В читинском дворе нашли старинные плиты.
На прошлой неделе внимание общественности привлекли две каменные плиты, найденные рядом с детской площадкой в одном из дворов Железобетонного переулка Читы. Оказалось, что это – два надгробья. Одно – 1916, второе – 1928 годов. Заинтересовали эти камни и наших корреспондентов, которые не только попытались выяснить, откуда они взялись, но и, фактически, спасли их.
Блуждающие камни
Впервые мы увидели эти надгробия на фотографиях одного из информационных сайтов, где было написано, что их привезли во двор вместе с песком для детской площадки. Но, по словам местных жителей, эти камни лежали тут еще с советских времен, когда двор только строился.
- Мне кажется, их привезли строители, когда возводили один из домов. Точно не помню, но это было никак не позже 1990 года, - вспоминает старожил двора Любовь Елизарова. – Видимо, везли песок для раствора, и захватили случайно ковшом. Они же этот песок откуда попало возят.
В советское время, в 70-80 годы, здесь одновременно шло сразу несколько строек – с какой именно связано появление камней, сказать трудно. Непонятно и то, откуда надгробья привезены. Доктор исторических наук Михаил Константинов полагает, что это плиты со старого кладбища, на месте которого теперь располагается памятник воинам, погибшим в боях на реке Халхин-Гол – там рядом находится нелегальный песчаный карьер. Не исключено, что надгробья «родом» со старинного еврейского погоста, располагавшегося в середине 19 века на территории современного микрорайона Батарейный.
Ходят слухи, что камни неоткуда не привозили – мол, на месте Железобетонного переулка раньше было кладбище. Депутат городской думы Николай Галкин – учредитель управляющей компании «ДомРемСтрой», отвечающей за многоэтажные дома в этом дворе, – говорит, что откуда эти надгробья, сказать сложно, но слухи о кладбище на территории нынешнего переулка не лишены смысла.
- Здесь и в самом деле раньше было кладбище. На окраинах Читы было много небольших селений, у каждого из которых была своя часовня с погостом, - объясняет Николай Галкин. – Была она и на территории нынешнего Железобетонного переулка. А потом пришли коммунисты и сравняли все с землей – вот никто ничего и не знает.
Спасение
После публикации первой же фотографии плит встал вопрос: что с ними теперь делать? Куда везти? Не во дворе же их оставлять – это будет уже прямое неуважение к истории края.
Ведь, по словам Константинова, надгробья имеют некоторую историческую ценность.
- Это очень интересные камни, - говорит историк, внимательно разглядывая фотографии с плитами. – Ученые немало смогут сказать, внимательно их изучив. Текст, конечно же, плохо разборчив, но, в принципе, читаем. Здесь, скорее всего, указаны имя, отчество, годы жизни и какое-то посвящение. На одном из надгробий изображено дерево с обрубленными ветвями – это еврейский символ гибели молодого человека или девушки. Еврей или не еврей под ним был похоронен, мы точно узнаем, когда сможем прочитать, что на плитах написано. А так – это интересные артефакты, которые обладают некоторой культурной и исторической ценностью.
- Я бы сказал, что, найдя эти плиты, вы их фактически спасли, - добавил Михаил Константинов. – Если вы еще и придумаете, куда их пристроить – они будут спасены окончательно. На мой взгляд, они неплохо бы смотрелись во дворе краеведческого музея.
Мы последовали совету ученого и, самостоятельно погрузив надгробия в автомобиль, передали их тем, кто призван хранить историю. Камни отправились во временный фонд музея.
- Возможно, в Чите будет создан музей под открытым небом и часть экспозиции, в частности мемориальная ее часть, может туда войти. Так или иначе, надгробия будут сохранены, пока не окажутся востребованы каким-либо музеем, - рассказывает директор краеведческого музея Владимир Нестеренко.
Кладбище надгробий
Правда, решение Константинова о музее понравилось не всем – кто-то хочет, чтобы камни вернулись туда, откуда пришли. Неподалеку от памятника погибшим на Халхин-Голе находится своеобразное «хранилище» надгробных памятников. Здесь посетители парка могут увидеть могилы, как чуть старше тех, что нашли в Железобетонном переулке, так и почти идентичных им. Все это свалено в кучу и гибнет под дождем и ветром.
Михаил Константинов считает, что так хранить памятники – это не дело:
- Я давно уже предлагал – найти место возле памятников погибшим на Халхин-Голе и там собрать все эти плиты. Сделать что-то вроде музея под открытым небом. Но реально этот вопрос пока не решался.
Поэтому камни продолжают валяться в парке, словно куча строительного мусора, медленно портясь от дождей и ветров. И это только те, которые удалось найти. По словам Константинова, старое кладбище растаскивается по Чите уже давно, и не исключено, что где-то на территории города можно найти еще несколько старинных надгробий. И всем им место в музее или на кладбище, но никак не под ногами прохожих.
Никита Гребенников