С 25 по 28 октября в Агинском прошел XI Международный конкурс вокалистов имени народного артиста СССР Лхасарана Линховоина. В юбилейный 90-летний год прославленного советского оперного певца в центр степной Аги прибыло рекордное за все время проведения конкурса количество участников - 53 певца оперного искусства.
Увертюра
Предваряя баталии вокалистов, организаторы устроили встречу журналистов с ведущими специалистами оперного искусства Восточной Сибири и Дальнего Востока, Монголии. На пресс-конференции дочь мэтра народная артистка России, ведущий концертмейстер Бурятского государственного академического театра оперы и балета Дарима Линховоин сообщила:
- Конкурс будет трудный, потому что найти человека, певца или певицу, который смог бы совместить в себе владением роскошным голосом, владение музыкальным даром, при этом обладающих широчайшим диапазоном оперного исполнителя конечно сложно. Наши братья-соперники из Монголии приехали очень сильным составом. Вы помните, знаменитый баритон Бадрал Чулуунбаатар в 2010 году здесь получил Гран-при. На сегодня он лауреат международных конкурсов, его можно видеть по телевидению в проекте «Большая опера». Может показаться, что проводимый в Агинском конкурс не так известен, но поверьте, какую большую силу и значение он имеет для оперных певцов Бурятии и Монголии.
Известный педагог по классу вокала улан-удэнского колледжа им. П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры России Вячеслав Елбаев отметил, что сегодня желающих получить музыкальное образование и покорить оперную сцену, очень много.
- В этом году мы приняли шесть человек из Агинского округа. Мы стараемся соблюдать баланс юношей и девушек, но фактически девушек у нас учатся больше. К слову сказать, в 90-х годах была установка принимать только мужчин. Был дефицит мужских голосов. Ездили по районам искали. Так продолжалось лет пять-шесть. Что касается голосов, есть сопрано, баритон, тенора. Нет басов, один, два и всё. Но все обладают тембром и настоящей силой, чтобы исполнять как лирические, так и драматические партии. И для определенных сочинений нужны исполнители, обладающие не только хорошей вокальной школой, но и талантом драматического актера, что чрезвычайно важно в операх, - пояснил Елбаев.
Трудности перевода
Представители оперных школ Монголии и Китая, преподаватель Хулунбуирского университета искусств КНР, профессор Должин Соктын рассказала о кропотливой работе и трудностях изучения и исполнения песен на бурятском и русском языках.
– Предоставить возможность молодым исполнителям предстать перед жюри, и попробовать дотянуться до высокой творческой планки, которую поставил Лхасаран Линховоин, дело нужное и справедливое. Для них это откровение, отсюда они выходят на большую сцену – сказала она.
К ряду трудностей подготовки вокалистов, можно отнести то, что молодые люди приходят в образовательные учреждения совершено неподготовлены, о чем поделилась педагог-концертмейстер музыкального колледжа им. П.И. Чайковского Людмила Свитина.
- Молодые приходят, голос есть и все. А ведь нужно знать иностранные языки, немецкий, итальянский. Однажды ездила на конкурс, там молодые китайские певцы исполняют исключительно все - и русские романсы, и неаполитанские песни. Жюри оценивает чувство, с которым исполняется произведение. Ведь ведущие оперные партии написаны именно композиторами этих стран. Если сердце не горит, не болит, если ты не понимаешь, о чем поешь, то о какой опере может быть речь, а голосе уже там никто не говорит.
Идея обращения с этим вопросом в образовательные учреждения, школы с целью направленной подготовки выпускников к будущему поступлению в музыкальные училища пока витает в воздухе», - подчеркнула концертмейстер.
Впервые - два состава жюри
В этом году мастерство участников оценивали: концертмейстер Бурятского государственного академического театра оперы и балета, народная артистка России – дочь Лхасарана Линховоина – Дарима Линховоин, профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусства Вячеслав Бальжинимаев, заслуженная артистка Ррспублики Бурятия Ешин-Хорло Гомбоин, преподаватель Хулунбуирского университета искусств КНР, профессор Соктын Должин, более известная как исполнительница народных бурятских песен Должин-багша, солистка ансамбля песни и танца «Степные напевы» Усть-Ордынского Бурятского округа Дарижаб Таршинаева, директор государственного ансамбля «Хан Хэнтэй» Хэнтэйского аймака Монголии Авирмед, заведующий вокальным отделением музыкального колледжа города Улан-Удэ Вячеслав Елбаев, наш земляк, член Союза композиторов России Бато Бальжинимаев. Профессионалы, которые за годы своей деятельности внесли эпохальный вклад в национальную культуру.
Впервые работали два состава жюри. Один состав, который возглавил начальник отдела развития культуры управления социальной сферы администрации Агинского Бурятского округа Рыгзын Цыдендоржиев, оценивал школьников и самодеятельных артистов. Второй состав под председательством Даримы Линховоин судил студентов вокальных отделений и тех, кто на данный момент уже получил образование и является солистом ансамблей и театров. Конкурс проводился по четырем возрастным группам.
Культура и власть
В Агинском округе международные музыкальные и спортивные турниры прошли свою «аккредитацию», и отметили свои десятилетия. Известно, что власти всех уровней участвуют в их проведении. Министр культуры Забайкальского края Виктор Колосов, выступая на открытии конкурса, подчеркнул:
- Биография Лхасарана Лодоновича Линховоина – путеводная звезда для начинающих артистов. Конечно, трудно выступить в 38 странах, трудно выйти на сцену Большого театра, спеть 30 партий в Государственном академическом театре, но я полагаю, что этот конкурс поможет кому-то если не повторить, то приблизится к этому пути. Министерство культуры всецело и дальше будет поддерживать данный конкурс, поскольку он единственный такой в Забайкальском крае, и мы понимаем какое значение, он имеет для развития и сохранения традиционной культуры.
Победители конкурса были награждены дипломами и денежными премиями. Шесть представителей Агинского Бурятского округа стали лауреатами. В первой группе дипломом 3 степени был награжден Баясхалан Базаржапов (Агинский район), дипломом 2 степени Сэсэгма Намдакова (Могойтуйский район), диплома 1 степени удостоен Рабдан Цыденов (Агинское). Лауреатов в этой возрастной группе стала Мария Бальжинимаева (Дульдургинский район). Двое агинцев вошли в число призеров второй возрастной группы – самодеятельные артисты. Обладателем диплома 3 степени стала Саяна Цымпилова (Дульдургинский район). Диплом лауреата получила Бальжима Сагаева (Могойтуйский район), ей же был вручен специальный приз «за лучшее исполнение народной песни», учрежденный Советом ветеранов Агинского Бурятского округа. В третьей возрастной группе в числе призеров оказалась наша землячка Сэлмэг Шойонова, которая сегодня учится в Улан-Удэ. Она награждена дипломом лауреата 3 степени. Обладателем диплома лауреата первой степени стала представительница республики Бурятия Жаргала Цырендагбаева.
Напряженной была борьба в четвертой группе – выбрать лучшего из профессионалов. В итоге диплом лауреата 1 степени среди женщин был присужден вокалистке из Улан-Батора Самбу Батчимэг. Лучшим исполнителем среди мужчин стал монгольский певец Доржцэдэн Батэрдэнэ, он же был удостоен специального приза «Лучший бас». Также были учреждены специальные призы лучшим концертмейстерам – их по праву заслужили Саян Манжигеев (Бурятия) и Энхтул (Монголия).
Премия президента Всебурятской ассоциации развития культуры Владимир Булдаева была вручена молодой исполнительнице из Республики Бурятия Оюне Дарижаповой.
Гран-при конкурса и премии губернатора Забайкальского края Константина Ильковского в размере 100 тысяч рублей удостоена молодая оперная певица из Бурятии Ольга Жигмитова. Кстати, она – наша землячка, уроженка Шилкинского района.
На церемонии закрытия заместитель председателя правительства Забайкальского края – руководитель администрации Агинского округа Ананда Дондоков поблагодарил тех, кто стоял у истоков конкурса, кто сегодня отдает много душевных сил, и делает все возможное для того, чтобы он и дальше расширял свои границы:
- Уверен, этот конкурс войдет в историю как ярчайшее событие Года культуры в Забайкальском крае.
Услышав оперу, неподготовленный слушатель скорее найдет себе другое занятие. Но будучи вовлечен в процесс конкурсного состязания все же попытается понять ее. Даже не зная, что такое сопрано, тенор, баритон, - вслушиваясь в знакомые песни, начинаешь видеть. Состояние души певца, его настроение даже и то, на котором отрезки жизненного пути находится исполнитель. И это удивительно.
Борис Дамдинов