Неизведанные тропы туризма
Министерство инвестиционного развития нашего края уже несколько месяцев кряду радует нас, забайкальцев, триллионными инвестпрограммами на ближайшее будущее. Состоявшаяся в конце сентября конференция «Туристское Забайкалье – 2019» не стало исключением. Начальник отдела этого министерства Андрей Шемякин пообещал в следующем году удвоить поток туристов в наш край.
Откликнемся ли на подарки природы?
Удвоить – это было бы здорово. Пока это не удавалось ни одному нашему региональному правительству. Сегодня в этой отрасли всё очень скромно. По данным краевых ведомств, в течение года Забайкальский край посещает до 60 тысяч туристов только из Китая, из них 15 тысяч гуляют по улицам краевого центра. Примерно 10% туристов бывают и из других стран и регионов нашей страны. Представим, что удвоим это количество туристов. Чем встретим приезжих, чем удивим и как разместим? Как выразился президент РФ Владимир Путин на одном из заседаний президиума Госсовета, посвящённого туристской отрасли в стране – сможем ли создать безбарьерную среду для туристов? А это, по его определению, значит: преодолеем ли плохой туристский сервис, бюрократизм и волокиту чиновников, хамство при обслуживании туристов. Предложил он подумать о дополнительных стимулах для малого бизнеса, работающего в отрасли, сделать доступными по ценам перевозки туристов всеми видами транспорта, разработать долгосрочные проекты и программы в сфере туризма, практиковать безвизовый обмен туристами.
У нас, в Забайкальском крае, всё это давно предусмотрено в принятых за последние два десятка лет нескольких программах по развитию туризма. Но принять одно, реализовать – другое. Хотя, казалось бы, уж нашему-то краю, замордованному вечным бюджетным дефицитом и погрязшему в коммерческих долгах, сам Бог велел использовать этот источник дохода по полной программе. Тем более что природа сама уже создала все привлекательные условия для самых взыскательных любителей туристских маршрутов. Забайкалье обладает значительным потенциалом туристского предложения, богато ландшафтом и биологическим разнообразием территории, есть всё для познавательного и научного туризма, орнитологического туризма, геологической и палеонтологической истории края, сохранившихся памятников археологии, культуры. На территории края имеются два государственных природных биосферных заповедника федерального значения, два государственных заказника федерального значения, 53 памятника природы, 15 природных заказников, 105 научных объектов геологического наследия, более 200 целебных источников минеральных вод и грязей, 846 памятников истории, 1923 памятника архитектуры, 2779 памятников археологии.
Кроме того, наш край является основными «туристскими воротами» для граждан КНР – страны с возрастающим уровнем жизни населения и, соответственно, с увеличивающимся количеством туристов. Географическое положение Забайкальского края определяет его в качестве транзитного коридора на пути следования иностранных путешественников к побережью озера Байкал и европейскую часть России. Почему бы этим не воспользоваться?
Солнце одно, но всё под ним разное
По обе стороны российско-китайской границы в Забайкальском крае примерно одна природа, одинаковое солнце, похожий климат. Но туристический поток в основном идёт в одном направлении – в китайскую сторону. По данным пограничной службы, в год в Китай выезжает 400-430 тысяч забайкальских туристов. А в Забайкальском крае по туристическим путёвкам отдыхает в 10 раз меньше китайских туристов. То есть на каждого приехавшего к нам китайца приходится 40-50 россиян, съездивших в Китай на лечение, отдых или с шоп-турами. Почему?
Въездной туризм предполагает большие усилия по развитию инфраструктуры – гостиничного, ресторанного бизнеса, транспортных услуг и т.д. Но всё это у нас в зачаточном состоянии. Десятилетиями в крае отмечается значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных ещё в советское время, постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущий к удорожанию туристских продуктов, дефицит квалифицированных профессиональных кадров, избыточные административные формальности, связанные с инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов.
Если говорить о финансовой эффективности, то по самым скромным оценкам каждый наш турист оставляет в Китае (Маньчжурии, Байдайхэ, Даляне и др. городах и провинциях) 30-35 тысяч рублей за одну поездку. Получается, что из нашего региона вывозится 10-12 млрд рублей. А ввезено, если исходить из той же оценки, примерно 200 млн рублей. Почувствуйте разницу.
Но на самом деле картина ещё хуже. В последние годы объём реализации туристских услуг в Забайкальском крае официально составляет 450-500 млн рублей. А реальный оборот, если учесть среднюю стоимость путёвки (20-25 тысяч рублей), просто не может быть меньше 7-8 млрд рублей. Учитывая цены на билеты, проживание в гостинице и т.д. А это говорит о том, что незаконный, наличный оборот денежных средств составляет более 7 млрд рублей. Это объём «чёрного нала», который никем не учитывается и с которого налоги не платятся.
Идеи есть, работы нет
Конечно, одним из самых перспективных направлений в туристской отрасли является международный туризм. И в программах записано, что работа должна быть нацелена на то, чтобы кардинально поменять модель международного туризма: с выездного на въездной. Ещё три года назад планировали, что Забайкальский край должен активно внедрять стандарт «China Friendly» («Дружественный Китаю»). Эта программа была призвана создать комфортную среду пребывания на территории региона китайских туристов, направлена на продвижение российского и забайкальского турпродукта на международном рынке, привлечение клиентов и увеличение доходов турбизнеса.
Еще одним важным сегментом туристического рынка выступает научно-познавательный туризм, что тоже отмечено в программах. Для развития этого направления предполагалось изучить возможности реализации проекта реконструкции Кондуйского дворца, резиденции монгольского феодала XIV века. Этот проект, отмечалось, может стать одним из уникальных туристических продуктов Забайкальского края. Кроме того, особый интерес для Читы представляет реализация проекта «Чита в эпоху декабристов» с готовыми туристическими маршрутами. Пребывание декабристов в Чите является яркой страницей в истории города. Тема эта пользуется большой популярностью у гостей города, в том числе иностранных. Но кто конкретно должен этим заниматься? Чехарда в руководстве краем привела к тому, что каждое правительство, меняющееся в регионе через два-три года, начинает свою работу как бы с «чистого листа», не обращая внимание на прежние проекты.
В результате сегодня даже количество операторов на туристическом рынке мало кто знает с большой точностью. По данным осведомлённых ведомств, право осуществлять деятельность в рамках реализации соглашений между РФ и КНР имеет 10 туристических компаний. Кроме того, в федеральный реестр туроператоров внесены ещё 30 туристических организаций, зарегистрированных на территории края. Также туристическую деятельность могут осуществлять любые зарегистрированные юридические лица и предприниматели без образования юридического лица. Полный же перечень организаций и предпринимателей в этой сфере вообще отсутствует. А на официальном сайте Ростуризма зарегистрировано более 30 туристических фирм Забайкальского края, имеющих право осуществлять деятельность в рамках Внешправосоглашения. То есть у наших краевых ведомств одни данные, там – другие.
Ну, а там, где нет учёта – нет и контроля. На этом рынке торговля идёт как на восточном базаре. Туроператоры, работающие в рамках Внешправосоглашения, занимаются прямой продажей туристических списков турфирмам, работающим с ними по агентским соглашениям. Те, в свою очередь, перепродают данные списки своим агентам, в результате чего выстраивается длинная цепочка от непосредственного предоставителя услуги – и тем дороже становится сам туризм. Некоторые компании принимают денежные средства в размере проезда по территории РФ. Остальные суммы туристы выплачивают на территории КНР руководителям групп без подтверждающих документов. Где уж тут до налоговых выплат!
При всём этом, похоже, власть сегодня беспомощна, чтобы сполна использовать такой серьёзный источник дохода как туризм, ей проще взять деньги в долг в коммерческих банках или вечно просить помощь у федерального центра.