ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Тишина на сельской улице
На недавнем совещании с членами правительства Владимир Путин заслушал доклад министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут о комплексном развитии сельских территорий до 2030 года. Из большого количества направлений министр выделила задачу сохранения кадров на сельских территориях и в целом в отрасли.
Усечённая госпрограмма
Что говорить, кое-что делается и у нас в крае. В докладах губернатора и чиновников Министерства сельского хозяйства края с придыханием говорится о том, сколько отремонтировано в селах школ, благоустроено дворов, реконструировано дорог и т.д. То есть государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», как и во всей стране, имеет место в Забайкальском крае. Но вот какое значение придаёт ей власть?
Заглянул в проект бюджета на 2025 год и два последующих года в раздел «Государственная программа Забайкальского края «Комплексное развитие сельских территорий». И был порядком удивлён. Расходы бюджета на реализацию этой программы на 2025 год предусмотрены в объёме 416,9 миллиона рублей, на два последующих года ещё по 119,1 миллиона рублей. Из этой суммы планируется потратить в 2025 году 119,8 миллиона на развитие транспортной инфраструктуры, ещё 297 миллионов на современный облик сельских территорий. Суммы на два последующих года намечены кратно меньше, чем в 2025 году. Бюджет планирует профинансировать модернизацию и строительство в эти годы по одному (!) объекту. А доля сельского населения, проживающего на территориях, где будут реализованы эти объекты, согласно бюджетного плана должна составлять 8,8%.
Конечно, в крае есть ещё национальные проекты, где предусмотрены основные суммы, так или иначе предусмотренные на комплексное развитие сельских территорий. Но всё же, как представляется, государственная программа на эти цели должна быть значительно солиднее, чем она представлена в проекте данного бюджета. Судя по докладу на совещании, который провёл президент страны 30 октября, этому направлению придаётся особое значение как определяющему в обеспечении продовольственной безопасности страны. Люди, в том числе кадры сельского хозяйства, отметила министр, готовы жить там, где есть благоустроенные сёла и посёлки, комфортное жильё, развито здравоохранение, есть хорошие дороги и связь, культурные и спортивные объекты. То есть всё то, что сегодня значится в направлении «Современный облик сельских территорий».
Теряем людей, а с ними и производство
С тезисами федерального министра не поспоришь. И если посмотреть на динамику в данном контексте на территории Забайкальского края, то ситуация тревожная. Например, согласно данным Забайкалкрайстата, на 1 января текущего года численность сельского населения составляла 297268 человек. А ведь на 1 января 2023 года на селе постоянно проживало 302468 человек. Только за год из забайкальских сёл уехало 3650 человек плюс естественная убыль (смертность выше рождаемости) составила ещё 1550 человек. И ведь сокращение сельского населения мы наблюдаем уже несколько лет подряд.
Здесь уместно задать вопрос: кто сегодня пожелает жить в сельской глубинке нашего края, если из года в год даже в райцентрах люди зимой просто замерзают в своих квартирах, поскольку министры и их замы жилищно-коммунального хозяйства меняются в крае, как перчатки, к зиме котельные и другие коммуникации готовят спустя рукава, а те, кто проживает в деревянных домах страдают от чудовищной дороговизны дров и угля. Более того, в ряде районов очень плохая связь, дороги, автобусное сообщение, почти нет медицинского обслуживания, а об интернете только мечтают.
И, конечно, на этом фоне нет ничего удивительного, что сельское хозяйство края ежегодно теряет объёмы производства. Как зафиксировано Забайкалкрайстатом, объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, хозяйства населения) в действующих ценах в январе-сентябре 2024 г., составил 98,8% к уровню января-сентября 2023 года. Добавим, что в 2023 году объём производства к уровню 2022 года составил 97,6%.
Как видим, и население в сёлах убывает, и производство продукции падает – прямая зависимость. Это легко объяснить, поскольку в структуре производства на долю сельскохозяйственных организаций приходится всего 17,8% объема производимой продукции, а доля населения – 73,1%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 9,1%. Теряется численность поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, домашней птицы, которые на 72-89% содержатся населением и фермерскими хозяйствами.
Планов громадьё, дел – мало
Всё это известно и прежним руководителям нашего края, и нынешним, бодро заявляющим, что скоро и жители села будут жить в населённых пунктах, имеющих современный привлекательный облик. Губернатор ещё в 2018 году на одной из встреч с селянами сообщил, что финансирование на развитие сельской местности увеличится в двадцать раз. Только насколько это соответствует действительности? А сколько принято планов, программ и стратегий социально-экономического развития края, где обязательно говорится о комплексном развитии сельских территорий! Есть и целевые программы по этому направлению. И ведь верно говорится в этих документах, что «Без комплексного подхода, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села, государство не в полной мере способно использовать огромный потенциал сельских территорий для решения целого ряда проблем».
А далее в программах верно отмечено, в чём это выражается. В частности, многие сельские школы не имеют полноценных условий для освоения учащимися образовательных программ. Сокращение сети общеобразовательных учреждений, отсутствие организованной доставки детей в школы обострило проблему доступности общего образования. Значительное количество воздушных линий электропередач находится в неудовлетворительном для эксплуатации состоянии, требует ремонта и замены. Нуждаются в реконструкции и полном восстановлении локальные водопроводы, так как большая часть систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работают неэффективно. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть, говорится в программе, на соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате недостаточных инвестиций крайне низок уровень обеспеченности селян объектами социальной инфраструктуры, жильём.
Можно перечислять и другие недостатки, о которых говориться в упомянутых документах. Но завершим выводами из одной целевой программы по данному вопросу: «В результате люди покидают сельские населённые пункты, особенно молодёжь. Сохраняется тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства, ухудшается их качественный состав».
Как это выглядит в свете заявления федерального министра, заявившей о кадровой проблеме в сёлах как об определяющей?