Забронзомированный бюджет

Владимир Тихомиров / Общество, 15:10, 21 октября 2022
Забронзомированный бюджет
Фотография из архива ZAB.RU

Второй год публичные бюджетные слушания организует и проводит Министерство финансов Забайкальского края, а не Законодательное собрание, как было всегда. Не ищите здесь логику. Это всё равно, если оценку качества изготовленного блюда доверить самой кухарке, надеясь на её объективность.

 Бюджет без надёжных источников

Про публику публичного слушания говорить не приходится. Организаторам слушаний не до неё, они давно рассматривают это надоевшее законодательное правило бюджетного процесса, как необходимую формальность. Поэтому прячут объявления о слушаниях на своих сайтах где-то в текстах, а публика давно туда не заглядывает – ну, а без регистрации – извольте, дорогая публика, от ворот поворот.

Но кого бы это печалило, депутатов и чиновников вполне достаточно, чтобы создать аудиторию и видимость обсуждения качества того бюджетного блюда, которое изготовил сам региональный Минфин. А блюдо, надо сказать, не совсем привлекательное, если рассматривать его в тесной связи с требованиями развития Забайкальского края.

Судите сами. Что это за развитие, если на 2022год по доходам краевой бюджет был утверждён в сумме 96,9 миллиарда рублей, то на 2023 год -98 миллиардов, всего на 1,2 миллиарда больше. Учитывая инфляцию, дающую виртуальную прибавку, надо ещё посчитать, какой бюджет больше – на текущий год или на следующий. А что касается дефицита, то на 2023 год от вырос до 7,3 миллиарда с 2,7 миллиарда рублей на текущий год.

На два последующих года перспектива ещё пуще того: на 2024 год планируется получить 89,4 миллиарда рублей, на 2025 год – 80,6 миллиарда. Это какие же пессимисты работают в краевом Минфине, чтобы вместо прогресса планировать такой решительный регресс. А может быть, напротив – реалисты? Ведь на чём они основывались при формировании этого главного финансового документа края? Главным образом, на прогнозе социально-экономического развития Забайкальского края на 2022 и два последующих года. Правда, что касается прогнозов, то, по опыту прошлых лет, наше министерство экономического развития вполне гораздо и рисуют их исключительно в розовых красках.

Но ведь из песни слова не вычеркнешь, а нынешнее состояние социально-экономического развития нашего региона не даёт повода даже отчаянным оптимистам для розовых красок.  В первом полугодии текущего года, например, в крае провалены почти все показатели в сфере обрабатывающих производства- то есть там, где что-то ещё делают краевые министерства и ведомства. В целом здесь объём выпуска продукции по сравнению с первым полугодием 2021 года снизился на 7,1% - и это снижение повторяется из года в год, из месяца в месяц. Производство кожи и изделий из кожи уменьшилось на 3,1%, производство химических продуктов – на 10,1%, пищевых продуктов – на 12,6%, одежды – на 14,9%, транспортных средств и оборудования – на 17,2%. Даже традиционные для края обработка древесины и изделий из дерева упали на 28,1%. И совсем уж трудно объяснить, почему в крае, богатом минеральными источниками, производство напитков упало сразу на 30,3%.  По некоторым позициям упадок поражает своими масштабами: производство текстильных изделий снизилось на 39%, резиновых и пластмассовых изделий – на 44,1%, а мебели на 56,1%. Уменьшился объём продукции сельского хозяйства, хромает строительство и проч. Чем же заняты администрация губернатора края и доблестные многочисленные министерства и ведомства регионального правительства? И что даёт основание губернатору так бодро и радужно выступать с посланием к Заксобранию края и с интервью разным федеральным агентствам?

 Реальность или фантазии?

С такими результатами трудно давать радужные прогнозы на следующий год и на два последующих года, отсюда и полный застой и даже регресс в доходах краевого бюджета. Откуда же им взяться, если собственные источники иссякают на глазах? Надеяться на федеральные дотации, что всё время на устах у нашего губернатора – последнее дело. На текущий год федеральный бюджет дал нашему краевому бюджету 45,4 миллиарда на бедность, на 2023 год – 44,4 миллиарда. Учитывая санкции, огромные затраты на спецоперацию на Украине, под вопросом и эта сумма.

Что касается собственных доходов в бюджете, то они просто вызывают сомнение. Они запланированы в сумме 53,8 миллиарда рублей, то есть на 2,3 миллиарда больше, чем планировалось на текущий год, но при таких итогах социально-экономического развития нашего края, какие мы имеем сегодня, реально ли это?

Вот налог на прибыль предприятий, который в структуре доходной части бюджета составляет 21,8%. Выше мы сказали, основываясь на данных Забайкалкрайстата, какие печальные итоги работы во многих отраслях региона. И налог на прибыль на 2023 год уменьшился в бюджете почти на 10%, составив 11,5 миллиарда рублей. Это, думается, соответствует действительности. А вот прогнозы на 2024 и 2025 году, где эти налоги составляют 12,7 и 14,5 миллиарда рублей – вызывают сомнения. На чём основан этот рост? На поступательном развитии экономики? Но мы видим в большинстве отраслей нашего края не прогресс, а застой и регресс.

И вот ещё какое наблюдение. Если собственные доходы наш Минфин видит с увеличением к текущему году на 2,3 миллиарда рублей, то почему, например, на охрану семьи и детства Минфин считает возможным заложить всего 7,2 миллиарда рублей, то есть на 3,6 миллиарда меньше, чем было заложено на текущий год. Объясняет Минфин  это классически: «Изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу наряду с причинами, вытекающими из общих подходов к формированию расходов бюджета края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, обусловлено изменением объёма средств федерального бюджета».

Вот так. Нам мало дали на московской паперти денег, а поэтому семья и дети, многие из которых нуждаются больше, чем чиновники Минфина, пусть ещё затянут свои пояса. И как будто им не известны все проблемы с демографической ситуацией в нашем крае, где смертность уже превысила рождаемость, а миграция с каждым годом всё больше. И именно поддержка семьи и детства сегодня важнее многих других направлений, на которые отпускаются бюджетные средства (в частности, на увеличение количество чиновников в нашем крае).

В общем, становится понятным, почему краевой Минфин так охотно прячется за полицейским кордоном от публики на публичных слушаниях по бюджету. В их понятиях он уже забронзовел, и слушать чьи-то советы по его совершенствованию нет не времени, ни желания. К тому же у публики вопросов к разработчикам бюджета, видимо, было бы в десятки раз больше, чем отмечено в небольшой статье.

Но что не сделаешь ради собственного спокойствия!

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"