СПОРНЫЙ ВОПРОС: Иосиф Виссарионович награждает, Илья Васильевич лишает

Арина Шаравина / Культура, 11:36, 18 ноября 2023
СПОРНЫЙ ВОПРОС: Иосиф Виссарионович награждает, Илья Васильевич лишает
Коллаж автора

За последние годы в Чите появилось столько памятников, что десятилетия советской монументальной пропаганды остались далеко на задворках. Написать обо всех читинских изваяниях сразу невозможно.  Количеством мы уже всех задавили на корню. А вопреки основному закону философии – в качество это количество так и не перешло.

Попробуем ознакомиться с отдельными творениями читинского монументального искусства. Остановим выбор на трёх памятниках Маршалам Советского Союза – Георгию Жукову, Константину Рокоссовскому и Ивану Коневу. Для начала оптимистично предположим, что масштабы личностей, которым посвящены памятники, определяют высокое достоинство самих монументальных произведений.

 Рекламный баннер маршала Победы 

Бюст, посвященный маршалу Жукову, расположен в районе проспекта, носящего его имя. Казалось бы, такой памятник должен занять яркое и значимое положение. Но бюст установлен обыденно и случайно в конце проспекта, на одной линии с цепочкой гаражей-ракушек. Он огорожен двумя кирпичными стенками, которые закрывают вид на памятник со стороны боковых подходов и со стороны тыльной части. С этих точек из-за стенок видна только макушка бюста. А от такого зрелища – так  себе эмоциональное впечатление. Убогим и недостойным смотрится применение артиллерийских гильз в качестве цветочниц. В них, конечно же, нет живых цветов, только искусственные с грязными пластмассовыми лепестками.

СПОРНЫЙ ВОПРОС: Иосиф Виссарионович награждает, Илья Васильевич лишает

Фотографии, размещенные на кирпичных стенках (вот для чего стенки-то понадобились) и рассказывающие о боевом пути Жукова, выполнены на дешевой пленке, приклеенной на пластик, который применяется в наружной рекламе. Выгоревшие под забайкальским солнцем фотографии приобрели странный зеленоватый цвет. Пластик с плёнкой смотрится как временный рекламный баннер и сводит к нулю впечатление.

Поражает размещение (у входа на площадку перед памятником) камня с пластиковой табличкой и длиннющим списком спонсоров-благодетелей на ней, чтобы все знали – кто тут постарался изо всех сил. Даже на самых великих произведениях самые щедрые меценаты избегали публикации своих имен. Но, видимо, острое желание примазаться к имени маршала затмило здравый смысл. А ведь скромнее надо быть, ребята, скромнее.

СПОРНЫЙ ВОПРОС: Иосиф Виссарионович награждает, Илья Васильевич лишает

Очевидно, что бюст Жукова вылеплен по известной фотографии 1939 года, после победы на Халхин-Голе. С этой фотографией в бюсте совпадает всё, вплоть до лёгких складок на карманах формы. Всё, да не всё. После Халхин-Гольской  операции Жуков был награжден медалью «Золотая Звезда», вторым орденом Ленина и монгольским орденом «За воинскую доблесть». Все эти награды есть на упомянутом фото. Но скульптор вдруг берёт и лишает будущего Маршала этих трёх наград. По какому такому праву автор это делает? Если Жуков представлен в образе победителя в Халхин-Гольском сражении (а в концепции памятника заявлено именно так), то куда подевались его награды за эту операцию?

СПОРНЫЙ ВОПРОС: Иосиф Виссарионович награждает, Илья Васильевич лишает

 Пластик для героя 

Памятник маршалу Рокоссовскому запрятан где-то в глубине 4 микрорайона КСК, что удивительно. Ведь такой монумент  обязательно должен быть размещён в оживлённом общественном пространстве.  А здесь будто выбрано более-менее пустое место среди тополей. Скромная площадка, на которой размещен монумент, а  в двух шагах – неасфальтированный безбордюрный проезд и неблагоустроенная прилегающая территория. И это не говоря уже о размещении памятника маршалу на фоне микрорайонной баскетбольной площадки – ну «сверхмонументальное» решение. 

СПОРНЫЙ ВОПРОС: Иосиф Виссарионович награждает, Илья Васильевич лишает

Но почему-то  памятнику Рокоссовскому кирпично-эпичных стенок не досталось. Зато в артиллерийских гильзах также, как и у бюста Жукова, запылённые пластмассовые цветочки. Кустики по кругу площадки посадили, но за два года от них почти и следа не осталось. На фоне тотальной заброшенности бюст Рокоссовского выглядит, прямо скажем – по-сиротски.

 Маршал в сетке 

Памятник маршалу Ивану Коневу установлен между  участками школ 6 и 8. Причем, площадка выделена оградой, выполненной из местами рваной сетки Рабица. Только уже от одного этого «элемента» можно получить эстетический шок. У памятника тоже вездесущие гильзы (куда без них), но искусственных  цветов уже нет, поскольку гильзы тут резко меняют своё изначальное высокое предназначение и используются, как мусорницы.

СПОРНЫЙ ВОПРОС: Иосиф Виссарионович награждает, Илья Васильевич лишает

Вечернего освещения, как и у всех других памятников, у бюста Коневу не предусмотрено. Мест отдыха в виде лавочек-скамеек тоже нет ни у одного из памятников. Озеленение осуществляется, в основном, за счёт подорожника. Очевидно, что «никакущее» благоустройство выполнено непрофессионально, без архитектурного проекта. А неухоженность и забвение – печальные  приметы, которые объединяют все памятники маршалам.

СПОРНЫЙ ВОПРОС: Иосиф Виссарионович награждает, Илья Васильевич лишает

На всех трёх постаментах нет надписей, что эти военачальники – маршалы Советского Союза. И не сказано – сколько раз им было присвоено звание Героя Советского Союза. А ведь Жуков был четырежды Героем, а Рокоссовскому и Коневу дважды присваивалось это  звание.

Ни под один из памятников нет, как это полагается по закону, отвода земельного участка. Отсюда следует логичный вывод о незаконности размещения всех монументов. Но ведь Черновский район – это не палисадник частного дома, в котором можно без оглядки и как попало что-то размещать.

 Рукописи не горят. А памятники? 

Все бюсты выполнил скульптор Илья Васильевич Царинный, который трудится в Красноярске. Скульптор молодой. Творческого опыта и мастерства у него явно не хватает. Но по какой-то весьма веской и таинственной причине заказы на скульптуры в Черновском районе достаются исключительно ему.

СПОРНЫЙ ВОПРОС: Иосиф Виссарионович награждает, Илья Васильевич лишает

Ещё есть очень существенное и настораживающие обстоятельство, которое объединяет все три памятника. Они выполнены из так называемого композитного материала (искусственного камня), в котором главным связующим  компонентом являются полиэфирные или эпоксидные смолы. Какая же это память, если она выполнена в материале, который простоит не более чем 10-15 лет? Лучшие материалы для произведений искусства, какими и должны являться памятники – бронза и гранит.  Никаких композитных материалов или рекламных пластиков в монументальном искусстве быть не должно. Все известные скульпторы страны признали практику возведения памятников из материалов на основе смол   порочной. Но в Чите такая практика стала  нормальной. Увы.

Вспоминается случай, произошедший в Татарстане в 2021 году. Памятник Воину - Освободителю сгорел дотла за считанные минуты. А ведь он был выполнен из того же материала, что применён в этих читинских бюстах. И создатели скульптуры в Татарстане, как и в Чите, уверяли, что это негорючий и очень прочный материал. Ан нет. Так что, в читинских монументах таится неприятный и очень опасный «сюрприз».

Разочарование – вот самое сильное чувство после посещения памятников маршалам. Причем, пробираться к ним приходилось по необустроенным и часто неасфальтированным проездам, состоящим из набора выбоин, колдобин, ям и грязи. Но администрации Черновского района не до подобных мелочей. Она с упорством, достойным лучшего применения, несёт монументальное «искусство» в массы. Да, несёт. Только можно ли эту ношу назвать искусством?

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"