РАЗБОР С ПРИСТРАСТИЕМ: Цены отбились от рук

Владимир Тихомиров / Экономика, 11:39, 12 марта
РАЗБОР С ПРИСТРАСТИЕМ: Цены отбились от рук
Фото из сюжета ZAB.TV

Президент РФ Владимир Путин на недавней встрече с главой правительства Михаилом Мишутиным поручил правительству бороться с инфляцией в ручном режиме и развивать экономику предложения. Для этого в каждом регионе, сказал он, надо создавать современные предприятия и повышать производительность труда.

 Растём за счёт инфляции

Забайкалкрайстат не устаёт еженедельно обновлять информацию о росте цен на товары, в основном на продукты. Они бурно идут вверх на большинство продуктов питания, на некоторые ходовые непродовольственные товары, бензин. Это касается таких продуктов как картофель, консервы, капуста белокочанную, мука, рыба, говядина, сахар и проч.  Дорожают также смартфоны, телевизоры, другая бытовая техника, костюмы для детей и даже… мыло.

В чём дело? Ведь если послушать руководителей нашего края, почитать отчёты региональных Минфина и Минэкономразвития, то всё вроде в ажуре. Вот, например, по отчётам валовый региональный продукт (ВРП) в 2023 году вырос на 6,1%, а в 2024 году – на 8,7% по сравнению с предыдущим годом.  Среднегодовые темпы роста ВРП на период 2025-2027 годов прогнозируются на уровне 2,6%. Рост прогнозируется (заметим, вопреки фактам) и в промышленности, и в сельском хозяйстве.

 Но стоит ли при этом радоваться и в воздух чепчики бросать? Ведь понятно, это обусловлено не наращиванием производства, не физическим выпуском товаров и услуг, а инфляцией. Чем выше инфляция, тем больше объём и валового регионального продукта, поскольку этот показатель считается как сумма всех произведённых стоимостей. А инфляция в нашем крае значительно выше, чем по стране – в целом в стране за 2024 год она составила 9,5%.

Если Владимир Путин поручил развивать экономику предложения и создавать современные предприятия с высокой производительностью труда, то почему у нас в крае взят курс на завоз товаров из других регионов, что само по себе подстёгивает рост цен? Почему наша знаменитая марочная в прошлом собственная молочная продукция на прилавках магазинов занимает не более 10%, а картофель и многие овощи, которые сейчас постоянно дорожают, мы завозим не только из других регионов, но и из-за границы. Что, наш забайкальский климат не позволяет производить эту продукцию в достатке у себя в регионе?

Вообще у нас с сельским хозяйством происходят странные вещи - где уж здесь до экономики предложений. Согласно данным Забайкалкрайстата в 2024 году по сравнению с 2023 годом производство упало на 2%. А в 2023 году к предыдущему году тоже было падение на 2,4%. Если учесть, что в структуре сельскохозяйственного производства у нас в крае объём продукции населения составляет 73,1%, индивидуальных предпринимателей – 9,1%, остальное – за сельхозпредприятиями, то какие формы влияния на них с целью увеличения продукции применяет краевое Министерство сельского хозяйства? Многие годы говорится о создании повсеместно сельхозкооперативов, но до сих пор население не может сдать полученную продукцию по приемлемым ценам и потому сокращает производство.

И мы видим по той же статистике: поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, свиней, овец и коз, птицы с каждым годом в крае сокращается, их производительность падает, а бодрые прогнозы развития в отрасли не ослабевают. Стыдно сказать, но надой на одну корову в крае уже меньше 1000 килограммов в год, хотя в советское время он был на уроне 3000 килограммов, а отдельные доярки надаивали и по 4-5 тысяч литров.

 А много ли мы видим в крае предприятий, работающих на потребление людей? Горнорудная отрасль занимает почти 80% всей промышленности, и хорошо, что работает успешно. А что с пищевой промышленностью? Она почти зачахла, а руководители края уже давно отдали региональный потребительский рынок другим краям и областям, а также заграничным производителям. Где уж до потребительской экономики. И как же при этом влиять на цены и добиваться их сокращения?

 Косметический макияж ценников

Сегодня в нашем крае мы видим только один, затасканный и в целом бесполезный способ борьбы с высокими потребительскими ценами на продукты – некие соглашения с отдельными торговыми сетями о моратории на цены. В чём суть этих соглашения, подписанных руководителями региона и торговыми предприятиями? Она незамысловатая. Правительство края обязывается любить торговые сети (взаимодействовать с ними), следить за ценами (осуществлять мониторинг), и даже! – информировать население о ценах (что это такое -трудно сказать). Ну, а торговые организации, со своей стороны, обещают тоже участвовать в мониторинге, а также сообщать правительству о планируемых изменениях этих цен. Они также пообещали не допускать необоснованного увеличения цен на товары (правда, нет объяснения того, что является необоснованным увеличением), и – главное! – устанавливать торговые надбавки на социально значимые продукты не более 10-15%.

Что ж, и на том спасибо. Только вот если, вопреки соглашению, цены на эти продукты всё же будут расти, то как нам, грешным, узнать – обоснованное будет это повышение или нет? Все предыдущие подобные соглашения между региональной властью и торговыми сетями, как мы знаем, заканчивались тем, что цены росли так, как это диктовалось рынком.

 Кроме того, как говорят местные производители, крупные торговые сети осуществляют очень высокие торговые наценки на продукцию – до 43%. В результате цены для населения неприемлемы. Ведь местные производители не могут полноценно конкурировать по себестоимости с производителями из других регионов, поскольку и тарифы на тепло- и электроэнергию в регионе выше, и сырьё, ту же свинину, приходится закупать далеко за пределами региона, и другая инфраструктура не на высоте. Ясно, что себестоимость продукции получается выше, чем в других регионах. Где регулирующая роль Минсельхоза?

 Для полноценной конкуренции на розничном рынке нужна более действенная конкуренция. И не с помощью опереточных соглашений с крупными торговыми сетями, которые никто по-настоящему и не думает выполнять, а с помощью создания действенной инфраструктуры в цепочке производитель-покупатель.

Так что, думается, влиять на цены в ручном режиме – не значит устанавливать размеры ценников. Очевидно, что вместо профанации и симуляции деятельности нашей власти на потребительском рынке, следовало бы заняться созданием нормальных условий для развития, действенной конкуренции, и поддержке местных производителей.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности