ПОЛИТПРОСВЕТ: А кто, если не «барин»?
Весна 2019 года. Александр Осипов в ранге исполняющего обязанности главы Забайкальского края проводит встречу с главами районов. Впервые за всю историю региона люди увидели политика принципиально нового типа – молодого, открытого, позитивного. У забайкальцев появляется надежда на реальные перемены в жизни. Еще никто не знал – чем все закончится. Если только еще закончится.
А тогда, в мае 2019, будущий губернатор во всеуслышание заявил:
«Наш долг - служение людям. Это не работа, а служба. Мы находимся в услужливом положении к простому человеку. Мы должны их услышать и помочь любым способом, даже если человек к нам негативно настроен. Это — отправная точка для нашей работы».
Потом будет еще много таких трогательных моментов – от слез по адресу многодетной семьи, живущей в развалюхе до показных порок министров. Никто еще и не знал, что все это делал не Осипов, а слепленный ему гениальным политтехнологом Сергеем Нехаевым образ. Образ разрушился после того, как Нехаев покинул регион. Забегая вперед скажем, что новый лепщик образа Константин Колыванов, в силу своей профнепригодности раскрыл истинное лицо губернатора, когда обозвал обеспокоенных экологическими проблемами жителей Красночикойского района «использованными резиновыми изделиями». А сегодня такими изделиями себя ощущает большинство жителей края, в том числе и представители муниципальной власти.
Инерция сокрушительной победы на выборах и эйфория, а также пока еще присутствующий рядом Нехаев - все это продолжало работать на образ Осипова, делая из него заступника и вообще - почти героя регионального масштаба. Обещания сыпались, как сахарный песок из порвавшегося кулька, но сладко было только на словах. Пройдет всего лишь год и губернатор уйдет в глухую информационную блокаду, создав на бюджетные средства личный телеканал для самоудовлетворения и оставит около себя еще пару прикормленных СМИ, продолжающих поддерживать имидж супермена.
А что бы оценить реальное положение дел, достаточно вспомнить несколько обещаний и посмотреть - что там с их исполнением спустя пять лет. А это – снижение тарифов на электроэнергию (должно было произойти до 2022 года), реконструкция Международного автомобильного перехода в Забайкальске (2023 год), строительство концертных залов в Сретенске и Петровск-Забайкальске, ну это уже так, по мелочи. Да что там – согласно обещаниям губернатора, до конца ноября 2019 года должен был быть наведен порядок в районных поликлиниках в плане улучшения приема пациентов. На деле сегодня – отток врачей из сельской местности и бешеные деньги на такси для поездок из деревень в ближайшие райцентры, где еще остались специалисты, при этом без надежды, что удаться попасть на прием.
В тоже время с Чайковсокго,8 регулярно рассылались директивы в муниципалитеты – выполнить, обеспечить, доложить! При этом порой материальной основы для выполнения и обеспечения не было никакой, а был только тот самый административно-командный стиль, который давно показал свою несостоятельность. Зато как красиво звучало: «Осипов потребовал», «Осипов приказал». Все это моментально разлеталось через прикормленные СМИ, но при этом дела в районах шли все хуже и хуже, а главы администраций чувствовали себя дежурными мальчиками для битья, причем совершенно незаслуженно.
Вообще, губернатор стремительно входил во вкус полновластного барина. Уже в конце 2020 года он прославился скандалом с отменным для простых смертных авиарейсом на север края. Напомним, тогда занявших свои места в самолете людей высадили, освободив борт для губернатора и его приближенных. Замять скандал с помощью ручных журналистов не удалось – попавший под раздачу директор авиакомпании, также прославившейся благодаря «ВИП-рейсу» слил все подчистую. Но «барину» все сошло с рук.
А тут еще и депутаты Заксобрания стали задавать вопрос о некоем Фонде, куда стекали поступления от крупнейших корпораций, работающих в крае в обмен на налоговые льготы. Но разруливать щекотливые ситуации было уже некому – Нехаев к тому времени покинул регион. И Александр Осипов не нашел ничего лучшего, чем просто закрыть от всех и вся информационным железным занавесом. На два с лишним года наступил период полного молчания для СМИ, а имидж главе региона обеспечивала т.н. «Фабрика троллей» созданная на базе одной из управленческих структур. Тоже за бюджетные деньги.
В это время бизнес в крае впал в предынфарктное состояние – на фоне эпидемии коронавируса в крае усилились репрессии за нарушение антиковидного режима. В то время, как в других регионах власти старались помочь предпринимателям, в Забайкалье росли штрафы и проводились карательные рейды. В итоге за время пандемии число объектов предпринимательства сократилось более чем на 1000. Но и этого губернатору показалось мало – например, для пополнения нищающего бюджета он предложил пощипать бизнес и расширить перечень налогооблагаемого имущества. Теперь, если в собственности предпринимателя имелись незадействованные площади и объекты незавершенного строительства – словом, все то, что пока не приносило доход, он должен все равно за это платить. Причем законопроект не выносился на обсуждение забайкальской общественности, бизнес-сообществ и в СМИ.
Зато павлиний хвост перспектив развернулся во всей красе. В послании к Заксобранию Осипов пообещал ни много, ни мало, как создать 60 000 новых рабочих мест и обеспечить устойчивый рост экономики. Правда, для этого ему потребуется более полутора триллионов рублей. И срок правления до 2035 года.
В районах дела шли еще хуже, если Чита выживала за счет какой-никакой налоговой базы, то муниципалы уже не знали, где брать деньги на выполнение поручений губернатора. И потому многие главы уже не кулуарно, а явно стали высказывать недоумение происходящим – совсем не такого они ждали, когда Осипов впервые переступил кабинет на Чайковского, 8 и совсем не это было им обещано до выборов.
Потому, дабы оградить себя от бунта муниципальных элит, было принято решение переформатировать районы в округа. Была ли в этом насущная необходимость? Нет. Зато появилась возможность зачистить тех, кто смел иметь свое мнение, и посадить в кресла людей, которые в 2024 году обеспечат губернатору при новых выборах прохождение муниципального фильтра, и заведомую блокировку сильных оппонентов.
Тем временем в крае срывались один за другим концессионные договоры, большинство из них закончились уголовными делами, впрочем, это уже не история, а реальность наших дней. На очереди – непонятная газификация Читы, которая ведется по сей день без проектно-сметной документации и прочих необходимых бумаг. И если Александр Осипов не остается в кресле губернатора – ему будет задано много очень неприятных и неудобных вопросов. Но маховик пропаганды уже раскручивается во всю мощь и нам опять начинают внушать – а кто, если не Осипов?