ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Не оскудевает рука… просящая
В новом году мы все под впечатлением московских финансовых подарков. Руководители и депутаты Забайкальского края в восторге: золотой дождь на регион льётся щедро и беспрерывно.
Манна московская
Что говорить – приятно. Только на развитие краевого центра по программе мастер- плана выделяют из федерального бюджета почти триллион рублей. Плюс многие другие программы осуществляются на московские деньги, вроде формирования комфортной городской среды, безопасные дороги и проч. Это ли не золотой дождь!
Кроме того, губернатор, его министры еженедельно летают в Москву, где, как нас уверяют, решают большей частью финансовые проблемы. Проще говоря, «выбивают» деньги на текущие нужды. По нескольку раз депутаты пересматривают годовой бюджет, поскольку то на одну отрасль, то на другую Москва выделяет дополнительные средства, а руководители края только с гордостью сообщают, на сколько они повысили финансирование по тем или иным статьями бюджета. Это преподносится как большая доблесть, заслуживающая всяческого почитания всеми жителями края.
Как видим, пока дают – и немало. Но денег в крае всё равно не хватает порой даже на заработную плату работникам бюджетной сферы, и в этом снова виноваты кто угодно, только не региональная власть. Безвозмездные поступления в краевой бюджет ежегодно стабильно держатся на отметке 40-45 миллиардов рублей, а госдолг только возрастает: по данным краевого Минфина на начало 2020 года он составлял 26,9 миллиарда рублей, а на 1 января нынешнего года – уже 34,1 миллиарда. Никуда не исчез и дефицит бюджета, в этом году он в размере 3,7 миллиарда рублей.
Да и стоит ли ждать реального увеличения собственных доходов, если по данным Забайкалкрайстата до 70% действующих предприятий в крае убыточны. Да, официально сумма налоговых доходов несколько увеличивается, но это, скорее, за счёт инфляции, а не реальных поступлений. И при этом Забайкальский край щедро использует преференции как по ТОРам, так и по налогам для бизнеса – в этом он первый в РФ. Но приносит ли это результаты? Сумма выпадающих доходов бюджета по закону о территориях опережающего развития около миллиарда рублей в год, а по региональным инвестпроектам, по налогам - в пределах 11 миллиардов. И всё бы ничего, но отдачи – и это признают в региональном Минфине – нет. Убыточных предприятий малого и среднего предпринимательства меньше не становится, а в последние годы их даже больше, чем прежде. Многие просто прекращают свою деятельность.
Видно, что кроме горнорудной промышленности, которая в крае развивается, других успешных предприятий в крае просто нет. Но и в этой отрасли есть свои странности. В частности, два наших горных гиганта – Быстринский ГОК и компания «Удоканская медь», являясь резидентами ТОР «Забайкалье», имея при этом соответствующие преференции, платит в региональную казну сущую мелочь. Например, в 2022 году Быстринский ГОК заплатил налог на прибыль в бюджет края 5 миллиардов рублей, в то время как его прибыль составила не меньше 100 миллиардов. Да, по закону о ТОР нарушений вроде нет, но всё же стоит добиваться пересмотра налогового положения, чтобы такие огромные и прибыльные компании платили в казну налогов больше.
Хлипкий фундамент
Сегодняшняя позиция руководителей края напоминает дирекцию богоугодного заведения, находящегося под призрением руководства страны. А между тем мониторинг социально-экономического развития края говорит о том, что регион просто не использует свой огромный потенциал. Деньги берутся из экономики, а здесь ситуация к лучшему не меняется продолжительное время. Так, за 11 месяцев 2023 года (за весь год пока официальных данных нет) в Забайкальском крае наблюдался рост объемов производства только в добыче полезных ископаемых. Это видно по увеличению объемов в отрасли – на 1,9 % в связи с увеличением добычи угля на 5,4%, металлических руд– на 1,1%. В то же время добыча прочих полезных ископаемых сократилась на 17,3%, предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых − на 44,5 %.
Но вот уже несколько лет подряд снижаются показатели в обрабатывающих производствах и в сельском хозяйстве. А именно здесь должна быть видна роль региональных министерств, их организаторское начало. Но её нет. Отмечается снижение объемов выпуска продукции по 6 из 16 видам производств. В частности, производство пищевых продуктов сократилось на 5,6%, минеральной продукции стало выпускаться меньше на 19,3%, обработка древесины и производство изделий из дерева сократились на 16,2%, транспортных средств и оборудования – на 20,1 %, производство прочих готовых изделий – на 17,2 %. Сельское хозяйство тоже проседает, хотя объективных причин для этого нет. Меньше стало производиться молока и молочных изделий, яиц, овощей. Вся это продукция в продаже есть, но она завозится из других регионов, а наш краевой бюджет недополучает от отрасли немалые суммы.
Особо характерна ситуация в строительстве, в частности, жилья. Цифры в этой отрасли вроде неплохие, но если посмотреть на их структуру, то картина неоднозначная. За прошедший год введено в эксплуатацию 380,2 тысячи квадратных метров жилья, 80% из которых построены самими гражданами. То есть львиная доля жилья возводятся самими гражданами, а наши строительные организации маломощны. Отсюда и цены на благоустроенное жильё в крае огромны, в среднем, по оценке Забайкалкрайстата, 137 тысяч за квадратный метр, но в ряде случаях они доходит до 190 и более тысяч рублей. Это больше, чем во многих регионах даже центральной России.
Хочешь не хочешь, а кроме убаюкивающей болтовни по поводу некоего спасительного плана экономического развития региона с участием, главным образом, федеральных денег руководителям края придётся заняться рутинной работой по организации собственного производства в крае. Или в любой момент Москва может сменить милость на гнев и потребовать от региональной власти самой начать зарабатывать деньги.