Власть охотнее помогает тем, кто должен миллиарды, чем простым гражданам
У пенсионера Василия Степановича, как и у многих банкиров и олигархов в нашей стране, в начале текущего года случилось материальное затруднение. Всем им срочно понадобились деньги. Пенсионеру - заплатить за десятитысячный кредит, который он брал на лекарства, а обладателям миллиардов, яхт и футбольных клубов - на сохранение своих банков и заграничных счетов.
Красиво жить не запретишь
Василию Степановичу банкиры пригрозили «крупными неприятностями», чуть ли не коллекторов грозятся на него напустить. Крик миллиардеров о помощи власть услышала сразу и срочно пришла на помощь. Госрезервы, которые под страхом смертельной инфляции запрещалось тратить для пенсионеров, врачей, тружеников просвещения и проч. – тут же распечатали и щедрою рукой раздали банкирам и владельцам крупного капитала.
По данным независимых агентств S&P и Moody's обвал рубля в конце 2014 года во многом объяснялся внешним долгом российских резидентов (корпораций), достигшим около 700 миллиардов долларов, что составляет почти треть ВВП страны. Золотовалютные резервы России тают примерно теми же темпами. В начале сентября 2014 года они составляли 464 миллиарда долларов, а к апрелю текущего года упали до 356 миллиардов. Наш президент не раз с гордостью говорил о том, что в трудную минуту мы помогли банкам, поскольку они из-за санкций потеряли доступ к дешёвым заграничным кредитам.
Что касается простых смертных, то им, очевидно, придётся подождать. Педагогам, например, в 2015 году планировали повысить зарплату на 5%, но потом Госдума в связи с сокращением бюджетов всех уровней приняла решение вообще не индексировать зарплаты бюджетников. При «оптимизации» бюджетов сокращаются расходы на образование, здравоохранение, культуру и проч. Хотя рост цен с начала года приближается, даже по официальным оценкам, к 17%.
Но не все среди депутатов согласны с тем, что такая бюджетная политика государства – самая верная. Например, Оксана Дмитриева считает, что какое-либо урезание вообще не нужно. По её мнению правительство ошиблось в доходах на 1 трлн рублей – то есть оно считает, что в 2015 году из-за санкций и снижения цен на нефть казна недосчитается 2 трлн рублей, а по её подсчётам – поступления в бюджет сократятся всего на 1 трлн. И дыру, которая образовалась в бюджете, закрыть можно было за счёт того, чтобы использовать 1 трлн рублей профицита бюджета, который получили в прошлом году. И зарплату бюджетников можно было бы проиндексировать на величину прошлогодней инфляции – то есть на 11,4%. Эти средства принесли бы мультипликационный эффект: люди бы больше стали покупать российские товары, поскольку они дешевле импортных, и, тем самым, поддержали бы отечественных производителей. Вместо этого 1 трлн рублей отдали банкам, которые, вместо того, чтобы кредитовать реальный сектор, производство, используют его в различных финансовых манипуляциях, ещё больше ослабляющих российскую экономику.
Да мы и сами это видим на местах. Ибо теперь брать кредиты предприятиям под ставку в 22-25 и более процентов – смерти подобно. И ни о каком развитии производства, того же малого бизнеса, теперь не может быть речи. Алчность банкиров проявилась и в том, что наварив большие суммы иностранной валюты, в том числе из резервов ЦБ за счёт пожалованных им средств с барской правительственной руки, банки попервости стали устанавливать свои курсы её продаж по всей стране (но зачем, если она им самим нужна для срочных платежей?). Они продавали доллары, евро и другую валюту как картошку в голодном блокадном Ленинграде. В каждом банке цена за доллар доходила до 100-120 рублей, а за евро – и до 150 рублей. Торгаши валютой спешили урвать своё под ажиотажный спрос на валютном рынке, который сами же и спровоцировали. Как это ещё назвать, если не компрадорской позицией банковской буржуазии?
Если задаться вопросом – кому на Руси жить хорошо? – то ответ очевиден: лучше всего банковскому сектору. Сколько бы они не занимали денег за границей, в кризис государство за счёт денег налогоплательщиков им всё погасит и всё простит. По сведениям департамента стратегического анализа ФБК, в отличие от США и Европы, в России более 80% средств, направляемых на поддержку экономики, уходит на погашение долгов банков и компаний. Но выходит, что оценка рисков топ-менеджерами банков и компаний при внешних заимствованиях просто нулевая, а их профессионализм, несмотря на огромные, нередко миллионные зарплаты, находится на самом низком уровне.
Помнится, в кризис 2008-2009 годов денег раздали банкам и компаниям из государственных резервов более 4,5 триллиона рублей. Но когда приходится раздавать деньги пачками, за всем не уследишь. Сегодня, что ни день, читаешь и слышишь о том, что банки или уводят деньги за границу или дают кредиты под большие проценты и «откаты», то есть берут мзду за кредитные ресурсы, которые дало им государство. Одни скупают доллары и переводят их за рубеж, другие задирают за кредиты неподъемные проценты.
Ничего, затяните пояса
Народ у нас в Забайкалье не богатый, хотя и терпеливый. За прошлый год реальны доходы забайкальцев ещё более сократились. Значительная доля населения имеет денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, таких – 20,5%. На протяжении последних лет в Забайкалье наблюдается стабильно высокий уровень миграции населения (начиная с 1995 года, край покинули более 110 тысяч человек).
Основной показатель – среднедушевой объем валового регионального продукта составляет по Забайкальскому краю менее 50% по отношению к среднему показателю по Российской Федерации. Кроме того, мы имеем высокий уровень безработицы (по методологии МОТ 10%), высокий объем государственного долга: его доля в доходах бюджета без учета безвозмездных поступлений – 76,2%, на 2015 год - в условиях снижения собственных доходов доля увеличится до 98%. И нет никаких перспектив на улучшение. В 2014 году, например, сальдированный финансовый результат - прибыль минус убыток - организаций, без учета субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых, прочих финансово-кредитных учреждений и организаций, в действующих ценах сложился отрицательный и составил 13 млрд. рублей. И динамика просто устрашающая. В 2013 году сальдированный финансовый результат также был отрицательным, но составлял 3,2 млрд. рублей.
В настоящее время в той или иной стадии банкротства находится 16 предприятий, имеющих задолженность по заработной плате на сумму 43 млн. 595 тыс. руб. Из них 3 предприятия являются респондентами официальной задолженности по заработной плате в органы статистики, задолженность по заработной плате в них составляет 2 млн. 582 тыс. руб. В отношении 2-х предприятий введено конкурсное производство и т.д.
Забайкальские селяне признаны самыми бедными в России. Средний уровень зарплаты сельского населения Забайкальского края составил 18% от средней зарплаты по экономике региона.
Всё это и многое другое характеризуют Забайкальский край как регион, требующий особого внимания со стороны федерального центра. Есть ли оно? Совершенно отсутствует. Например, нашему региону из Минфина РФ пришло категорическое указание - урезать и без того много раз «оптимизированный» региональный бюджет на 10%, иначе, дескать, не дадим денег на погашение долгов по зарплате учителям. Что это, если не шантаж?
Ну, хорошо, сейчас денег дадут, долги погасим. Через месяц надо выплачивать тем же педагогам отпускные – за счёт чего? Снова будем просить у федерального правительства, а оно опять поставит условие: сокращайте бюджет, тогда что-то дадим?
Конечно, можно и впредь наказывать за бездеятельность руководство Забайкальского края. Но ведь отражается-то всё это на простом народе. У нашего губернатора, министров и прочих начальников доходы несоизмеримые с доходами населения. И резервы, которые накоплены государством, считаются народными. Почему же они идут банкирам на их «бедность», а пенсионеры, вроде Василия Степановича, и другие небогатые граждане, несут бремя кризиса исключительно за счёт своих тощающих кошельков?
Владимир Тихомиров