Как дальневосточники платят за топливную дружбу с Китаем?
Более 70% товарного экспорта в Китай в денежном эквиваленте приходится на нефть, нефтепродукты и уголь. Дальневосточные НПЗ (Комсомольский, Хабаровский, Ачинский и Ангарский) большую часть топлива отправляют за границу, в связи с чем цены в ДФО значительно выше, чем в других регионах.
В Забайкалье цена на бензин и дизельное топливо растёт каждый месяц на 50-70 копеек. «Роснефть» объясняется нехваткой перерабатывающих мощностей в регионе, при этом существенную часть нефтепродуктов отходит жителям другой страны. В итоге складывается ситуация практического отсутствия конкуренции на внутреннем оптовом рынке. Как результат - независимые АЗС отказываются работать.
По словам президента Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, оптовые, мелкооптовые и розничные цены на бензин находятся на таком уровне, что владельцы АЗС не в состоянии работать без убытка. Заправщикам нужно, чтобы разница между мелкооптовыми и розничными ценами составляла 5–6 руб. на литр, для покрытия эксплуатационных расходов, затрат на зарплаты, кредиты и т.д. Но сейчас в различных регионах эта разница составляет 2–3 руб. на литр или меньше, сообщает Аркуша.
На всём Дальнем Востоке ситуация складывается ещё хуже. Жители Забайкалья жалуются не только на цены, но и на качество реализуемого на АЗС топлива. Подавляющее большинство станций имеют показатели, не соответствующие нормам ГОСТа.
«Результат анализов очень печальный сегодня. В триста раз нарушение нормы. Это очень много. В таких случаях автомобилисты все недовольны. Ломаются двигателя, и машины выходят из строя», - рассказал председатель Забайкальского краевого отделения Всероссийского общества автомобилистов Артур Сарксян.
В феврале этого года полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил о необходимости строительства нового нефтеперерабатывающего завода на Дальнем Востоке. Желающих его построить пока не нашлось, а цены продолжают расти.