История читинских общественных бань и паровых вошебоек
«Ба» – «душа», вспомните детство и ласковые слова «баю, баюшки, баю…», и -«ня» – нянчить, ласкать, отсюда - «няня». Вот и получается, что баня – это ласка души.
Муж мой по выходным ходит в баню - с веником и другом детства Колей. Привычка эта, давняя, многолетняя, воспринимается мной как данность: ну и пусть, как говорится, ходит. Его любимая баня – «на Петровской», то есть, городская баня №2 по улице Петровской, 15, которая совсем скоро отметит свое 80-летие.
Не знаменитые Сандуны, конечно, которым в прошлом году 205 лет исполнилось, но тоже – заведение одно из старых в Чите. Собирается там народ интересный: машинисты-железнодорожники, разных политических взглядов пенсионеры, чиновники из администрации, монахи из мужского монастыря. Народ, одним словом, интеллигентный. Шайками не дерутся. Парятся, гоняют чаи, ведут политдебаты и разговоры «за жизнь». Так что после бани, чистый телом и помыслами, воодушевленный новыми идеями, муж мой садится писать исторические статьи.
Но …продолжим про бани.
Не знаю, когда в Чите появилась первая общественная баня. Алексей Иванович Попов, автор книги «Город Чита: Описание, путеводитель и справочник», в 1907 году о банях не сообщил ни слова. А вот в путеводителе «Вся Чита и Забайкалье», составленном в период ДВР, читаем: «Бани. Вамбург И. А. - угол Сунгарийской и Ивановской (т.е. сейчас угол Костюшко-Григоровича - Красноармейской). Т-во иностранного торгового коллектива - угол Сретенской и Петровской (сейчас – 9 Января-Петровской)».
Как написал в своей книжке «Прогулки по старой Чите» мною очень уважаемый журналист, краевед и патриот Забайкалья Валерий Немеров, «в первые полтора века своего существования в ранге плотбища и острога, Чита не имела «торговых» (т.е. платных) общественных бань. В них просто не было необходимости. Появятся они только после того, как Чита станет столицей. В 1863 году, таких бань уже будет две…». Кстати, в 1863 году население Читы – 3140 человек.
В конце ХIХ века, когда по Транссибу в наши края поедут переселенцы, нужды в общественных банях станет больше. И в 1883 году (население Читы 5559 человек) в центре города мещанин Митрофан Гарбузалов построит большую деревянную баню с мужским и женским отделениями, чтобы буквально через три года снести ее и на этом месте возвести богатую, каменную. Потом здесь же, в районе Банного озера (как оно выглядет сейчас - смотрите ниже), появились мыльни Хаима Абрамовича Потехо, Иннокентия Андреевича Байбородина и Слоссмана.
«Забайкальская новь» в августе 1911 года писала:
«Паровая баня X. А. Потехо извещает почтенную публику, что при бане вырыт новый колодец: вода очень хорошая, мягкая для мытья волос и тела. Номера и общия бани вновь отремонтированы. Просим убедиться».
До начала первой мировой войны было еще несколько бань. Вот что сообщала 20 января 1913 года та же «Забайкальская новь»:
«18 января, около 5 часов пополудни, в центральной бане Розенфельда от неисправности печи произошел пожар. Огнем истреблен был потолок и обстановка в двух номерах бани... Убытки от пожара выражаются в сумме 3000 р.».
А вот, между прочим, документ Государственного архива Забайкальского края – протокол заседания Читинской городской думы, состоявшегося 6 февраля 1898 года под председательством Городского головы И.А. Колеш.
«Доложено: заявление Верхнеудинской мещанки Мавры Байбородиной, на имя Читинской Городской Управы, коим она просит Управу, при заключении с ней контракта на передачу ей в арендное содержание участка пустопорожней земли, находящегося между торговых бань Шлизенгера и Горбузалова, под постройку бани…».
Дума разрешила отдать Байбородиной в «аренду сроком на 20 лет 35- квадратных саженей земли в означенной выше местности под торговую баню с уплатою в доход города по 100 рублей в год» и постановила: передачу земли другому лицу разрешить, но от арендной платы, в случае сноса бани, не освобождать до окончания срока аренды, то есть 20 лет.
16 июня того же 1898 года Иннокентий Андреевич Байбородин получил еще один участок по соседству. И уже к осени (!) Байбородины построили новую баню из дикого камня – гранитного бута, стены которой не боялись воды и пара.
Вот как описывалась эта баня в акте обследования:
«находится в собственном двухэтажном здании. Построена из дикого камня с одноэтажной пристройкой. Потолок железобетонный, сводчатый, крыша железная. Освещение от собственной динамо-машины в 100 w 100 ампер. Водоснабжение от собственного колодца. В бане 24 номера и два общих отделения. Имеется шесть номеров с ванными. Плата за номер от 1 рубля 20 копеек до 4 рублей. Общее мужское отделение на 60 шаек и женское на 40 шаек. Оба отделения с предбанником и парилкой. В каждом номере большое зеркало, стол, мягкий диван и три стула».
А это ведь акт 1918 года - через 20 лет после открытия. Можно представить, как хороша была эта баня в дореволюционное время!
Но пришла Советская власть, и баню у Байбородиных отобрали. Атаман Григорий Семенов на некоторое время возвратил ее прежним владельцам, но окончательный приход Советов…и городские власти передали баню какому-то кооперативу. Как пишут историки, некогда приличное заведение заросло грязью, исчезли кресла и зеркала, зато появились клопы и вши.
Сын Байбородина, Иван Иннокентьевич, написал тогда властям:
«Как за любимым ребенком я и мои сестры смотрели за баней и содержали ее в порядке и исправности. За два года пользования баней чуждых ей лиц привели к тому, что в скором времени придется закрыть и забить ее здание, как опасное в пожарном отношении. Сгнил потолок в коридорах, разрушены номера. Занимаясь много лет делом эксплуатации бани, я скажу, что ремонт ее обойдется в10-12 тысяч рублей, не окончено строительство новой пристройки, начатое еще моим отцом».
Байбородин обещал вернуть бане былую славу, если ему отдадут ее в аренду. Но тщетно. Вскоре горе-кооператоры были объявлены буржуазными элементами. Да и самих Байбородиных подвергли «чистке». Но построенное ими здание стоит до сих пор, отметив в прошлом году свое 115-летие.
По сохранившимся архивным данным, располагающееся здесь позднее предприятие называлось «Банно-прачечное и парикмахерское хозяйство» (1933 г.), «Медсануправление Доркома РОКК жел.дор. им. Молотова» (1938г.), «Управление городских бань Читинского горкомхоза» (1942 г.) и так далее. Сейчас в историческом здании на улице Петровской, 4 – муниципальное предприятие «Банно-прачечный трест».
Баня Байбородина была лучшей в Чите, ее называли «дворянской», «центральной». Но, как и все бани, она не была пуританской. Как пишет Валерий Немеров, «в ней можно было не только попариться и хлебнуть пивка, но и пригласить в номер девочку из ближайшего лупанария (публичного дома) «потереть спинку». За отдельную плату, разумеется». Богатые гости, сняв предварительно номер, могли выбрать понравившуюся девушку из специального журнала с их фотографиями.
Кстати, мой дальний родственник много лет тоже посещал одну из старейших городских бань - №3 на ул. Чайковского (раньше эта улица называлась Зейской). Баня-баней, но жена начала удивляться: ходил раз в неделю, потом стал чаще «мыльно-рыльные» принадлежности собирать. А просто родственничку приглянулась улыбчивая кассирша, заодно разливающая жаждущим пиво. Кассирше – молодцеватый отставной полковник, и до, и после бани одинаково румяный. И закрутилось… Теперь родственничек, прожив 41 год с законной женой, которая как нитка за иголкой моталась с ним по дальним гарнизонам, подал на развод, бегает по судам – делит совместно нажитое имущество. Отрекся от всей родни, говорит: «В Америку с молодой женой уеду!». Извините за отступление, но вот такая современная «банная история»…
Так что и бани, и номера в них, и парилки, и венички, и почтенная публика - все это было в Чите дореволюционной, помогая нашим предкам очищать и тело, и душу. С ликвидацией НЭПа бани были закрыты, а их хозяева Безугловы, Юферовы, Ростовы, Осиповы, Вамбурги, Байбородины... Впрочем, судьба их хозяев – отдельная и не совсем радостная тема.
С начала 1930-х годов в Чите практически негде было помыться. Городской совет затеял грандиозное строительство банно-прачечного комбината, где, учитывая завшивленность населения, проектировалось установить самую крупную на Дальнем востоке паровую вошебойку.
Горожане тем временем мылись в деревянных банях частного сектора, а летом – на Ингоде, Читинке и Кеноне. Чита начнет «отмываться» в 1937 году, когда будет открыта баня на углу улиц Петровской и Иркутской (П.Осипенко) – та самая, куда так любит ходить мой муж.
Сегодня в Чите немало бань и саун. Есть спа-центры и даже хамам. А вот читинские Сандуны в Забайкалье так и не появились. Как-то пришлось побывать в банном дворце в китайском Циндао – три этажа, три бассейна, сауны, массажи, комнаты отдыха, ресторан и прочие удовольствия…
Может, вместо того, чтобы строить в Чите бесчисленные торговые центры, современные бизнес-люди заинтересуются этой темой?