Тяжкое бремя эйфории
В феврале глава регионального Минфина Вера Антропова неоднократно публично заявляла о том, что доходная часть краевого бюджета уверенно растёт, предприятия края динамично развиваются, налоговые сборы увеличиваются. Многие региональные СМИ охотно публикуют эту информацию, не вдаваясь в подробности, хотя, как известно, «дьявол кроется в деталях».
Динамичное бахвальство
Сегодня у жителей Забайкальского края есть две реальности в представлениях о региональной экономике: одна нарисована в выступлениях губернатора и его подчинённых, другая – сама жизнь без розовых красок. Какая из них ближе сердцу забайкальцев?
Что ж, мы привыкли: в выступлениях губернатора, будь то отчёт перед Заксобранием края, послание депутатам того же законодательного органа или интервью прессе, в том числе и федеральной, розовых красок хоть отбавляй, что не вяжется с самой жизнью. Об этом наш сайт уже писал не раз. Но что заметно в последнее время – его подчинённые заняли ту же позицию и всё чаще говорят о неких успехах в сфере экономики, формально притягивая за уши факты и показатели. Управленческий тренд бригады Осипова, однако. Но что за ним?
Возьмём, например, утверждение краевого Минфина, что предприятия региона развиваются динамично. Да, в горнорудной отрасли дела идут более успешно, а как на других направлениях? Забайкалкрайстат сообщает, что в 2021 году 86 предприятий и организаций края (исключая малые и средние предприятия) работали убыточно, а ведь это 38,6% от всего числа отчитывающихся предприятий края. Их кредиторская задолженность вкупе составила около 67 миллиардов рублей.
Малые и средние предприятия тоже динамично развивающимися не назовёшь. В этой сфере у нас в крае работает 61 тысяча человек – это один из самых низких показателей по стране. При этом из 25 тысяч субъектов предпринимательства средний бизнес имеют только 44 организации. Где же здесь положительная динамика развития предприятий края?
Отсюда большое сомнение в «динамичном» росте доходной части бюджета. Да, в целом рост есть – сегодня доходная часть вплотную подошла к 100 миллиардам рублей. Но за счёт чего? Половина нашего главного финансового инструмента зависит от дотаций из федерального бюджета. Но даже при этом бюджет на текущий год свёрстан с дефицитом в 2,7 миллиарда рублей. В связи с известными событиями на Украине и жёсткими санкциями к нашей стране со стороны коллективного Запада, надо полагать, что вливания в бюджет края из Москвы резко сократится. Что же мы будем делать, как развиваться, если даже при сегодняшних доходах краевой бюджет, по оценкам самого Минфина края, удовлетворяет потребности экономики и социальной сферы края лишь на 80-85%? Кроме того, дефицит ведёт к увеличению государственного долга. А губернатор всё время говорит о том, что надо решительнее требовать от федеральной власти увеличения финансирования - это ешё один его управленческий тренд.
Кстати, по поводу госдолга сотрудники краевого Минфина радостно сообщают, как о большой заслуге, что он с 2014 года впервые составил менее 70% от собственной доходной части бюджета, и по итогам прошлого года его сумма «всего» 27,8 миллиарда рублей. Да, действительно, эта сумма фигурирует и на 1 февраля (на 1 марта данных пока нет) текущего года. Но должна ли она радовать? Динамика госдолга, судя по бюджетным направлениям, такова: на начало января 2023 года планируется 34,5 миллиарда, к началу 2024 года – 36,9 миллиарда, к январю 2025 года он должен вырасти до 37,1 миллиарда. На обслуживание этого долга в 2022 году намечено потратить 1 миллиард 616 миллионов, в 2023 году – 1 миллиард 685 миллионов. Суммы на это в проекте бюджета, по всей вероятности, заложены по старой ключевой ставке ЦБ – 4,25%, но теперь их придётся пересчитывать с удвоением. Сегодня ключевая ставка Банка России неуклонно растёт и составляет уже 9,5%. Ну, а ставки коммерческих банков, откуда черпает власть региона средства на покрытие финансовых дыр, значительно больше.
Триллионы пишем, прорехи на деле
По поводу обещанных командой губернатора Осипова триллионов инвестиций в экономику нашего края нам доводилось писать не раз. Жизнь течёт, но что-то о них не слышно. Говорится, в том числе и на федеральном уровне, совсем о другом. Например, межведомственная рабочая группа по содействию территориям в социально-экономическом развитии в дальневосточных регионах недавно отметила: в восьми ТОРах Дальневосточного федерального округа, в том числе и в Забайкальском крае, в 2021 году привлечено лишь три новых резидента с суммой инвестиций в размере 600 миллионов рублей из-за необеспеченности необходимой инфраструктурой и земельными участками. Тогда как в других регионах Дальневосточного федерального округа они составили 4,5 триллиона рублей. В нашем крае с 2018 года наблюдается существенное снижение темпов привлечения инвестиций.
Конечно, всё это негативно сказывается на социальной сфере. Мы видим, например, что из-за снижения темпов жилищного строительства (есть и другие причины), цены на жильё увеличились в разы и сегодня стоимость квадратного метра в 130-140 тысяч рублей уже не новость. Кто может купить сегодня даже небольшую однокомнатную квартиру хоть на первичном, хоть на вторичном рынке?
Бедность в регионе не снижается, каждый пятый житель края имеет доход ниже прожиточного минимума – как это смотрится на фоне бодрых обещаний команды Осипова с самого начала его деятельности в Забайкальском крае? Команда губернатора меняется с потрясающей быстротой, его замы и министры приезжают и уезжают, не успев даже как следует вникнуть в проблемы края, но забайкальцам от этого не легче. А вот министрам-вахтовикам работать легко: они могут обещать златые горы, не заботясь о том, как эти обещания выполнить. Поскольку после всех обещаний возвращаются восвояси, а в Забайкальском крае хоть трава не расти.
Недавно стало известно, что, по исследованиям информационно-аналитического издания «Тайга инфо» Забайкальский край среди регионов Сибири стал лидером по количеству банкротств его жителей. В этом плане у нас отмечена худшая ситуация в этой сфере, где данный показатель за год вырос на 167%. О чём это говорит? Бедность населения достигла такой степени, что люди, взяв кредиты на самое необходимое, не могут их отдать и готовы пойти на оформление банкротства, чтобы списать долги.
Вот тебе, бабушка, и «динамичное развитие», и триллионные вливания в экономику региона.