Бодрый дух при бюджетной недостаточности
На «прямой линии» 6 ноября из уст Александра Осипова прозвучала бодрая информация о том, что Забайкальский край находится в лидирующей пятёрке субъектов России по росту собственных доходов. Возможно, у губернатора есть какая-то особая информация, но, судя по данным бюджетного процесса, гордиться нечем.
От убыточной работы не жди больших доходов
Не знаю, как восприняли это заявление губернатора края те чиновники, которые причастны к формированию бюджетов последних лет, но никакой реакции с их стороны не последовало: никто ничего не уточнил. Но стоит заглянуть в проект бюджета на 2023 год и два последующих года, в рабочие документы регионального Минфина, чтобы убедиться, что слова о каких-то достижениях в получении собственных доходов сильно преувеличены.
Всё познаётся в сравнении, а посему давайте заглянем в минфиновскую таблицу, где представлены сведения об исполнении доходов бюджета на 1 октября текущего года и на 1 октября 2021 года. Что же мы видим? Да, нынешний налог на эту дату вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года с 33,6 миллиардов рублей до 35 миллиардов, то есть стало больше на 4,3%. И то неплохо. Но давайте посмотрим на детали, в которых, как говорится, «кроется чёрт». Вот, например, доходы от налога на прибыль организаций. В прошлом, очень сложном короновирусном году, эти доходы за 9 месяцев составили 8,4 миллиарда рублей, а в текущем году за тот же период только 7,1 миллиарда. Где же тут рост? Снижение почти на 15%. Убыточность наших предприятий растёт, налоги от них снижаются – и здесь нет повода гордиться или бахвалиться, а есть о чём серьёзно задуматься. Все бодрые разговоры о новых резидентах ТОРов разбиваются вдребезги об этот факт. Нет нужных поступлений с прибыли предприятий в краевую казну, нет эффективности экономики, откуда взяться поступлениям в бюджет?
Да, есть увеличение налогов от доходов физических лиц с 11,5 миллиарда рублей за 9 месяцев прошлого года до 13,2 миллиарда на 1 октября текущего года. Это хорошо, но говорит лишь о том, что в крае вырос фонд заработной платы, люди стали получать несколько большую зарплату, отсюда и увеличение НДФЛ. Но об эффективности производства это не говорит. Выросли поступления от акцизов за 9 месяцев на нефтепродукты с 2 миллиардов рублей до 2,6 миллиардов, но это не очень радует, поскольку это увеличение легло на плечи населения за счёт роста цен на бензин и прочие ГСМ. Выросли за текущий год за 9 месяцев по сравнению с тем же периодом прошлого года акцизы на алкогольную продукцию на 27,6%, но вряд ли это тоже может радовать – любой рост на алкогольном рынке нежелателен. Даже рост налогов на имущество организаций – очевидно, за счёт кадастровых изменений - тоже не очень хороший факт, поскольку это дополнительная нагрузка на предприятия и организации.
В целом, если в 2021 году собственных доходов было получено 48,4 миллиарда рублей, что несколько больше первоначально запланированного в бюджете (44,8 миллиарда), то на 2022 год заложено 51,5 миллиарда. Сколько будет по факту - узнаем позже, но ясно, что даже по заложенным суммам в статьи доходов особенно восторгаться нечему. А если учесть большую инфляцию в прошлом и текущем годах, то этот рост вообще значительно меньше, так как происходит он в основном за счёт повышения цен на всё и вся, а не за счёт эффективности экономики.
На 2023 год в проекте бюджета значится сумма собственных доходов 53,8 миллиарда рублей. И здесь мы снова видим, что на первом месте по доходам стоит налог на доходы физических лиц – 40,3%. Это, конечно, хорошо, что будет расти зарплата, но при чём здесь базовая эффективность производства? А вот налог на прибыль организаций в структуре собственных доходов составит по прогнозу всего 21,8%. Если посмотреть на сумму этого налога, то она будет в 2023 году 11, 5 миллиарда рублей, то есть ниже на 9,1% к первоначальному плану 2022 года. Вот тебе, бабушка, и серьёзное увеличение собственных доходов, как публично заявил Александр Осипов. Другие статьи доходов основной картины не меняют.
В сегодняшней ситуации собственными бюджетными доходами, думается, не бахвалиться надо, а серьёзно тревожиться. От правительства РФ явно идут сигналы о том, что помощь из федерального бюджета будет не увеличиваться, а уменьшаться. На 2023 год её обещано только 44,3 миллиарда рублей, что ниже текущего года на 1 миллиард с лишним. На 2024 и 2025 годы уже сегодня безвозмездная помощь из федерального бюджета по понятным причинам закладывается в наш региональный бюджет с большим снижением – соответственно 30,7 и 16,3 миллиарда рублей.
От дефицита до секвестра – один шаг
Если уж руководство нашего края так гордится собственными доходами (как видим, беспочвенно), то откуда же взялся так сильно возросший дефицит бюджета – на 2023 год он заложен в сумме 7,3 миллиарда рублей, в то время как в бюджете нынешнего года он составляет 2,7 миллиарда? Отсюда многие статьи расходов в бюджете на 2023 год уже сегодня приходится сокращать по сравнению с нынешним годом.
В то же время расходная часть бюджета явно раздута не от хорошей жизни и составляет 105,4 миллиарда рублей при доходах 98 миллиардов. То есть жить будем не по карману в условиях депрессивной экономики края, и до секвестра тут недалеко. Снова придётся залезать в долги, хотя госдолг и сегодня составляет немалую сумму – на 1 октября он равен рекордным 31,5 миллиарда рублей.
О печальном экономическом состоянии нашего края мы уже писали, так что ждать резкого взлёта экономических показателей и налоговых поступлений в бюджет не приходится. Даже сейчас в бюджет 2023 года закладываются статьи на жизненно важные расходы с уменьшением к небогатым статьям текущего года. В частности, в проекте бюджета на здравоохранение выделяется 6,4 миллиарда рублей, что на 806,3 миллиона меньше текущего года, на социальную политику 25,3 миллиарда, то есть на 3 миллиарда меньше, на культуру 1,2 миллиарда, что на 108 миллионов меньше, на охрану окружающей среды в проекте заложен только 321 миллион, что почти на 800 миллионов рублей меньше…
Правда, это, похоже, не очень смущает депутатов краевого Заксобрания. Недавно на заседании комитета по экономической политике и предпринимательству, где обсуждался проект, только глава фракции КПРФ Юрий Гайдук высказался против принятия бюджета Забайкалья на 2023 год в предлагаемом виде. «Как можно голосовать за бюджет, где все показатели снижаются? – сказал он. - В 2023 году цены будут ещё выше, и мы фактически оставляем людей без средств к существованию».
Но его возражение члены комитета проигнорировали. Очевидно, депутаты оказались завороженными бодрыми заявлениями губернатора края о бюджете.
А может что-то тут ещё – трудно сказать.