ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Большой бюджет не заметил маленького человека

Владимир Тихомиров / Общество, 13:13, 10 июня
ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Большой бюджет не заметил маленького человека
Фотография из архива ZAB.RU

Недавно лидеры фракций краевого Законодательного собрания в рамках «Открытой трибуны» среди других вопросов обсудили исполнение бюджета за 2023 год.  За исключением Юрия Гайдука остальные лидеры горячо поддержали отчёт регионального Минфина об исполнении бюджета. Насколько это оправдано?

 В духе удобного «одобрям-с»

В целом во время обсуждения исполнения бюджета за прошлый год Юрий Гайдук верно обозначил проблему: цифры исполнения бюджета за прошлый год действительно впечатляют, но они как-то не вяжутся с социальным положением забайкальцев, жизнь которых не улучшается. Кстати, он справедливо обратил внимание на то, что в 2023 году Забайкальский край в итоговом рейтинге регионов РФ занял 80-ю строчку из 85, так что гордиться нечем.

Но это был единственный голос реальной оценки ситуации во время обсуждения. Все остальные лидеры фракций единодушно высказались за безоговорочное одобрение отчёта Минфина, высказав восторженное мнение по поводу официальных цифр исполнения бюджета за 2023 год. Ну, ещё бы: бюджет края согласно отчёту, исполнен в объёме 129 миллиардов рублей, на 6% больше уточнённых цифр бюджетным назначением. Собственные доходы приросли на 25 миллиардов рублей к итогам прошлого года. Это, конечно, впечатляет, но что же стоит за этими цифрами? Как солидное увеличение бюджетных показателей прошлого года повлияло на благосостояние забайкальцев, если на всех уровнях подчёркивалось, что краевой бюджет носит социальных характер?

Прежде чем об этом говорить, следует заметить, что принявшие участие в обсуждении исполнения бюджета и высказавшие горячее одобрение лидеры фракций Заксобрания, очевидно, подошли к этому важному делу в духе старых партийно-советских традиций с их неизменными «одобрям-с». Почему так? Возможно, депутаты просто не пожелали серьёзно вникнуть в суть проблемы, а, возможно, просто недостаточно компетентны. Но, скорее всего, не захотели портить отношения с администрацией региона.

 Запланированный регресс

В самом деле, многие несоответствия лежат на поверхности, как их не заметить? Если, например, на 2023 бюджетные ассигнования, направляемые на государственную поддержку семьи и детей, были запланированы в размере 6,6 миллиарда рублей, то почему при таком резко увеличившемся бюджете, на 2024 год выделено всего 3,4 миллиарда рублей, а на 2025 год и того меньше – 2,2 миллиарда. Почему и что за этим стоит? Или, например, в 2023 году на ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям было выделено из бюджета 74,2 миллиона рублей, то на 2024 год запланировано 56,9 миллиона. Трудно предположить, что депутатам Заксобрания, которые принимают Закон о бюджете, не известно, как растут цены на коммуналку и жильё в целом. И такая ситуация по многим статьям, касающимся молодых и многодетных семей.

Что касается расходов краевого бюджета вообще, то такое впечатление, что и региональный Минфин, и депутаты Заксобрания идут по воле волн и совершенно не контролируют ни объёмы доходов, ни величину расходов. Куда кривая вывезет, на том и спасибо. Ну вот, как выше сказано, доходы за 2023 год исполнены в размере 129 миллиардов рублей, на 6% больше запланированных.  Кстати, уже на стадии принятия доходов на 2024 год предварительная оценка исполнения бюджета 2023 года по доходам была 116 миллиардов рублей. А на 2024 год почему-то запланировано получить доходов 103 миллиарда, на 2025 год – 96,9 миллиарда. Такая же картина и с расходной частью бюджета: изначально по оценке в 2023 году расходы должны были составить 130 миллиардов, а на 2024 год планируют почему-то только 110,9 миллиарда, на 2025 год – 96,3 миллиарда рублей. Трудно при этом понять логику Минфина, предпочитающего не прогресс, а регресс, а на счёт депутатов Заксобрания и говорить нечего, они в большинстве своём просто в цифры не вникают, в суть бюджета тоже – им, судя по всему, удобнее привычное «одобрям-с».

Может быть, потому и в социальных статьях у них какая-то путаница. При огромной инфляции (у нас в крае она по разным оценкам на 20-25% больше, чем по стране) самые жгучие социальные статьи финансируются не с плюсом, а, как мы видели выше, даже с минусом.

Вот возьмём здравоохранение, где у нас множество проблем – и медиков не хватает, и ФАПы пустуют, и районные больницы зачастую не могут оказать помощь по многим заболеваниям, и проч. А что же с финансированием?  На 2023 год на нужды здравоохранения было запланировано около 7 миллиардов рублей.  А на 2024 год почему-то сумма снижена до 4 миллиардов, а на 2025 год – и вовсе запланировано только 3,4 миллиарда рублей. Неужели так резко поднялось с колен наше забайкальское здравоохранение?

Или возьмём образование. На 2024 год в бюджет заложен 31,2 миллиарда рублей, на 1,5 миллиарда больше, чем израсходовано в 2023 году. А вот на 2025 и 2026 год планируется уже снижение до 24,6 и 23,8 миллиарда рублей.

Очень чувствительная сфера для забайкальцев – жилищно-коммунальное хозяйство. Прошедшая зима вновь показала, что люди просто страдали от холода в своих квартирах, в школах, учреждениях и т.д. Аварии в котельных, на коммунальных сетях следовали одна за другой. Чехарда с руководящим составом отрасли, которые менялись как погода в мае, тоже сказалась на здоровье отрасли. И вопрос: как депутаты при приятии бюджета на 2024 год могли допустить, что если в 2023 году на отрасль было потрачено 12,9 миллиарда рублей (что, всеми признано, недостаточно), то на 2024 год в бюджет заложено на ЖКХ 6,3 миллиарда, а на два последующих года - и вовсе по 2,5 миллиарда. Может быть, депутаты живут вообще в другом государстве?

В общем, слаще в социальной сфере от увеличивающегося бюджета края и восторгов большей части нашего депутатского корпуса, не становится. Социальная сфера как была пасынком для нашей региональной власти, так и остаётся.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"