ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Есть у форума начало, нет у форума …
Судя по информации Корпорации развития Забайкальского края наш регион готовится к очередному Восточному экономическому форуму (ВЭФ). Создаётся шикарный выставочный павильон на сумму 70,7 миллиона рублей - он должен рассказать о больших возможностях нашего края. Кроме экспозиций, там и сцена, и бар, и монументальные произведения местных скульпторов…
Выход на «мировой уровень» … бахвальства
А после прозвучавшей информации неугомонный народ снова интересуется: и что это даст? Какую пользу нашему региону, его жителям принесёт эта грандиозная выставка на многие десятки миллионов народных рублей? Он, народ, конечно, многого не понимает, что знают в недрах нашей власти, но память у него всё же есть. Потому что это будет далеко не первый экономический форум во Владивостоке, и каждый раз участники форума рапортуют забайкальцам о множестве заключённых договоров с инвесторами на десятки миллиардов рублей. Люди нуждаются в хороших новостях, и они их радуют, вселяют оптимизм – и это хорошо. А что происходит дальше?
Намерения, которые пропагандируются в Забайкальском крае после ВЭФ, со временем, правда, тускнеют и исчезают, но в то время, когда они озвучиваются – это звучит гордо. Вот после ВЭФ 2021 года глава нашей и делегации губернатор Александр Осипов озвучил намерения компании «Удоканская медь» построить в Новой Чаре социальных объектов на 5 миллиардов рублей. Надо сказать, что за 30 лет разработки Удоканского меднорудного месторождения кто только не обещал превратить северный бамовский посёлок в Нью-Васюки. И Удоканская горная компания, и Забайкальская горная компания обещали, и предтеча «Удоканской меди» Байкальская горная компания не раз подписывали с нашими губернаторами протоколы о сотрудничестве и намерениях. Правда, они потом как-то быстро забывались. Но приходил новый губернатор, и протоколы возрождались в новом качестве. Сегодня на календаре 2024 год, но что-то не слышно, чтобы в Новой Чаре возникли социальные объекты на 5 миллиардов рублей. Хотя надо признать, что «Удоканская медь» лучше других занимается социальными проектами.
Или вот, например, вернувшись с очередного ВЭФ, сотрудники Корпорации развития Забайкальского края поведали землякам о десятках встреч с его участниками и множестве протоколах о намерениях, которые они подписали на его площадках. Делегаты утверждали, что Забайкалье «выходит на инвестиции мирового уровня», а также обеспечило «выход на мировой уровень производства». Кто и где этот мировой уровень обеспечил – загадка до сих пор, хотя прошло уже три года.
А «был ли мальчик»?
Немало было и иных восторженных заявлений. В частности, сообщалось о 10 соглашениях на 50 миллиардов рублей. Но когда речь заходила о том, что же это за соглашения, о чём они и что дадут жителям края, информация была скудная. Делегация сообщала, что некие австралийские инвесторы выразили желание построить в Забайкальском крае завод по производству взрывчатки. «Сейчас мы занимаемся подбором участка для строительства», - говорилось в сообщении. Дело не шуточное. Заводик-то крайне опасный, насколько он нам нужен – это уже другой вопрос. Но вот площадку под него подобрать сложно. У нас даже полигон под твёрдые бытовые отходы (ТБО) порой не знают где разместить, общественники протестуют, а тут завод взрывчатых веществ! Слава Богу, всё это оказалось блефом, никто над этим проектом не работал – да и «был ли мальчик»?
И ещё одно соглашение, о котором сообщила Корпорация. Французская делегация, оказывается, заинтересовалась производством мороженого для «организации поставок в КНР». Это было бы смешно, если б не было так грустно. В самом деле вопросы рождались сами по себе. Почему с берегов Сены лучше видно, сколько нужно коров и земли в Забайкальском крае, чтобы организовать производство мороженого, и продавать его в Китай под французским брендом? И зачем нам самим терять выгодный бизнес? Ну, возможно, забайкальцы не смогут производить у себя французские вина, да и виноградников в крае не предвидится, но уж мороженое из забайкальского молока, который всегда считался марочной продукцией края, производить здесь умеют. Так организуйте крупное предприятие, и тогда губернатор Александр Осипов, по примеру Владимира Путина, будет иметь возможность возить в Китай этот продукт ящиками и угощать им если не главу КНР, то руководителя приграничной провинции этой страны. Чтобы скрепить российско-китайскую дружбу.
Глянец есть, дела нет
Давненько сказано, но вспомнить не грех. Как-то наша боевая глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, насмотревшись красочных буклетов и роликов о проектах региональной власти, в сердцах воскликнула: «Время глянцевых презентаций прошло. Картинками инвесторов не заманишь. Только проработанные, экономически просчитанные, реально реализуемые проекты могут вызвать интерес». И сегодня это остаётся актуальным.
Каких только проектов от нашей региональной власти мы не насмотрелись, каких планов и стратегий не увидели! Они, конечно, греют душу, но не более того. Давно понятно, что все эти так называемые соглашения, которые наша делегация привозит с ВЭФ – есть ничто иное как протоколы о намерениях под дружеские тосты, заверения о дальнейшем плодотворном сотрудничестве, подкреплённые бокалом шампанского. И здесь не надо никого вводить в заблуждение.
Вот одна из делегаций сообщила, например, что «по итогам форума были заключены соглашения о намерении инвестирования в проекты, реализуемые на территории края, с 14 китайскими компаниями». Тоже, помнится, называли какие-то цифры обещанных инвестиций, выраженные девятью нулями. Прошло немало времени. Где эти загадочные 14 китайских компаний? Что они хотят у нас, в Забайкальском крае, делать, какую для нас пользу приносить? Где миллиардные инвестиции? Тайна, покрытая мраком, очередная пустопорожняя болтовня чиновников.
Тогда они удивили и неким «новаторским» подходом к соглашениям. Нашли, дескать, китайских инвесторов! А теперь приехали домой и ищем наших забайкальских инвесторов, чтобы те стали их партнёрами. Видимо, до сих пор ищут, уже их коллеги.
Так что от очередного ВЭФ мы ждём не красивых сказок и грандиозных павильонов, а реально реализуемых проектов.