США запретили Китаю сотрудничать с Ираном

13:52, 6 февраля 2008

Год у руля Забайкальского края Константина Ильковского можно расценивать как «протокол о намерениях»

«У меня есть только одна цель на долгие годы – развитие Забайкальского края», - красиво сказал в начале работы в регионе наш новый губернатор Константин Ильковский, подчекивая свою созидательную роль. Но время красивых фраз прошло. Пора осмыслить, чем конкретно эта цель наполнена.

Дом на расшатанном фундаменте

Помнится, год назад, когда Константин Ильковский приехал к нам в край в качестве ВРИО губернатора, самым популярным был вопрос: а с чего он в качестве главы региона думает начать свою деятельность? Новый назначенец, естественно, не был еще подготовлен к какому-то однозначному ответу и заговорил об общих проблемах, приоритетах – малом бизнесе и сельском хозяйстве, горнорудной отрасли, важности внешнеэкономических связей, логистике и т.д.

Все конечно, важно, но ответ на тот сакраментальный вопрос, на мой взгляд, лежит на поверхности. Конечно же, надо начинать с бюджета края. И дело не только в том, что бюджет за последние годы фактически уменьшался как шагреневая кожа, он скукожился, стал куцым и остро дефицитным. Проблема еще и в том, что в крае просто нет четкого и понятного главного финансового инструмента, без которого все планы и намерения останутся маниловщиной. То, что ежегодно с большой нервозностью, воплями и стенаниями депутатов всех уровней принимается в качестве бюджета, можно назвать лишь неким рамочным соглашением. Уже с первого месяца бюджетного года он начинает претерпевать серьезные изменения, в него вносятся бесконечные поправки – и таковых в год бывает до десяти. Делается это не от хорошей жизни, а по воле федерального правительства, которое, бывает, даст больше, бывает, меньше, но всегда держит регион в напряжении. Ну, а отсюда и нервозность у руководителей всех отраслей, которые часто живут вслепую, надеясь на милость федерального центра – поверит Москва слезам или нет? Бывает, верит, но в последнее время – с большим трудом.

Вот и в конце прошлого года, когда Константин Ильковский стал уже губернатором без приставки ВРИО, он столкнулся, прежде всего, с последствиями дикого дефицита бюджета. Уже в октябре выяснилось, что годовые объемы поступлений в краевой бюджет ожидаются на 9,5% меньше бюджетных назначений. И это на фоне того, что президент страны, правительство потребовали безукоризненно выполнить обязательства по повышению зарплат учителям и врачам, проявить заботу не на словах, а на деле о ветеранах войны, сиротах, обеспечить их квартирами.

Ситуация оказалась сложной не только потому, что денег не хватала и их надо было просить. А потому, что и в Москве стали прямо указывать на неиспользованные собственные резервы и иждивенческие настроения. Далеко заходить не будем, но, например, бюджет 2012 года изначально планировался по доходам в сумме 31,7 млрд. рублей, а исполнен в 38,6 млрд. Расходы были заложены в объёме 34,7, а исполнены в 41,9 млрд. рублей. Чувствуете разницу? Конечно, увеличение было связано с заботой о нас, забайкальцах, со стороны федеральной власти, которая значительно увеличила краю трансфертные выплаты и другие дотации. А что же мы сами? А сами мы смогли исполнить бюджетные назначения по собственным доходам только на 96,5%, размер недоимки по налогам составил 677,4 млн. рублей. В то же время растет госдолг, в основном за счет банковских кредитов: он уже обходится бюджету более двух миллионов рублей в день. Разумеется, региональное правительство вынуждено было всем распорядителям средств рекомендовать приостановить перераспределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Проще говоря – затянуть пояса.

Губернатор за «демосквитизацию»

Правда, паники новый губернатор не высказал. Он не раз советовал не очень обращать внимание на бюджетный дефицит – считает, что лучше развиваться с дефицитом, чем стагнировать, имея бездефицитный бюджет. Логика, конечно, есть. Но мы ведь помним, к чему привел, например, бюджетный дефицит на федеральном уровне. А привел он к банальной финансовой пирамиде. Бюджетную дыру годами затыкали выпуском ценных бумаг – ГКО и ОФЗ – а потом получили дефолт со всеми его прелестями. Ну, и наш край особо налегает на банковские кредиты. Хотя итог может быть тоже не очень приятным – не хватало нам прямого казначейского управления бюджетом со стороны Минфина РФ, что вполне реально.

В этом смысле тезис о «демосквитизации», который не так давно высказал Константин Ильковский, сегодня очень актуален для Забайкальского края. Правда, он высказал его в связи со стремлением многих фирм и компаний, действующих в Забайкалье, регистрировать свой бизнес в Москве. «У нас же как, - говорил губернатор, - только компания чуть-чуть встала на ноги - тут же стремится зарегистрироваться в Москве. После того, как мы сделаем деофшоризацию экономики, необходимо произвести демосквитизацию. И надо заставить предприятия регистрироваться по месту своей деятельности».

Но его тезис вполне применим и к бюджету края, который был и остается сильно зависимым – до 45-50% ежегодно – от московских трансфертов.

Однако же, наряду с этим, надо признать, что Константин Ильковский вовсе не намерен игнорировать ресурсы федерального центра. Напротив, иногда он проявляет настоящую смекалку и настойчивость, чтобы привлечь в регион дополнительные средства. Это, в частности, хорошо проявилось в сфере малого бизнеса. «Став губернатором, я увидел возможность получить из федерального бюджета 400 миллионов рублей на нужды малого и среднего бизнеса. При этом софинансирование должно составлять четвертую часть. А мы всего заявились в федеральный бюджет на 80 миллионов рублей, предусмотрев своих только 20 миллионов. Постарались перераспределить бюджет, 400 миллионов рублей не удалось получить, но 300 миллионов мы получили. С 80 сразу на 300 прыгнули. Это возможность поддержать малый и средний бизнес, поскольку государство в лице Забайкальского края - серьезный потребитель услуг и товаров для своей повседневной деятельности».

Да, надо сказать, что это большое дело. Малый бизнес в нашем крае, который Ильковский объявил приоритетом своей деятельности, не только находится в застое, но и теряет свои позиции. Количество предпринимателей малого бизнеса только в Чите в 2013 году по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 19,5%. И что же можно было ждать после того, как федеральная власть с 1 января текущего года более чем в два раза повысила ставки страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, которые составляют основу малого бизнеса?

У нас в Забайкальском крае дело с малым бизнесом обстоит хуже, чем в любом регионе СибФО, не говоря о всей России. По данным Забайкалкрайстата, в 2010 г. у нас в крае было зарегистрировано 5515 малых предприятий с численностью 46722 человека. А в 2013 году – уже только 5403 МП, где трудились 42196 человек. Вот есть такой показатель: коэффициент официальной ликвидации предприятий (отношение количества ликвидированных организаций к среднему количеству учтенных организаций). Если в 2010-2012 годах он колебался от 5,9 до 3,3, то в январе 2013 г. – 7,4. Высок он и сегодня.

И если новому губернатору удастся вывести эту отрасль из стагнации и даже деградации – это будет большим делом.

Оптимизм на дырявых трубах

Трудно, конечно, ждать от нового губернатора каких-то кардинальных изменений уже сейчас. Причины упадка экономики и социальной сферы глубинные, во многом связаны с инерцией и пассивностью прежнего руководства регионом. Посмотрите на динамику индекса промышленного производства хотя бы за три последних года. Кривая графика ежемесячно прыгает вверх-вниз, нередко опускаясь ниже достигнутого ранее показателя. Но если горнорудная отрасль еще держится наплаву, то перерабатывающая катится вниз, как снежный ком с горы. А ведь эта та отрасль, которую и курирует, и отвечает за нее региональное правительство. Но почему та же пищевая промышленность опустилась почти до нуля, а продукты питания, даже минеральную воду и пиво, которыми еще несколько лет назад были заполнены полки магазинов, мы завозим из других регионов? Сельскохозяйственное производство (тоже приоритет губернатора) топчется на одном месте, а в январе текущего года снизило производство по сравнению с прошлым годом. Велико количество безработных (56-80 тыс. человек в год в последнее пятилетие по методологии МОТ), миграция составляет тоже 10-15 тыс. человек в год.

Но такое впечатление, что новому губернатору приходится работать не стратегом, определяющим судьбу региона, а работником МЧС. Замерзает Золотореченск – губернатор туда, без тепла и света Жирекен – и там нужен губернатор, запились мужики в забайкальской глубинке – губернатор проводит совещание и предлагает продавать водку только в райцентрах, школа прохудилась – без губернатора никто не решит, райбольница в аварийном состоянии – давай сюда губернатора… А тут еще регион сотрясают все новые коррупционные скандалы: три зама мэра Читы под следствием, двое – в СИЗО. В 2013 году в крае было совершено 820 коррупционных преступлений, из них 34,1% - взяточничество.

Что сказать – везде нужно первое лицо. Но, на мой взгляд, какого-то нового, свежего, четкого вектора деятельности нового состава правительства региона не видно. Хотя оптимизм руководителей края проявляется в том, какие ориентиры они заложили в Стратегию развития региона до 2030 года. А там забайкальцев ждет очень светлое будущее. Бюджет края через 17 лет увеличится до 67 млрд. рублей, благосостояние забайкальцев вырастет в несколько раз. Но зачем вообще все эти тонкости, если за результаты нынешним руководителям отвечать уж точно не придется.

Вот за ближайшие годы отвечать надо. Но здесь перспективы менее радужные. Например, на неопределенное время консервируется Жирекенский ГОК с его ферромолибденовым заводом. А это немалая потеря налоговых поступлений, к тому же теряют работу более 1200 человек сразу. Это и дополнительные бюджетные затраты на поддержание социальной сферы и т.д. Все больше сгущается туман над проектом освоения юго-востока края. Из пяти месторождений осваивать решено только три. А недавно мы узнали, что разработка и Бугдаинского молибденового месторождения из этих трех откладывается минимум на пять лет. Да и убыточных предприятий становится все больше.

Благодаря новым планам и стратегиям мы знаем о намерениях губернатора и его команды. Но ведь и раньше в оптимистических прогнозах у нас недостатка не было.

Владимир Тихомиров

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"