Баир Жамсуев о работе сенатора, болевых точках и новых руководителях.
Осенью Забайкальский край обрел нового сенатора – 18 сентября сразу после инаугурации Константин Ильковский назначил на эту должность Баира Жамсуева – бывшего главу Агинского Бурятского автономного округа, главного федерального инспектора региона и человека, который по большому счету в Забайкалье в особом представлении не нуждается. О задачах, которые стоят перед регионом и его новыми руководителями, мы и решили поговорить с Баиром Жамсуевым во время его рабочего визита на малую родину.
Работа в верхней палате
- Многие с трудом представляют роль и функции сенатора. Расскажите о них?
- В российском парламенте, Федеральном Собрании, две палаты: нижняя – Государственная Дума, и верхняя – Совет Федерации. В последнюю входят представители субъектов Российской Федерации. Их в Москву направляют исполнительная и законодательная власти регионов. При утверждении федеральных законов сенаторы учитывают особенности своих регионов, смотрят, как принимаемые решения отразятся на их жизни. То есть Совет Федерации – это своеобразный «фильтр».
Во-вторых, у верхней палаты парламента есть особые полномочия. Сенаторы, например, участвуют в формировании Счетной палаты. Половина ее избирается из числа членов Совета Федерации. К примеру, в сентябре аудитором Счетной палаты стал бывший сенатор от Забайкальского края Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Его кандидатуру предложил Владимир Путин.
Сенатор должен четко понимать, какие задачи являются приоритетными в работе региональных органов власти. Поскольку меня в Совет Федерации делегировал Константин Ильковский, моя задача – отстаивать определенные губернатором и правительством края программы развития Забайкалья. К примеру, при подготовке бюджета я буду добиваться, чтобы Министерство финансов России учло предложения главы региона и выделило краю все необходимые средства. Есть и другие приоритеты – развитие сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, газификация.
На мой взгляд, Забайкальский край слабо представлен в федеральных программах. Это нужно исправить! Используя свой статус, член Совфеда должен быть «ходоком», представителем региона в высших органах власти. Но он также обязан встречаться с жителями своего края, знать его болевые точки.
- Во время «правительственных часов» сенаторы встречаются с руководителями федеральных министерств, главами крупных ведомств. Вы уже участвовали в таком формате работы?
- Да. 16 октября в Совете Федерации прошло заседание, посвященное развитию здравоохранения. На нем выступала министр Вероника Скворцова. Она обязана ответить на все вопросы сенаторов, как письменные, так и устные. Я попросил ее сообщить о мерах, которые принимаются для повышения зарплаты забайкальских врачей. Известно, что в этом году в регионе, в отличие от других субъектов, наблюдается снижение средней зарплаты медицинских работников. Это прямое невыполнение «майских» указов президента страны. В ближайшее время Минздрав передаст свой ответ.
При этом нам нужно отчетливо понимать: в России, к сожалению, нет «Деда Мороза», который бы, как в сказке, вытаскивал из мешка мгновенные решения серьезных проблем. Но планомерная работа и настрой на результат приносят реальные плоды. И я намерен активно работать и в качестве представителя региона, и как член Комитета по обороне и безопасности верхней палаты парламента, и как законотворец. И если через какое-то время забайкальцы начнут понимать, кто такой член Совфеда, чем он занимается, это будет означать, что я действую в правильном направлении.
Проблемы края
- Какие болевые точки в развитии Забайкалья вы выделяете?
- Главное, это отток населения. Миграционная убыль – важный показатель эффективности работы региональных властей. Почему люди уезжают? Кто-то неудовлетворен работой, кто-то не видит перспектив для себя и своих детей, кому-то просто не нравится климат, кто-то не доволен инфраструктурой – плохие дороги, связь, недостаточный уровень культуры. Это все - объективные причины. И задача губернатора и правительства края – закрепить людей в регионе, остановить продолжающийся десятилетиями миграционный отток. Для этого, прежде всего, нужно поднять уровень жизни. И здесь крайне важна газификация, о которой так много говорит Константин Ильковский. Она снизит тарифы и выведет жизнь забайкальцев на совершенно иной уровень.
По-новому нужно подойти к развитию сельского хозяйства. Аграриев необходимо научить не только производить продукцию, но перерабатывать ее и продавать. Сейчас себестоимость забайкальских товаров выше, чем у продуктов, привозимых из соседних регионов. И власти должны помочь местным фермерам стать конкурентно способными.
Региональная власть изначально не может решить все накопившиеся проблемы. Необходима поддержка федерального центра.
- Одна из острых проблем, которые уж точно без вмешательства Москвы не решить, это консервация Жирекенского горно-обогатительного комбината. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы около тысячи его работников и членов их семей не остались без средств к существованию?
- К сожалению, у региональных властей недостаточно ресурсов и инструментов для разрешения этой ситуации. Консервация Жирекенского ГОКа связана со стремительным снижением цен на молибден, который он производит: цена за его килограмм не превышает 24 долларов, что почти вдвое ниже себестоимости выпускаемой продукции. Ни губернатор, ни Законодательное собрание не могут повлиять на мировой рынок, искусственно поднять цены на нем. Комбинат уже несколько лет работает в убыток, и ситуация постоянно ухудшается.
Правительство Забайкальского края создало рабочую группу. Насколько мне известно, ее задача – проследить за тем, чтобы консервация комбината прошла в соответствии со всеми правилами и нормами.
Часть работников предприятия, около 150 человек, смогут устроиться в жилищно-коммунальное хозяйство Жирекена – 1 февраля следующего года его передадут в краевую собственность. Еще около ста рабочих к этому времени выйдут на пенсию. Рассматривается возможность открытия в поселке щебеночного производства. Оно обеспечит работой еще около 70 человек.
Что будет с остальными? Кто-то перейдет на вахтовый метод работы, кому-то придется переехать: правительство Забайкальского края обсуждает с руководством страны возможность переселения части жирекенцев. Это очень сложная задача, но решать ее надо. Константин Ильковский контролирует происходящее, а я, как член Совета Федерации, готов стать посредником между губернатором и руководством страны в разрешении этой непростой ситуации.
«Забайкалье – земля успешных людей»
- Ваш напарник по работе в Совфеде – Степан Жиряков. Его кандидатуру утвердил новый состав краевого парламента. Вы с ним сработаетесь?
- Конечно! Степан Михайлович – профессионал и патриот. Он обладает уникальным знанием горной отрасли региона, в которой проработал большую часть своей жизни. Он имеет представление о проектах, привлекательных для инвесторов. Кроме того, у него, как у бывшего председателя Заксобрания, есть законодательный опыт, необходимый для работы в сенате. Такое сочетание, убежден, будет полезным для Забайкалья, оно позволит Степану Михайловичу принести пользу родной земле.
- Осень стала временем кадровых преобразований: край обрел нового губернатора, новый депутатский корпус, новых спикера и главного федерального инспектора. Как вы оцениваете эти перемены?
- Они давно назрели! Регион нуждался во встряске административного аппарата. Все новые руководители – губернатор Константин Ильковский, председатель Законодательного собрания Наталья Жданова, главный фединспектор Николай Гантимуров – люди увлеченные своим делом, стремящиеся приложить максимум сил для улучшения социально-экономической обстановки в крае. Уверен, их опыт, открытость и свежий взгляд на давние проблемы позволят вырулить из той тяжелой ситуации, в которой находится Забайкалье, позволит остановить отток населения, повысить качество жизни и доказать: наш край – земля успешных людей с твердым характером.
Перемены в Совфеде
Константин Сурков | Степан Жиряков | |||||||
перешел на работу в Законодательное собрание ЗК. Его сменил | ||||||||
Бато-Жаргал Жамбалнимбуев | Баир Жамсуев | |||||||
перешел на работу в Счетную палату РФ. Его сменил |
Иван Бахарев