Мировая юстиция в Забайкалье впервые была учреждена в 1897 году. Этот год считается началом сибирской судебной реформы. Первоначально было сформировано 20 судебных участков, охватившие своей деятельностью территорию Читинской области и Бурятии. Об этом сообщает пресс-служба регионального правительства.
В 1917 году мировые судьи в центральной России были ликвидированы, а в Забайкалье они продолжали действовать до 1920 года.
Датой возрождения института мировых судей в современной России принято считать 1991 год, когда Верховный Совет РСФСР одобрил концепцию судебной реформы, которая предусматривала введение этой судебной структуры.
В 1998 году Госдума приняла Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Год спустя соответствующий региональный закон приняла Читинская областная Дума.
На основании Соглашения между Администрацией Читинской области и Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 9 апреля 2001 года создан Отдел по организационному обеспечению деятельности мировых судей Читинской области при региональном Управлении Судебного Департамента.
В первый год к мировым судьям Забайкалья на рассмотрение поступило 9 139 гражданских, 788 уголовных и 455 административных дел, по которым вынесены решения.
Всего же за период с 2001 по 2010 гг. мировые судьи рассмотрели
35 045 уголовных дел, 583 697 гражданских дел и 199 483 дел об административных нарушениях.
В этом была велика роль отдела по организационному обеспечению деятельности мировых судей Читинской области, осуществлявшего правовое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение первых
28 судебных участков мировых судей, работников управления Судебного департамента Читинской области и руководства Областного суда.
Первоначально отдел по организационному обеспечению деятельности мировых судей возглавляла и.о. начальника Ольга Карягина, а с 2002 года его руководителем стал Владимир Зарубин.
В 2002 году в торжественной обстановке к присяге был приведен 41 мировой судья Читинской области.
В этом же году состоялось их первое совещание, на повестке дня - становление института мировой юстиции и перспективы развития новой судебной системы. На торжественном собрании, посвященном первой годовщине мировой юстиции Забайкалья, были подведены итоги работы за год, а лучшие мировые судьи отмечены дипломами и подарками. В этом же году, впервые, мировые судьи были приглашены на конференцию судей Читинской области и приняты в судейское сообщество.
Первыми были открыты судебные участки мировых судей в Улетовском, Приаргунском, Оловянинском и Чернышевском районах.
Впоследствии на базе отдела было создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей Читинской области, специалисты которого решали важные и непростые задачи.
В июне 2008 года в результате образования в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации – Забайкальского края, на базе Управления был создан Департамент, который сегодня осуществляет отраслевое управление в области материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
На протяжении десяти лет заметно изменился состав мировых судей. Обретя опыт работы в мировой юстиции, перешли в районные суды – Тамара Калашникова, Ольга Сергеева, Елена Софронова, Ольга Копеистова, Ольга Лутошкина, Павел Смоляков, Татьяна Суворова, Александр Лунёв, Вера Моисеева, Карина Кулакова, Елена Изюмова и другие.
В Четвертом арбитражном апелляционном суде сегодня работает Алексей Макарцев, в Забайкальском краевом суде вершат правосудие Андрей Корабельский, Елена Кожина и Наталья Горюнова.
В 2009 году произошло переназначение мировых судей Читинской области и Агинского Бурятского Автономного округа на должности мировых судей Забайкальского края. На сегодняшний день в Забайкальском крае действует 68 судебных участков мировых судей.
На 7 Всероссийском съезде судей Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил:
«Практика показала, что возрождение института мировых судей было в целом важным и правильным шагом. Это в значительной степени облегчило доступ к правосудию, позволило более оперативно рассматривать иски граждан».