ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Загадочные доходы и деньги на ветер
Министр финансов Вера Антропова была героем дня: её отчёт на заседании регионального правительства об исполнении краевого и консолидированного бюджетов нашего края в 2023 году светился фантастическими цифрами полученных налоговых доходов и полной самодостаточностью в удовлетворении самых насущных потребностей населения края.
Деньги любят заботу
Ну, как не поразить всё правительство и общественность Забайкальского края таким результатом, который озвучила министр: собственные доходы в краевом консолидированном бюджете в 2023 году приросли к предыдущему году на 28,2 миллиарда рублей и достигли суммы в 92 миллиарда. Таким образом, первоочередные бюджетные расходы, как сообщила министр, закрываются за счёт собственных доходов. Это расходы по зарплате, социальным выплатам и медицинскому страхованию. А в целом к первоначальному бюджету по доходам прирост составил 27,5 миллиарда, к 2022 году – он увеличился на 21,4 миллиарда. Как видим, львиная доля прироста краевого консолидированного дохода бюджета произошла за счёт собственных доходов, чем невозможно не гордиться.
И было бы всё прекрасно и убедительно, если бы Вера Александровна посвятила правительство и общественность - а что за источники, которые дали такой фантастический прирост бюджета, который впервые за десятилетия оказался не только не дефицитным, но исполнен с профицитом (хотя непонятно, неужели у нас в крае так много денег, что всё и израсходовать не смогли, профицит образовался). Министр, кроме того, с гордостью сообщила, что впервые край не имеет коммерческих кредитов, но умолчала о том, что кредиты из федерального бюджета почему-то постоянно растут и составляли на начало текущего года более 34 миллиардов рублей. И это при профицитном бюджете! Там маленький процент, но возвращать-то их всё равно нужно.
И вот здесь есть вопрос, который и министр, и члены правительства отразили как-то вскользь, хотя, можно сказать, он сегодня центральный. Речь идёт о рациональном использовании тех средств, которых, как утверждают наши руководители, теперь в крае в избытке, то есть с профицитом. Во-первых, это гордость, что край щедро расходует деньги в виде налоговых льгот на нужды малого, среднего и даже крупного бизнеса. И это прекрасно – поддержать деловых людей в их самоотверженном труде на благо родного края – что может вызвать нарекания и упрёки. Во-вторых, вот казус, который вскользь, но всё же отмечался на заседании правительства края. Министр отметила, что выпадающие доходы в результате налоговых льгот не приносят результата, отдачи от бизнеса нет. Поэтому оценка эффективности налоговых льгот актуальна, и правительству надо этот вопрос серьёзно изучить и предпринять меры для исправления ситуации.
В качестве иллюстрации такого неэффективного использования бюджетных средств приводился красноречивый пример. Министерство ЖКХ долго убеждало руководство края, что ему для решения неотложных задач необходимо дополнительно полмиллиарда рублей. Выделили 120 миллионов. И что же? Половина даже из этой суммы так и не была освоена. И это не единственный подобный факт. Из 80 миллионов, выделенных на приобретение квартир для детей-сирот, 18 миллионов также не были освоены. А Министерство строительство края не использовало полтора миллиарда рублей на строительство дорог.
Видимо, это давно набило оскомину, поэтому губернатор в сердцах заметил, что руководители многих бюджетных организаций стали «реально обнаглевшими», они требуют повышения зарплаты себе, увеличения финансирования, но мало что делают для развития своих отраслей. Например, здравоохранение в крае и вовсе деградирует.
Туманность источников
И всё же за всеми высокими цифрами доходов, о которых говорила Министр финансов, встаёт вопрос: за счёт чего же так взрывным образом возросли собственные доходы краевого бюджета? Что-то не вяжется с жизнью. О том, что экономическое развитие края долгое время не улучшается, мы уже писали в предыдущей статье (См. «Не оскудевает рука… просящая», 8 февраля). Так что работа предприятий и организаций не может дать такого роста. Малый бизнес, даже судя по отчёту Министра, тоже не даёт отдачи. А крупные организации, вроде Удоканской меди и Быстринского ГОКа, пользуются законными налоговыми льготами как резиденты ТОР «Забайкалье» - и от них больших поступлений в региональный бюджет нет.
Остаются сборы от населения по НДФЛ. Но и здесь немало вопросов и сомнений. Даже на текущий год подоходный налог не очень впечатляет, чего уж говорить о предыдущем годе. Минфин утверждает, что общая сумма поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет Забайкальского края в 2024 году составит 25, 5 миллиарда рублей с ростом на 20,1 процента. Прогнозируемый объем налога на 2025 и 2026 годы составит соответственно 27,8 и 29, 9 миллиарда рублей с ростом к данным предшествующего периода соответственно на 8,6 и 7,9%. Да, некоторое повышение зарплат есть. Но если мы посмотрим на численность населения нашего края, то увидим, что этих самых физических лиц становится всё меньше: сам же Минфин показывает, что в 2024 году население будет составлять лишь 982 тысячи человек (в 2021 году был 1 миллион 27 тысяч), а в 2026 году по прогнозу забайкальцев будет 967 тысяч. Уже сейчас видно, что цифра будет меньше, а работающего населения едва будет 400 тысяч человек. Откуда же взяться увеличению НДФЛ? Даже инфляция не даст такого роста.
Вопрос об источниках взрывного роста собственных доходов краевого бюджета остаётся в тумане. Может, поэтому и замалчивается сейчас? Поэтому мы можем строить только гипотезы. Либо Минфин края при формировании бюджета умышленно занижает показатели дохода, чтобы были основания просить у федерального центра как можно больше финансовой помощи, либо специалисты этого ведомства столь неквалифицированы, что не могут реально спрогнозировать налоговые и иные доходы краевого бюджета.
Так что от радости по поводу взрывного роста собственных бюджетных доходов пока воздержимся.