ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Надобны чувства и мысль

Арина Шаравина / Общество, 14:08, 12 сентября 2023
ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Надобны чувства и мысль
Фотография из архива ZAB.RU

Памятники Детям Войны, которые последние несколько лет устанавливают во многих городах и весях нашей страны, превратились уже в некий модный тренд. И что тут сказать, невзирая ни на какую «моду» – тема достойная для воплощения. Чита, как всегда, традиционно опаздывает. Но выводов из достижений и ошибок предшественников, как правило, в Чите не делают. Идём напролом, пытаясь открыть свою Америку. Но каждый раз проплываем мимо.

В начале 2020 года, в скоропалительные сроки, был проведён конкурс на памятник «Дети Войны Забайкалья». Как показало время – спешка была абсолютно напрасной, поскольку реализовывать этот проект никто не торопился. А тогда победителем был выбран наиболее профессионально выполненный вариант, который, безусловно, смотрелся выигрышно на фоне выставки любительских рисунков. Но даже в этом проекте памятника у жюри были очень большие сомнения, а победителя конкурса, всё ж таки, надо было выбирать. Выбрали. И настоятельно рекомендовали серьёзную доработку варианта-победителя. На московского скульптора-профессионала возлагались большие надежды. Но оправдались ли они?

В настоящее время идёт сбор средств на памятник Детям Войны Забайкалья. Причём, компания-то по сбору средств идёт и энергично рекламируется, а на общественное обсуждение и, тем более, профессиональное, итоговый вариант памятника не представлен. Получается опять (в который уже раз), что такой общественно значимый вопрос решается кулуарно и отдаётся на откуп небольшой группе лиц. А есть ли среди них профессионалы – опытные скульпторы, дизайнеры, архитекторы? Ведь памятник пока только в проекте и не всё ещё потеряно, есть возможность обсудить в деталях предложенный эскиз, внести (если понадобится) коррективы и необходимые исправления в его образ.

В интернете уже опубликован доработанный вариант памятника.  Это монументальное произведение должно стать благодарной памятью поколению Детей-Тружеников, которые в те нелёгкие военные годы работали наравне с взрослыми. Они должны быть Героями будущего памятника. Почему же тогда центральное место в читинском памятнике занимает какая-то непонятная тётя в гламурной приталенной телогрейке, кокетливо поправляющая шейный платочек?

Дети в скульптурной композиции тоже, конечно, есть.  И они, вместе с женщиной в центре, активно показывают, что заняты только сельскохозяйственным трудом. И никаким другим. А где тема подростков, работавших на фабриках, заводах и в госпиталях? Это ведь тоже очень существенно. И зачем на пьедестал памятника взгромоздили барана? За малым, что корову не прилепили. Нужна ли эта зоология в памятнике, посвященном Детям Войны?

 Два персонажа скульптурной группы держатся за рукоятки то ли сохи, то ли плуга. Причём, это нечто с рогульками – чуть ли не главное «действующее лицо» скульптурной композиции и единственный элемент, который хоть как-то формально объединяет две скульптуры из трёх.  Хотя, по сути, центральная фигура женщины и боковые скульптуры детей не связаны общим эмоциональным порывом, чувством, движением. Каждая скульптура существует сама по себе. Нет поворотов и ракурсов, которые фиксировали бы их взаимодействие между собой. Случайная комбинация из трёх фигур, абсолютно независимых друг от друга. Убери любую – эмоциональное восприятие памятника от этого не пострадает.

Вызывает большое сомнение одежда мальчика. Кепка-аэродром, одежда, как у беспризорника времён гражданской войны. При этом, подпоясан генеральским ремнём (судя по пряжке). По воспоминаниям Детей Войны, пацаны военного времени с большим чувством носили не кепки, а именно пилотки, если, конечно, удавалось обзавестись таким ценным головным убором. И, разумеется – кирзовые сапоги (но куда от них денешься), а никак не ботинки, в которые обут мальчик. Вот такие детали могли бы быть символом и яркой приметой трудного времени, каким было время войны. Могли бы, но не стали.

Памятник предлагается разместить на Мемориале боевой и трудовой славы забайкальцев в годы Великой Отечественной войны, который представляет собой сложившийся комплекс. И не понятно – как этот памятник будет «вписан» в территорию Мемориала? Никакой схемы планировочной организации земельного участка не представлено. Видимо, опять это будет решаться случайно, как-нибудь, без продуманного благоустройства.

К сожалению, нет в предлагаемом забайкальском памятнике ни драматизма времени, ни чувства преодоления трудностей, ни выражения детской самоотверженности. Памятник «Детям Войны Забайкалья» должен стать высоким произведением искусства, а не набором случайных маловыразительных фигур. Ведь тема-то какая! Горькая и Святая тема. И воплощение её должно быть самое достойное.

Удачным примером решения этой темы служит аверс (лицевая сторона) медали «Дети Войны». На ней изображены девочка, собирающая колоски, и мальчик, стоящий на подставке у станка, на котором изготавливаются корпуса снарядов. Всё точно, в тему. Соответствует военному времени, ничего лишнего, лаконично и монументально даже в этом, миниатюрном исполнении. Никаких баранов, никаких сохо-плугов и никакой неуместной (в данном случае) фигуры взрослого человека. Только Дети, принявшие на свои плечи непростую долю тяжёлого военного времени. Ведь это поколение, которое с полным правом и гордостью имеет основание сказать: «Пусть эти годы нас лишили детства – мы тоже победили в той Войне!».

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"