ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Легко все списывать на падающий рубль
По последним данным Отделения Банка России по Забайкальскому краю, опубликованным на официальном сайте, в сентябре годовая инфляция в регионе ускорилась и составила 7,64%. Это выше, чем в Дальневосточном федеральном округе (7%) и в целом по стране (6%). Даже в октябре годовая инфляция в РФ не достигла сентябрьского показателя, который был в нашем крае.
Ослабел не рубль, а производство
Правительство страны снова и снова обещает снизить уровень инфляции. Но цены упорно ползут вверх. При этом, в Забайкальском крае они опережают общероссийский рост. Чего не скажешь об экономике Забайкальского края в целом. Руководители разных рангов традиционно объясняют рост инфляции ослаблением рубля, санкциями, увеличивающимися издержками на сырьё - даже когда речь идёт не об импортной, а собственной продукции, в том числе угле. А рекордная инфляция в нашем крае по сравнению с общероссийской и даже в Дальневосточном федеральном округе вообще не находит объяснения.
В последние годы, при нынешней бригаде администрации края и правительства, где вице-премьеры и министры меняются быстрее погоды в резкоконтинентальном климате, не принято связывать социальные проблемы с экономикой края. При существующем уровне дотационности краевого бюджета (безвозмездные поступления составляют более трети доходов) это естественно для избалованной дотациями региональной власти. А, между тем, пора бы посмотреть на экономические показатели, как на главную причину роста цен и галопирующую инфляцию, опустошающую кошельки граждан и съедающую все хилые надбавки к зарплате, пенсиям и пособиям.
Президент и правительство постоянно подчёркивают важность развития несырьевого сектора экономики, а у нас в крае именно с этим главная проблема. Положительная динамика промышленности держится на добыче полезных ископаемых, и то не всех. В нашем горнодобывающем крае это важнейшая отрасль (доля более 76%). Но это не значит, что всё остальное не важно. Обрабатывающие производства стабильно теряют свои позиции. За первую половину 2023 года по отношению к прошлогоднему периоду уменьшение составило 1,2%. Разве не тревожный звонок для правительства, что из 16 видов обрабатывающих производств в половине продукции выпущено меньше, чем в январе-июне 2022 года? Пищевых продуктов, например, выпущено меньше на 7,2%. А каковы причины? Их никто не объясняет, они, похоже, никому не интересны. Дескать, в чём проблема? Меньше произвели молока, мяса, яиц, овощей и проч. – так завезут из других регионов, полки прилавков не опустеют. Такая позиция региональной власти наблюдается уже давно. Да, полки не опустеют. Но, во-первых, серьёзно теряет краевой и местные бюджеты, во-вторых, цены за счёт увеличения издержек на логистику становятся значительно выше, чем были бы при продажи местной продукции.
В результате, продукты в январе текущего года по сравнению с предыдущим годом увеличились почти на 13%, а в сентябре инфляция по ним составила ещё около 5,5%. Рост цен, судя по опубликованным данным Отделения Банка России по Забайкальскому краю, виден на все жизненно важные продукты питания. В январе мы покупали мясопродукты по цене на 14% выше прошлогоднего показателя, в течение девяти месяцев они не падали, и в сентябре на мясопродукты мы тратили на 7% больше, чем в сентябре прошлого года, когда рост цен был особенно значителен по известным причинам. Серьёзно подорожали также масло и жиры, молоко и молочные продукты, сыр, яйца и другие продукты.
Задуматься бы об этом нашему краевому правительству и вместо бравурных отчётов, наладить бы производство и переработку жизненно важной продукции. Ведь нет объективных причин для роста цен на плодоовощную продукцию и картошку, которых в крае всегда выращивали много, и нет необходимости закупать её в Египте и в других странах, продавая затем по кратно большей цене, чем забайкальский продукт. Нужна лишь помощь местным производителям и развитие кооперативов по закупкам этой продукции у населения и фермеров. Но ведь легче сослаться на падающий рубль…
При пассивном созерцании
Доходы населения Забайкальского края - одни из самых низких в РФ. Потому те, кто имеет хоть малейшую возможность, уезжают в более комфортные регионы, тем более что цены на жильё даже в центральных субъектах федерации ниже, чем в Забайкальском крае.
Но многие хотели бы жить здесь, и даже при дефиците жилья ищут выход в возведении собственных домов. И здесь, как представляется, правительство края должно всеми силами помогать застройщикам. К этому обязывает сама ситуация. Население–то в крае уже меньше миллиона и с каждым годом сокращается. Неужели за этим можно равнодушно наблюдать?
Пока получается именно так. Вот Минэкономразвития региона информирует, что организациями всех форм собственности и населением в январе-июне 2023 года построено 193,2 тысячи квадратных метров жилых домов, что на 21,5% выше уровня января-июня 2022 года. Кто же строит с опережением? Здесь же сообщается, что населением края за счет собственных и привлеченных средств за данный период построено 149,6 тысячи квадратных метров общей площади жилых помещений или
77,5% от объема, сданного за полгода.
Выходит, строительными организациями построено только 42,6 тысячи квадратных метров жилья, всё остальное возвели частные застройщики. Вот бы и помочь им в этом. Но, судя по ценам на строительные материалы, процесс становится для многих граждан просто неподъёмным. Ещё в апреле прошлого года цены на стройматериалы взлетели сразу на 33%. И это у нас в крае, где есть свой лес, который, правда, нередко разворовывается браконьерами и вывозится за границу при пассивном созерцании власти! В этом году цены на стройматериалы продолжают расти. А обрабатывающая отрасль теряет свои позиции. Согласно Забайкалкрайстату, обработка древесины в 2021 и 2022 годах неуклонно падала соответственно до 65,4% и 91,4% к уровню предыдущего года.
Легко, конечно, сегодня списать всё и на падающий рубль, и на санкции, и на дорожающую логистику. Это есть. Но в других регионах, даже в ДФО, где условия жизни в регионах примерно одинаковы, почему-то находят выход и не допускают такой галопирующей инфляции, как у нас в крае.