человека-амфибии», и получила всенародное признание.

Вообще, жёсткий и требовательный на съёмочной площадке, Гайдай-семьянин был совершенно другим человеком. Совершенно спокойный и уравновешенный, от мастерски уходил от любых конфликтных ситуаций, на которые порой его провоцировала жена Нина. Однажды они завтракали варёными яйцами. На тарелке осталось два – целое и с треснувшей скорлупой. Леонид Иович взял себе целое, второе оставив жене. Ей это настолько не понравилось, что она, будучи до этого скромной и не транжирой, решила впервые демонстративно потратить большую сумму денег на себя. Взяв 400 рублей, отложенные на взнос за кооператив, она и купила себе бриллиантовые серьги и кольцо. Успокоившись, она вернулась домой и с чувством сожаления показала мужу обновку. Гайдай, в свою очередь, не то, что не осерчал на супругу из-за импульсивного поступка, а даже похвалил её. Но в работе он проявлял по-настоящему железный характер.

В 1965 году началась работа над сценарием «Кавказской пленницей». Изначально фильм должен был состоять из двух частей – собственно «Кавказской пленницы» и «Снежный человек и другие», которая так и не была экранизирована. Также Гайдай твёрдо настоял, что появление Труса, Балбеса и Бывалого будет последним в его картинах. К тому же, Юрий Никулин при прочтении сценария назвал его спекуляцией на тройке. А однажды Евгений Моргунов пришёл на съёмки в компании поклонниц. Гайдая это возмутило, и он потребовал убрать девушек с площадки. Моргунов устроил дикий скандал, после чего Гайдай вычеркнул все сцены с ним из сценария, всё же потом досняв самые важные моменты. Так троица и распалась. Перед выходом у картины возникли трудности с цензурой. Государственный комитет по кинематографии объявил её антисоветской и намеревался запретить, но только после того, как картину посмотрел сам Брежнев и оценил её положительно, «Кавказская пленница» смогла выйти на большие экраны.

Далее - «Бриллиантовая рука». И всё с ней было гладко, был в ней один момент, спорный даже для самого Гайдая – песня «Остров невезения». Пырьев Иван Александрович, его наставник и руководитель, после просмотра сказал, что эта сцена тормозит действие, поэтому порекомендовал вырезать её. Но Леонид Иович проявил упорство и решил сцену оставить. Как выяснилось, не напрасно. Этот фильм, в частности, эпизод с «Островом невезения» помог Андрею Миронову в полной мере раскрыть себя как ни в одном фильме до этого. Морис Солободский сказал по этому поводу: «Гайдай сделал из него настоящего комедийного актёра».

Во время поисков актёров для съёмок «12 стульев», случился интересный момент. Гайдай долго не мог выбрать того, кто будет играть роль Кисы Воробьянинова. Он перепробовал десятки актёров, все они были отвергнуты. Но однажды он засомневался в своём решении, когда понял, что Сергей Филиппов как никто другой подходит на эту роль. Пересмотрел его пробы и решил, что выбор сделан. Но с момента проб в жизни Филиппова произошла череда катастрофических событий. Врачи нашли у него неизлечимую болезнь и сказали, что жить ему осталось несколько месяцев, с работой тоже не складывалось. Из-за всего этого Филиппов впал в глубокое отчаяние, но звонок Гайдая буквально спас его. Он с головой погрузился в работу, а по завершении съёмок выяснилось, что болезнь практически отступила. Так, после этого фильма жизнь Сергея Филиппова изменилась в лучшую сторону.

В «12 стульях» Гайдай повлиял на ещё одну актёрскую судьбу. Наталья Крачковская до этого фильма участвовала обычно в массовках, либо же в крошечных ролях. И для персонажа мадам Грицацуевой ему требовалась колоритная женщина с гротескной внешностью. На эту роль пробовалась Нонна Мордюкова и Галина Волчек, но Гайдай в итоге предпочёл Крачковскую, тем самым сделав её общепризнанной комедийной звездой. Позже она вспоминала: «Моё отношение к Гайдаю было неизменным – обожание, боязнь и безграничное доверие».

«Афиша с Мишей»: Вспоминая Гайдая

Кадр фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Успех следующей его картины «Иван Васильевич меняет профессию» был просто ошеломительным. Это была вершина его режиссёрской карьеры. Весомый гонорар, составивший в общей сумме 18 тысяч рублей (не забывайте, в те времена это были заоблачные деньги), любовь зрителей и непререкаемый авторитет в кинематографе. Это всё более чем заслуженно. Гайдай переосмыслил и открыл по новой некогда вымирающий жанр эксцентрической комедии, сделав его, пожалуй, самым народным. Его стараниями множество актёров обрели славу и любовь зрителей. Но после «Ивана Васильевича» столь же успешных работ у Гайдая не было.

«Не может быть» - третий и последний альманах в его творчестве, был хоть и тепло встречен публикой и критиками, в прокате заработал намного меньше предыдущих его картин, да и просто, фильм остался недооценённым. Но по истине «преступно» недооценённой стала его следующая работа – «Инкогнито из Петербурга», экранизация гоголевского «Ревизора». Низкое число продаж, почти полное отсутствие материалов в прессе сделало выход картины практически незамеченным. Но, в то же время, фильм был признан лучшей экранизацией «Ревизора». Всё же, Леонид Иович был сильно раздосадован участью картины.

После не самой успешной работы «За спичками», выходит «Спортлото 82» - искромётная комедия, ставшая лидером советского проката того года. Но это был последний кассовый успех гайдаевских фильмов. Затем в 1985-м выходит картина «Опасно для жизни!», признанная самой кризисной его работой со времён «Трижды воскресшего». Гайдай работал над ней без особого удовольствия. Всё потому, что её сценарий был выбран для съёмки только потому, что все остальные существенно проигрывали по качеству. Впоследствии, зритель встретил картину прохладно, а критики так и вовсе прошлись по ней максимально безжалостно.

Гайдай берёт перерыв. Он проводит много времени с семьёй, а, чтобы не сидеть без работы, снимает около десятка сюжетов для сатирического киножурнала «Фитиль», а в 1987-м получает звание «Народный артист СССР». Впрочем, он скептически относился ко всем этим званиям и регалиям, называя их «цацками». «Отпуск» заканчивается с началом съёмок фильма «Частный детектив или Операция «Кооперация»». Комедия получилась более мрачной, чем предыдущие творения режиссёра. Но это и не удивительно – Гайдай обладал удивительным умением отражать текущую эпоху в своих картинах. Как «Операция «Ы»» соответствовала оптимистическому настроению оттепели шестидесятых, так «Операция «Кооперация»» соответствует суровой действительности перестройки.

«Афиша с Мишей»: Вспоминая Гайдая

Кадр кинокартины «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди»

Последний фильм Леонида Иовича «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» вышел 18 ноября 1992 года – ровно за год до его смерти. В её начальных титрах присутствует текст: «Историко-революционный фильм для детей младшего, старшего, зрелого и пожилого возраста о тех далёких незабываемых временах, когда ещё были СССР, КПСС, КГБ и колбаса по 2 руб. 20 коп.». Так вышло, что многие зрители в ту пору были уже «не детьми» и по-настоящему картину оценили лишь с годами. А многие критики тогда приняли кино «в штыки». Не смотря на это, «На Дерибасовской хорошая погода…» остаётся одной из лучших пост-советских комедий.

Последний раз перед камерой Леонид Иович появился во время израильской премьеры «На Дерибасовской…» в 1993 году. Его снимал Дмитрий Харатьян на свою любительскую камеру. Гайдай же не хотел, чтобы тот напрасно тратил на него плёнку. Основную часть лета 1993-го он провёл у себя на даче под Звенигородом. Аркадий Инин и Юрий Волович предложили ему новый сценарий. Сначала Гайдай ответил им, что не сможет к ним присоединиться, но в скором времени взялся за написание. Но работу пришлось прекратить – осенью Леонид Иович попал в больницу с воспалением лёгких. 19 ноября его не стало. Это случилось быстро и совершенно внезапно. Гайдай сильно закашлялся. Нина Павловна, опасаясь, что может случиться инфаркт, подсела рядом. Но случилось другое: тромб закупорил лёгочную артерию, и Леонид Иович умер на руках своей жены – мгновенно и безболезненно. Так, вместе с жизнью великого советского режиссёра, оборвалась и целая эпоха кино – истинного, чистого и искромётного.

Расписание киносеансов в Чите смотрите в Афише ZAB.RU

Использована книга Евгения Новицкого «Леонид Гайдай»

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"