В годы войны забайкальская милиция работала в усиленном режиме.
Шла Великая Отечественная война. Воины Красной армии мужественно боролись с захватчиками. В едином патриотическом порыве с ними добывали Победу и труженики тыла. Здесь, в тылу, в сложной обстановке нехватки кадров шла борьба с внутренним врагом – уголовниками и возмутителями порядка. Вести эту борьбу, когда ряды милиции покинули 25% профессиональных сотрудников, было нелегко.
В едином порыве
22 июня 1941 года в Читинском областном Управлении НКВД вышел приказ об отмене отпусков и отзыве отпускников, во внеслужебное время запрещалось отлучаться за пределы места проживания без особого разрешения руководства. Милиционеры несли службу в две смены по 12 часов. Взамен ушедших на фронт мужчин в милицию пришли служить старики и женщины. Кроме того, по области было создано 27 бригад содействия милиции. Известен случай в селе Нижний Тарбагатай Петровск-Забайкальского района, когда селяне задержали серийных воров при их налете на магазин. В Хилокском районе местный охотник Николай Сосновский помог милиции задержать бандгруппу Вениамина Планкова, доставившую немало беспокойства мирному населению.
По данным, сохранившимся в музее истории забайкальской милиции, в ночь на 4 июля 1941 года в деревне Малая Тура Карымского района шайка грабителей напала на дом, в котором женщина только что проводила мужа на фронт. Уголовники потребовали с нее 700 рублей, а получив отказ, закрыли в подполье и заколотили гвоздями крышку. Милиционер Родин не стал дожидаться заявления от потерпевшей. По собственной инициативе он расследовал преступление и в тот же день задержал грабителей.
Инициативность и профессиональное чутье не раз помогали милиционерам в борьбе с хищениями и спекуляцией. Однажды морозным зимним утром милиционер Симигулин заметил на улице Выставочной в Чите подозрительную женщину с мешком. При задержании она преставилась гражданкой Газинской и призналась, что несла мужу для последующей спекулятивной продажи 12 килограммов махорки. За один стакан табака ее супруг брал немыслимые по тем временам деньги - 40-45 рублей.
Как на войне
В январе 1942 года в авиагородке Читы произошло странное и дерзкое преступление. Прямо из общежития летчиков неизвестные похитили вещи, оружие и документы. Расследование возглавил начальник третьего отделения милиции Николай Арзубов. По свидетельствам тех, кто работал с ним рука об руку, это был очень опытный милиционер. Он обладал феноменальной памятью, хорошо знал уголовный мир, умел тонко определять основные направления поисков преступников.
Благодаря четким и решительным действиям сотрудников милиции одного из воров удалось задержать. Отличился при этом оперуполномоченный Пушкарев, который действовал настолько внезапно, что не дал вору даже шанса воспользоваться оружием, похищенным у летчиков.
Во втором полугодии 1942 года число уголовных преступлений увеличилось, поскольку из мест заключения были освобождены некоторые осужденные призывного возраста. Вместо того чтобы явиться в военкомат и уйти добровольцем на фронт, эти люди, привыкшие жить за чужой счет, возвращались в свою привычную уголовную среду, грабили и убивали. Их в большом количестве ловили на Большой острове в Чите, а также в лесах недалеко от сел и районных центров, где, кстати, они нередко объединялись в банды с дезертирами. Так, в Агинском районе действовала банда Беличенко, отец бежал из лагеря, сын – из армии.
Материалы музея истории забайкальской милиции пестрят упоминаниями изощренных преступлений, в раскрытии которых забайкальские стражи порядка проявляли высокий профессионализм. Наиболее дерзкое преступление бандиты совершили в селе Александровка близ Читы, совершив налет на квартиру начальника станции Новая. Были убиты семеро человек – женщины и дети. Милиционеры раскрыли преступление в течение суток. Преступниками оказались воры-рецидивисты Гонцов и Лаптев.
Они ковали Победу
Снижения преступности в Читинской области удалось добиться лишь в 1944 голу. Во втором полугодии общий показатель снизился на 18%, при этом раскрываемость увеличилась с 75 до 86%. Однако расслабляться было рано. Летом 1945 года Чита и область находились на военном положении. Через три месяца после разгрома Германии Советский союз объявил войну Японии. В помощь милиции к управлению внутренних дел области было прикомандировано подразделение красноармейцев. По данным статистики, за время несения службы по охране порядка бойцы задержали около 500 человек, среди которых было выявлено пять воров, семь хулиганов, 17 беспризорников, 70 человек без документов.
После войны в Забайкалье вернулись милиционеры, которые ушли на фронт. Но не все. Из 919 сотрудников, призванных в ряды Красной армии, пали в боях 146 человек. Их имена золотыми буквами высечены на памятной стеле у здания краевого УМВД.
По словам руководителя музея истории забайкальской милиции Геннадия Жеребцова, на сегодняшний день в живых осталось 19 ветеранов, которые в годы войны вели борьбу с внешним и внутренним врагом.
Сотрудники портала «Забмедиа.Ру» поздравляют всех ветеранов с праздником Великой Победы!
Редакция благодарит краеведа Геннадия Жеребцова за предоставленные материалы.