ПОД ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»: Конец читинского картеля (18+)
6 декабря в России отмечается День подразделений по контролю за оборотом наркотиков в системе МВД. Они были созданы в этот день 32 года назад. Сегодня мы расскажем об одной из побед забайкальских борцов с «белой смертью».
Лето 2019 года в Чите началось ничем не примечательно. Еще далеко было до смены губернатора, горожане прикидывали, какая будет погода и удастся ли дачный урожай. А в это время в столице Забайкалья разворачивалась самая настоящая спецоперация…
В тишине кабинетов обычного на первый взгляд здания на ул. Ленинградской разрабатывались планы по пресечению деятельности настоящего наркокартеля, оккупировавшего краевой центр. Инициатор операции – оперуполномоченный Управления наркоконтроля при краевом УМВД майор Александр Замякин уже давно получал от источников информацию о том, что группа наркодельцов, верхушку которой составляли заезжие цыгане, решила подмять Читу под себя в плане торговли героином.
Майор полиции Александр Замякин
- Мы начали разработку группировки с самых низов, с рядовых наркоманов. Надо сказать, что среди них нашлись и те, кто решил завязать с наркотиками, взяться за ум и стали нам помогать.
Разработка этнического организованного преступного сообщества (ОПС) шла с мая 2018 до июня 2019 года. Сразу же выяснилось, что главарями новоявленного наркокартеля являются представители цыганских группировок из других городов – Иркутска, Красноярска и Кемерово.
- Особенность группировки состояла в том, что это был семейный бизнес. В схему распространения героина входили члены семей. А во главе стояли две женщины, причем одна из них уже имела судимость за распространение наркотиков, но из-за того, что у нее были дети до 14 лет, наказание для нее отсрочили. Она ничего лучше не придумала, как переехать в Читу и продолжить свое дело, - рассказывал Александр Замякин.
В ходе оперативных мероприятий была получена информация о том, что гастролеры расценивали Читу, как открытый город, где нет конкуренции в торговле героином и потому туда можно и нужно «заходить». Забегая вперед, скажем, что они сильно просчитались.
Итак, система была выстроена. В самом низу были т.н. «бегунки» - обычные наркоманы, выполняющие роли курьеров. Бегунки находили клиентов в своих кругах, собирали с них деньги, переводили их кураторам, а те в обмен сообщали координаты закладок с белым порошком. Так что возможность «кидалова» со стороны бегунков была исключена.
Надо сказать, что руководители читинского наркокартеля хорошо подготовились: кураторы бегунков в общении с ними называли себя вымышленными именами, для получения денег заводились банковские карты на подставных лиц, на них же для связи регистрировались сим-карты. Для хранения крупных партий наркотика и его обработки использовались съемные квартиры, оформленные также на подставных лиц, причем адреса часто менялись. Между собой в телефонных разговорах фигуранты общались только на цыганском языке. В общем, ничто не должно было нарушить эту наркотическую «идиллию», но профессионализм читинских полицейских наркобаронессы не учли.
Теперь уже не является следственной тайной то, что партии героина читинская группировка получала из Иркутска и Хабаровска, куда еще более крупные партии заходили из Афганистана. В Чите для повышения рентабельности «дури», с веществом проделывали разные манипуляции.
Описывать их подробно смысла нет. Достаточно сказать, что в ход шли морозильники и сковородки, а в итоге объем смертельного вещества увеличивался почти вдвое. Конечный потребитель и не знал, какую гадость, кроме самого «герыча», он запускает в свой организм.
На выходе такой «продукт» партиями от 50 до 200 грамм уходил от главной «наркобаронессы» по цепочке вниз по цене 2000 рублей за грамм. А в розницу, через бегунков, он уходил уже по 4000 рублей, давая 100% прибыль. Как затем выяснят оперативники, на тот момент в Чите действовали шесть таких «мелкооптовых» очагов распространения.
С бегунками оптовики практически не общались, был известен только один случай, когда между таким вот рядовым распространителем и оптовиком завязались дружеские отношения.
Кропотливая работа по сбору оперативной информации сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков велась больше года – требовалось установить все связи, каналы распространения и всех фигурантов. Для этого даже пришлось создать специальную группу, руководить которой получили майору Замякину.
- Если бы мы поспешили, получилось бы так, что попалась бы всякая мелочь, а крупные фигуры успели бы исчезнуть, - пояснил Александр Замякин.
И только когда собралась вся необходимая для следствия информация, было принято решение об одновременном задерживании всей ОПС – на тот момент (это было уже в июле 2019 года) в ней состояло уже 29 человек.
Операция по задержанию теперь уже вошла в историю забайкальской полиции, как пример слаженной работы сразу нескольких подразделений. Всего в спецоперации приняли участие около ста сотрудников полиции и Росгвардии. Взяли почти всех, кроме нескольких человек, успевших бежать, но бегали они недолго. Их брали в Иркутске, Ангарске, Братске и Черемхово. В финале все 29 членов этнической ОПС оказались в камерах.
Следственными органами было возбуждено 66 уголовных дел из категории тяжких и особо тяжких преступлений, из них 48 – совершенных в составе организованной группы, что, как известно, утяжеляет степень наказания.
Из оборота было изъято более 2000 доз героина, у лидеров группировки обнаружили миллионные суммы, полученные на торговле «дурью».
Обвинительное заключение было готово к апрелю 2022 года – все это время шло следствие, проводились допросы, ведь только свидетелей по делу проходило около ста человек. А еще пришлось провести 178 экспертиз.
- Сам процесс по делу был тоже тяжелым, - рассказывает Александр Замякин, - суд шел в сложнейших условиях, публика на процессе была специфичная, они намеренно накаляли обстановку, давили на суд, на обвинение, на свидетелей. Многих пришлось удалять из зала суда. В итоге многие уже получили большие срока лишение свободы, по другим процессы еще идут. У картеля имелись большие средства, которые позволили нанять высококлассных адвокатов.
Оперативник также рассказал, что, только работая над этим делом, он понял - сколько в Чите лиц, имеющих героиновую зависимость.
- На самом деле это очень страшно. Когда человек находится, как говорят сами наркоманы, «на системе» - он ради дозы пойдет на что угодно. Потому у нас основной целью была не зачистка рядовых наркоманов, нам надо было добраться до самого источника. Именно эта работа и была проведена, я считаю, на совесть. Главное, что удалось – пресечь каналы поставки наркотика в Читу. На этом работа не прекратилась, после того, как мы зачистили гастролеров, голову подняли местные этнические группировки - там решили, что теперь место свободно. В отношении их представителей, решивших заняться этим промыслом, тоже была приведена работа и сейчас они все получили наказание или находятся под судом.
Возраст героинового наркомана, по словам майора Замякина – от 19 до 50 лет.
- Бывали даже очень пожилые люди, которые употребляли героин.
В завершении Александр Замякин дал простой совет – как уберечь подростков от попадания в страшную зависимость.
- Конечно, это контроль. Постоянный контроль круга общения, информации, которой пользуется подросток, его поведения. Постоянное внимание к нему и в школе, и дома. Ну, и конечно – спорт. Если ребенок спортом занимается, на другое уже не хватает сил. Так можно пережить критический возраст, когда легко попасть под влияние.
Напоследок майор Замякин предостерег тех, кто сегодня находится в раздумье – ведь развитие интернета и анонимность пользования сетями создает иллюзию безнаказанности.
- Да, высокие технологии развиваются, но они развиваются не в одностороннем порядке. На каждое «ноу-хау» у распространителей наркотиков, новые схемы противодействия появляются и у нас. Никакие деньги не стоят того, чтобы за них 10-15 лет затем провести за решеткой. А возмездие будет, можете даже не сомневаться. Рано или поздно, но будет.
Ко всему вышесказанному осталось добавить, что за осуществление разработки и руководство операцией майор Александр Замякин Указом Президента России был награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка». Сегодня он продолжает нести службу.
Редакция ZAB.RU
благодарит пресс-службу УМВД России
по Забайкальскому краю за помощь
в подготовке материала