РАЗБОР С ПРИСТРАСТИЕМ: Многострадальный памятник
Тема установки в Чите очередного памятника у большинства горожан вызывает безусловное раздражение и гримасу страдания на лице. Но тут деваться некуда. Любовь к установке памятников – это непреодолимый читинский тренд.
Разговоры о памятнике Декабристам ведутся в Чите с 50-тых годов прошлого века, уже почти 75 лет. Советская власть за это время успела закончиться, три поколения народиться, а мы всё обсуждаем.
Недавно в этом деле случился очередной прорыв. Прошло «незаурядное» событие – выбор места для установки памятника Декабристам с участием руководителя администрации Читы Щегловой. Как сейчас водится (и это уже нормально), обошлись без участия архитекторов и художников, поскольку чиновникам виднее – где оно это должно стоять. Как там, у Данелии в легендарном фильме «Кин-дза-дза»? Скрипач (архитектор) – не нужен.
Выборщики места для памятника Декабристам таки выбрали супер оригинальное место, которое расположено на площади Декабристов. Ах, неужели! До этого момента ведь никто никогда не догадывался – где должен находиться этот памятник.
Площадь Декабристов в Чите
В 1988 году никому и в голову не приходило, изображая бурную деятельность, бродить чиновничьей стайкой по площади, выбирая место для памятника. Зато именно тогда возникла замечательная идея – провести всероссийский конкурс на памятник Декабристам в городе Чите. В то незапамятное время народ находился в более весёлом, незамученном состоянии, поэтому идея установки памятника была встречена читинцами «на ура». Скажите – придумываю? А вот и нет.
Более трех десятков проектов памятника Декабристам были выставлены на суд читинцам. Не будем забывать, что тогда была жуткая мода на гласность, и с мнением народа будто бы начали считаться. И горожане не подкачали. Выставка была необыкновенно популярна. В книге отзывов написали более 4000 (!!!) оценок по проектам памятников. Вот это заинтересованность! К сожалению, качественные фотографии проектов не удалось отыскать, но кое-что сохранилось.
Судить конкурс и быть председателем жюри приехал из Москвы тогдашний заместитель министра культуры А.И. Шкурко. Как рассказывают очевидцы, всё судейство происходило на скорую руку, ведь московская делегация приехала всего на сутки. Пробежав рысцой по залам художественного музея (где проходила выставка), не обращая никакого внимания на выставленные проекты, председатель явно целенаправленно что-то искал. И таки – нашёл! Подбежав к одному из проектов, который никак не был отмечен в книге отзывов активными читинцами, замминистр ткнул в него указательным пальцем и издал возглас: «Вот это – первое место!» Такие действия Шкурко навели очевидцев на некие нехорошие подозрения о явной предвзятости и заинтересованности товарища замминистра…
Проект, занявший 1 место на конкурсе «Памятник Декабристам в Чите», скульптор И.П. Маркичев, 1988 г.
А это был проект московского скульптора И.П. Маркичева. Потом, там же, в художественном музее жюри обсуждало итоги конкурса и присуждало премии. Гласность гласностью, а журналистов на обсуждение не допустили.
Общественное мнение разошлось с решением жюри. И разошлось в главном – в присуждении 1 места на этом конкурсе. Чем же «взял» проект памятника (фаворит Шкурко), которому в итоге присудили 1 место? Очень странный был проект. «Декабристы, зажатые частоколом, но не сломленные царизмом» – так говорили про этот проект некоторые граждане. Но даже тогда, в век отсутствия интернета и поиска «по картинке», просвещённая читинская публика узнала в зажатых частоколом декабристах памятник композитору Сибелиусу, установленный в Финляндии. Читинцы узнали эти живописные разновысотные органные трубы.
Слева – проект памятника Декабристам в Чите (скульптор И.П. Маркичев, 1988 г.); справа – фрагмент памятника композитору Сибелиусу (автор Эйла Хильтунен, 1967 г.)
А тут скульптор решил вместо органных труб поиграть… на брёвнах. И пристроил на эти и к этим трубам-брёвнам группу Декабристов. Видимо, трубы-брёвна должны были изображать пали (ограждение острога). Но скульптор почему-то решил не отступать от явно покорившего его образа памятника композитору-романтику Сибелиусу, поэтому не обратил внимания на то, что настоящие пали острога вверху заострены и выглядят, как заточенные карандаши. Всё-таки брёвна – это брёвна, а не пали острога. Зачем тогда весь этот огород городить, устанавливать такой памятник Декабристам, заведомый плагиат? Тогда и сейчас нужно оригинальное решение, а не финский импорт (как бы хорош он не был).
Третье место на конкурсе проектов заняли наши земляки – скульптор С.И. Юров и Заслуженный архитектор России В.И. Кулеш. Декабристы и колокол – легендарный, красивый образ. Колокол, набат – символ правдивого голоса в России, смелый призыв к обновлению общества. Наши земляки не стали делать группу Декабристов, а сконцентрировали художественную идею в образе одного Декабриста, но в составе памятника предусмотрели барельефы, на которых отразили сцены пребывания Декабристов в Чите. Хорошая, вдохновляющая и очень мудрая идея.
Проект, занявший 3 место на конкурсе «Памятник Декабристам в Чите», скульптор С.И. Юров, архитектор В.И. Кулеш,1988 г.
Декабристов в Чите было 85, было и 8 жен декабристов. Ну, не делать же, на самом деле, 93 фигуры? Явно такое не потянем. А выделять кого-то конкретно из декабристов – справедливо ли это? Нет, конечно. Все они несли равное бремя читинской каторги. Делать несколько персонифицированных фигур в памятнике Декабристам – это стойкая обывательская идея, весьма далёкая от уровня художественного обобщения. Впрочем, в наше время, торжествуют именно обывательские и чиновничьи «идеи».
Жюри на этом конкурсе пустилось в фантазии, которые мало кому, из здравых людей, доступны. Например, предложили коллективу, занявшему 1 место, далее вести работу с авторскими коллективами, которые заняли 2 и 3 места. Поскольку я сама не раз принимала участие в творческих конкурсах и даже занимала призовые места (в том числе и 1 место), ответственно могу сказать, что никому никакие конкуренты «в нагрузку» на дух не нужны. И все нормальные люди всегда это понимали и понимают, но не жюри того конкурса. Тогда общественность сомневалась – не затянется ли опять решение вопроса по памятнику Декабристам? Затянется, затянется, ещё на 36 лет и даже больше.
Современные работы скульптора И.П. Маркичева, победителя в конкурсе «Памятник декабристам в Чите»
А потом… Что потом? Потом наступили 90-тые годы, и тут такое началось, что сами знаете – не до памятников стало. Создать памятник по проекту, занявшему на конкурсе в 1988 году 1 место, было не суждено. Жизнь будто сама рассудила, что не нужен Чите плагиат памятника финскому композитору. Декабристы достойны оригинального высокохудожественного памятника, который, возможно, когда-нибудь и будет установлен в Чите.
Скоро наступает 2025 год – юбилейный год, 200 лет со дня восстания Декабристов. А в Чите, как нигде, долго запрягают, но очень быстро едут, ухабистой дороги не разбирая. И вот, после 75-летнего запрягания, на скорую руку, надо немедленно установить памятник Декабристам. Надо гонять на площадь Декабристов чиновничьи совещания для выбора места под памятник, хотя это дикая и абсолютная бессмыслица. Но может быть и ещё хлеще. Тут в администрации Забайкальского края одна из высокопоставленных чиновниц высказала «продвинутую» мысль – раз на площади Декабристов нет памятника Декабристам, то надо площадь… переименовать. Интересно, в честь чего переименовать? Не в честь ли её чиновничьей глупости?
Декабристы у ворот Читинского острога, акварель декабриста Н.П. Репина
Дело сдвинулось с мертвой точки, памятник Декабристам будет сделан – так считали некоторые горожане в далёком 1988 году. А мы вот, исходя из печального опыта, теперь и не знаем, с какой именно точки сдвинулась эта тема в 2024 году. Также пока не понятно, куда приведёт это движение некими «сусаниными», которые сейчас так ухарски решают любые вопросы, находясь в потёмках своего жуткого невежества.
Во всяком случае, нет ни единого намёка на то, что кто-то будет советоваться с читинцами по этому вопросу, как тогда, 36 лет назад. Сейчас такое отношение к горожанам – горькая и привычная обыденность. Вот вам Чита и Декабристы. За что боролись, на то и напоролись.