Падение длиною в четверть века
«Без хозяина – дом сирота». Вечером «Пизанский дом» в Северном, на фоне «живого» панельного микрорайона, кажется особо одиноким – ограждённая забором коробка с чёрными окнами, находясь в которой, вероятнее всего, можно будет услышать шум рассыпающегося здания. Сколько людей были вынуждены засыпать под такой «аккомпанемент»?
Напомним, дом по адресу город Чита, микрорайон Северный, 39, был построен ещё в 1989 году, в 1996 здание покосило, однако дом сносить не стали – его «отремонтировали», протянув стяжки. Здание было признано аварийным и подлежащим сносу ещё в июле 2020 года, в мае 2021 года следователи возбудили уголовное дело по халатности в отношении должностных лиц администрации Читы за отсутствие мер по расселению жителей «падающего» дома. Несколькими днями позже прокуратура Центрального района краевой столицы вынесла представление с требованием расселить граждан из аварийного дома до 31 декабря 2021 года – дом действительно расселили, на аренду квартир переселенцам городской бюджет тратит 9 миллионов рублей.
В мае 2022 года становится известно, что администрация поставит на охрану аварийный дом: «объект должен начать охраняться с 16 июня этого года, контракт с охранным предприятием закончится 31 декабря 2022 года».
Отметим, что на проблему обратил внимание и полпред по ДФО Юрий Трутнев – он сообщил, что дал поручение Минстрою провести обследование здания.
16 августа, как раз во время визита представителей федеральной власти в Забайкальский край, жильцы падающего дома объявляют голодовку в знак протеста против нежелания властей решать их проблему – они требовали встречи с губернатором региона Александром Осиповым: «мы отсюда никуда не уйдём без губернатора». На место приезжал и замглавы Читы Андрей Гренишин, и зампред забайкальского правительства Вадим Петров, и замминистра строительства края Алдар Бальжиров, однако глава региона так и не решил явиться к «голодающим», что позже объяснил замруководителя краевой столицы: «губернатор не то, что не хочет с вами встречаться, но вы же видите какая в крае ситуация - и пожары, и наводнения». К вечеру жильцов «падающего» дома всё же уговорили разойтись.
Сколько бы жильцы «дома сироты», и просто неравнодушные к их проблеме люди, не освещали этот вопрос – он всё равно продолжает стоять остро, время от времени появляясь в новостных повестках. Так, например, чуть больше недели назад на связь вышел один из «переселенцев» сообщив, что жильцы «падающего» дома так и не дождались встречи с губернатором Забайкалья Александром Осиповым после «августовской голодовки», сообщение в одном из мессенджеров, адресованное начальнику пресс-службы администрации главы региона, осталось проигнорированным. ZAB.RU ожидает ответ (или отписку) пресс-службы уже на официальный письменный запрос по этой теме.
На контакт с прессой по данному вопросу пошёл заместитель министра строительства Забайкальского края Алдар Бальжиров, который, как указывалось ранее, смог уговорить разойтись устроивших голодовку жильцов покосившегося дома.
«Эта голодовка – какое-то уникальное явление. Мы с гражданами, которые в этом доме проживают, план мероприятий обсуждали, и на момент голодовки в нём ничего не менялось. Расселение идёт в соответствии с установленными правительством нормами, условие – отсутствие второго жилья у гражданина либо доли. У нас получилось так: когда мы анализ провели по гражданам, выяснилось, что 35-40% граждан просто осталось бы ни с чем, причём вопрос не в том, что у них много другой собственности, а, например, долевая собственность с родителями пожилыми, которые в однокомнатной квартире живут. Получилась довольно сложная ситуация», - сказал замминистра во время разговора с корреспондентом ZAB.RU.
По его словам, в ходе решения этого вопроса была проведена «достаточно большая работа», в которой были задействованы и прокуратура, и городская администрация, и забайкальское правительство, и Минстрой.
«Та голодовка была для меня удивлением. Люди тогда разошлись ровно потому, что я им тогда напомнил, что у нас всё идёт по плану. Конкретно в тот день мы не придумали чего-то нового, мы не ускорились – нельзя было это сделать, нормативно-правовые процедуры и их сроки не сократишь. Единственное, мы стали больше общаться, но это тоже никаким образом не повлияло ни на скорость, ни на механизм реализации», - уточнил Бальжиров.
На вопрос об изменениях после «августовской голодовки» чиновник ответил, что были внесены изменения в программу, в конце сентября был выпущен документ, свидетельствующий о начале реализации программы по комплексному развитию территорий на земельном участке по адресу микрорайон Северный, 39, министерством была отправлена заявка в фонд реформирования ЖКХ, которая отрабатывается «пока в рабочем порядке»: фонд осматривает заявку во избежание в дальнейшем «возвратов»: «всё требует согласования на федеральном уровне».
На вопрос о сроках решения проблемы, который, вероятнее всего, в стенах министерства звучит регулярно, Бальжиров ответил, что «заявка подана».
«Мы рассчитываем до конца этого года уже получить ответ фонда и Минстроя по вопросу предоставления поддержки. Рассчитываю, что это всё-таки будет первый квартал 2023 года», - подытожил чиновник.
Размытая картинка будущего «дома-сироты» лелеет слабую надежду на скорое решение проблемы переселенцев, но сколько будет длиться это «скорое», похоже, неизвестно никому.