РАЗБОР С ПРИСТРАСТИЕМ: Не всем в Забайкалье масленица

Масленница, время печь и есть блины. Но вот статистика говорит о том, что блины в этом году подорожали. Если пять лет назад при средней зарплате 69 278 рублей и стоимости одного блина 4,36 рубля можно было приготовить 15 878 штук блинов, то в нынешнем году при средней российской зарплате 86 399 рублей и стоимости одного блина 7, 87 рубля можно приготовить только 10 975 блинчиков – почти на 20% меньше.
Не ложь, но статистика
Шутка шуткой, но в каждом блине есть и стоимость сливочного масла, и яиц, и доля инфляции – то есть все ингредиенты дорожают. Масло, например, в России подорожало на 36%, а яйца в этом году чуть подешевели, но в 2023 году цена на них взлетела на 61%. У нас, в Забайкальском крае цены на эти продукты дорожали ещё быстрее.
Речь, конечно, не только о блинах, это просто наглядный пример. В целом за год в нашем крае инфляция по разным оценкам по наиболее ходовым продуктам питания составила от 25 до 30% Это значительно выше, чем официальные цифры по стране. И как теперь оценивать бодрые заявления наших руководителей, в том числе Забайкальского края, что зарплаты растут, жить стало лучше, жить стало веселей. Нет-нет, это не враньё, это, как говорил Марк Твен, не ложь, но статистика.
Да, кому-то и правда жить стало веселей. Если взглянуть на таблицу заработных плат забайкальцев, то увидим, что в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых (средняя зарплата за 2024 год 132 610 рублей), обрабатывающие производства (117 754 рубля), строительство (109 918 рублей), транспортировка и хранение (103 365 рублей). финансовая и страховая деятельность (90 944 рубля) можно на блины не скупиться, поесть их вдоволь. Но вот на среднюю месячную зарплату наших земляков, которую Забайкалкрайстат оценивает в 80 669 рублей, при возросшей цене сливочного масла и яиц, придётся экономить на блинах.
Что уж говорить о тех забайкальцах, зарплата которых совсем не красит статистику. В производстве пищевых продуктов средняя зарплата составляет 41 240 рублей, в обработке древесины и производстве изделий из дерева – 46 988 рублей, производстве прочих готовых изделий – 43 000 рублей. Очень отстаёт от средней зарплата у работников торговли, организации сбора и утилизации отходов, производства текстильных изделий и проч.
Что касается таких важнейших сфер, как образование (53569 рублей) и здравоохранение (60661 рубль), культуры и спорта (55 182 рубля), то работникам этих сфер тоже надо включить экономию в масленничную неделю.
Не всё пенсионеру Масленница
Если уж говорить о зарплатах, а значит в основном и об уровне жизни забайкальцев, то нельзя сбрасывать со счетов и наших пенсионеров. А их у нас в крае более 200 тысяч, то есть больше, чем каждый пятый житель и, конечно, далеко не все они имеют возможность трудиться. Так как же они сегодня поживают?
Снова обратимся к статистике. Средний размер пенсий наших пенсионеров, согласно Забайкалкрайстату, 19818 рублей. Много это или мало? Здесь надо заметить, что ещё в 2018 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Международной организации труда, взяв на себя обязательство поддерживать показатель соотношения пенсии к зарплате на уровне 40%. Что же мы видим в нашем крае? Если соотнести среднюю пенсию забайкальцев к средней зарплате, то получим 24,5%. Почувствуйте разницу. Зачем надо было подписывать семь лет назад Международную Конвенцию, чтобы потом её нарушать или даже вовсе забыть? И надо заметить, что далеко не у всех пенсионеров пенсия дотягивает до средней – есть и по 12-15 тысяч рублей, так что соотношение пенсии и средней зарплаты ещё печальней.
Так что, думается, наши пенсионеры, конечно, испекут блины в Масленницу и попотчуют ими, как водится, своих детей, внуков и соседей, но на это им придётся потратить значительно большую сумму, чем ещё в прошлом году – на 20%. Про Конвенцию они, конечно, думать не будут, но о растущих ценах на всё и, главное, не продукты питания не забудут. Если верить Забайкалкрайстата, то не только в прошлом году цены на продукты питания росли на 2-2, 5% ежемесячно, но продолжают в таком же темпе расти и в текущем году.
Сегодня, оправдывая этот рост, наши краевые власти ссылаются на то, что этот процесс характерен для всей страны. Но почему-то при этом забывают, что основные продовольственные рынки у нас, особенно в сфере пищевой промышленности, отданы другим регионам, а собственная сельхозпродукция обрабатывается до готовой или совсем в мизерном объёме, или не перерабатывается вообще. Поэтому забайкальцы вынуждены покупать и молоко, и мясные полуфабрикаты, и овощи, многое другое с наценкой за доставку из других регионов.
Цены растут быстрыми темпами не только на продовольствие, иногда они проявляют себя просто дико. Например, в этом году цена на уголь, которым пользуется немала часть населения, выросла в четыре (!) раза по сравнению с прошлым годом, тонна угля стала стоить 8 тысяч рублей. И что же власть. На одном из прямых эфиров этот вопрос задавался первому заместителю главы правительства (губернатору края) Андрею Кеферу. Он ответил просто – дескать цены определяет рынок, растёт спрос, растут и цены.
От этого политэкономического урока забайкальцам, особенно пенсионерам с их небольшими пенсиями, не легче. Уголь и дрова для населения в нашем холодном крае – всё равно что нужные лекарства, без которых не обойтись, они жизненно необходимы. И если власть в регионе не может найти способов их регулировать (а такие способы есть), то зачем она нужна?
Конечно, не блином единым. Но в нём, как видим, содержатся не только ингредиенты для изготовления, но и важные социальные проблемы, которые власть не должна игнорировать, а вовремя реагировать.