Меньше года назад отделение общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» появилось в Чите.
Срок малый, однако уже сегодня мы можем говорить о первых результатах общей работы предпринимателей. Чего не хватает забайкальским бизнесменам сегодня и почему они делают ставку на заграничных туристов – в интервью с руководителем забайкальского отделения «Опоры России» Юрием Коном.
- Юрий Михайлович, почему всё-таки въездной туризм?
- В принципе, конечно, нужно развивать и въездной, и выездной туризм. Но на сегодняшний день, если рассматривать тему туризма, то менее хлопотный – это выездной туризм. Поэтому наши туристические фирмы им и занимаются.
За границей готова вся инфраструктура, есть, на что посмотреть. У нас был железный занавес, граждане никуда не могли выехать, поэтому сегодня они стараются путешествовать. Туристические фирмы подхватили это желание и зарабатывают на этом деньги.
Что касается въездного туризма, то здесь всё очень сложно. Понятно, в центре нашей страны есть, что показать и, в принципе, въездное направление там развито. У нас, к сожалению, оно требует серьёзных вложений.
Раньше забайкальские турфирмы пытались, как показывает анализ встречи с ними, разработать маршруты, состояние памятников, всё изучали. Но необходимо, чтобы и чиновники, и жители работали едино, вот тогда можно чего-то добиться. Понятно, у наших соседей, Иркутска есть Байкал, вокруг этого всё крутится.
- С Байкалом проще.
- Совершенно верно. А у нас нужно найти что-то такое, именно наше, забайкальское, что бы притягивало туристов-иностранцев в наш край. Над этим нужно работать. Я считаю, что такие направления есть. К примеру, если мы считаем, что Чингисхан родился где-то в Ононском районе, то это нужно раскручивать. Туризм – такая штука, что зацепи одну тему, и она пойдёт. С чего-то нужно начинать.
«Чётко нам скажите!»
-Да, нам сейчас надо развивать экономику. Но и туризм, который будет хорошим вливанием в экономику – тоже, - продолжает Юрий Кон. - Мы недавно создали региональное отделение общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России». У нас девять направлений работы, среди которых туризм тоже есть. Мы взяли за практику встречаться с чиновниками, которые могут помочь в решении вопросов по этому направлению, в неформальной обстановке. Уже встретились с мэром города, руководителем налоговой службы, заместителем губернатора Алексеем Кошелевым, на очереди у нас ФАС и Роспотребсоюз. Для всех этих чиновников у нас один вопрос: «Нам развиваться здесь, в Забайкальском крае, или нет? Чётко нам скажите». Многие магазины на сегодняшний день: ювелирные, мебельные супермаркеты, - уже почувствовали, что от нас уехали военные, железная дорога реформировалась.
Мы согласны вкладывать свои деньги и в строительство, и в гостиничный бизнес. А для кого?
Доходность падает, и наши предприниматели сейчас начинают присматриваться к тому, чтобы открыть свои компании в Новосибирске, в Иркутске. Многие сейчас ищут лазейки. И если чиновники ответят: «Не уезжайте, вот наша программа», - тогда мы готовы здесь развиваться.
Надо менять «лицо»
- Что дали разговоры с региональными руководителями?
- Мы начали искать: а что мы можем сказать чиновникам, что можем вместе сделать? И вот тут возник въездной туризм. Он менее затратный, не надо никаких заводов строить. Сейчас надо просто сесть со структурами, отвечающими за туризм: это министерство внешних связей, это миграционная служба, это таможенники и все, кто связан с гостиницами, ресторанами, развлекательными заведениями, - и продумать план действий.
Предприниматели готовы вкладывать финансовые средства в инфраструктуру. Но если официальные лица этим не заинтересуются, нам будет тяжело: нужно расширить пункт пропуска, очень маленькая пропускная система на границе, облик посёлка Забайкальск надо менять, надо убрать мусор и сделать так, чтобы при выезде из Китая настроение у туристов не падало. По крайней мере, трассу из Забайкальска до Читы надо привести в порядок.
- На каких условиях иностранные туристы будут въезжать в Россию?
- Мы предлагаем безвизовый въезд на три дня. Нужны маршруты. Можно группу провести по тематическим направлениям: учёных – по учебным заведениям, музеям, консультациям, желающих просто отдыхать на природе - например, на Кодар, на Чарские пески, на Арахлейские озёра, вычистить Кенон. Продумать эти маршруты, чтобы было и сопровождение, и встречающие, и все условия для экстремального отдыха или отдыха просто на природе.
Кенон и Ингоду – в заповедную зону
- С отдыхом на берегу озера или речки как раз могут возникнуть проблемы.
- Водоёмы надо использовать как водоёмы. В любом городе: в Екатеринбурге, Москве, если в черте города есть небольшой водоём, то он уже давно приготовлен к отдыху туристов. Вокруг Кенона и Ингоды надо делать так же. Мы же почему-то можем создавать национальные заповедники, то почему не сделать заповедник Забайкальского края или города Читы? У нас много волонтёрских отрядов, которые могут и хотят заниматься экологией. Им надо дать возможность выходить не на не разовые субботники, а предоставить систему, план.
Мы хотим подготовить сиюминутную программу, которую можно сделать быстро, и программу долгосрочную, на перспективу.
Массы – в культуру
- Культура и туризм – вещи не разделимые. Что планируете делать в этом направлении?
- Один раз мы, например, показали туристам "Забузоры". А потом что, каждый раз будем их крутить? Получается, мы должны создать такие условия, чтобы было, что показать и в первый, и во второй, ив третий раз.
Или, например, памятники. Они у нас находятся в таком плачевном состоянии и их просто не видно, многие в городе даже не знают о них.
Памятники нужно выносить. Чита, к сожалению, застраивается точечно. Дома строили в центре, чтобы заработать побольше. Стоит новое здание, а вокруг деревяшки одноэтажные. У нас есть предложение вынести все памятники и создать музейный городок. А потом мне сказали, что уже есть проект все памятники вывезти к кафе «Яблонька» по дороге на Арахлей.
- С аграрной репутацией края культуру и бизнес можно как-то соотнести?
- Я, когда в девяностом году был в Южной Корее, в пригороде Сеула поехал в деревню-музей. И, действительно, я там узнал, как живут крестьяне, чем они занимаются: печки, полы, плуги, - всё собрано. Спрашивается, а почему нам не сделать такую деревню в Читинском сельском районе? Когда едешь на арахлейские озёра, остановился, показал гостям быт русской деревни, рассказал, и дальше поехали. Я был в Шишкино, Верх-Чите, Бургени – главы согласны.
Забайкальский новый русский и шпилька в мраморе
- Что для туристов можно и нужно сделать в Чите?
- В центре Читы, на площади Ленина, фонтан мы предлагаем сделать музыкальным. Предприниматели согласны вложить в это деньги. Или вот памятники. Они не обязательно должны быть историческими! К примеру, Театральная площадь… Те-атр! – Юрий Михайлович специально растягивает слово, делая паузу. - Почему бы не установить какие-нибудь юмористические фигуры, чтобы люди могли на их фоне фотографироваться и улыбаться, глядя на них?
Ребята-предприниматели, с которыми я знаком со времени поездки в Екатеринбург, сейчас открыли в Чите кое-какой бизнес. Они через Интернет посмотрели, какие памятники есть в разных городах России. Теперь мы ищем, что сделать в Чите. Один памятник за счёт средств предпринимателей мы поставим. Это может быть забайкальский новый русский или какая-то красивая шпилька. Надо уметь делать дела с юмором, чтобы настроение людям поднимать. В Китае любят улыбаться, фотографироваться. Там и старики, и молодёжь могут быть серьёзными, но и радоваться тоже умеют. А у нас большинство людей ходят хмурые, серые… В других городах студгородки есть, так там шум стоит, веселье, смех, галдёжь! Вот это называется студенческий городок. А у нас? Пять башенок, и ничего больше нету.
Читинцы в городе будущего
- Опыт каких городов и регионов вы уже изучили?
- Есть форум городов мира Тихоокеанского региона. Раз в два года в его рамках проводятся саммиты. В позапрошлом году он проходил в предместье Сеула, в городе будущего, где будет жить 40 миллионов населения. Мне показали карту города, который планируют построить к 2020 году. Город будущего разделён на кварталы: русский, китайский, итальянский, и так далее. В русском квартале будет, например, филиал МГУ. Управлять движением на улицах будут роботы, современных машин почти не будет. Это будет роботизированный экологически чистый город.
Мы с одним предпринимателем записались в список для этого города. Нам сказали, что к 2012 году станет известно, сколько нам выделят квадратов земли.
- Возможен ли город будущего в Забайкалье?
- Сегодня мы говорим о том, что когда те же иностранцы будут приходить со своими традициями, будут улыбаться, что-то делать, то и наши жители на этом фоне будут меняться. Сейчас у нас стесняются, у нас матерятся… А с въездным туризмом начнёт работать культура приобщения. Нам нужно в Читу завозить иностранцев, которые бы рассказывали, как они живут, как веселятся, как трудятся – должен происходить культурный обмен. Наши предприниматели готовы вкладывать финансы в это дело, но только если они почувствуют, что это нужно государству.