«Ксеньевский прииск» загрязняет реку Амазар

15:59, 6 марта 2008

Режиссер и квнщик Баяр Барадиев рассказал о том, как снимается кино в Забайкалье

«Читинский кинорежиссер» – само словосочетание звучит странно, если не сказать забавно. Но, возможно, в нашей истории это будет лишь синоним слова «энтузиаст». Сегодня, накануне V юбилейного Забайкальского кинофестиваля, мы говорим с Баяром Барадиевым, - кинорежиссером, квнщиком, спортсменом и, разумеется, просто красавцем. Конечно, о кино. Ну и немного обо всём остальном.

«Сначала магии не получилось»

- Баяр, расскажите о себе, о своей семье, друзьях и хобби? Какое место в Вашей жизни занимает спорт?

- Я родился в поселке Могойтуй, уже 14 лет живу в Чите, но дома в Могойтуе бываю часто. Мой отец – пожарный, сейчас на пенсии, мама – преподаватель истории и обществознания, тоже на пенсии, но продолжает преподавать и еще заведует могойтуйским музеем. Сестра – программный директор Радио Сибирь Чита, еще есть брат, который старше меня ровно на 10 лет, он живет в Питере. Мы с ним виделись четыре раза в жизни, и каждую встречу я очень хорошо помню.

У меня юридическое образование, в 2010-м я закончил ЗИПСибУПК, откуда меня два раза отчисляли, и каждый раз я начинал заново. А вообще после школы я не хотел никуда поступать. Хотел пойти в армию, там заниматься спортом и играть в футбол за СКА и ЦСКА, такая у меня была мечта. Поэтому вступительные экзамены никуда не сдавал. Помню, как в конце июля сидел дома и собирал смородину, мама ходила и вздыхала, говорила про моих одноклассников: этот туда поступил, а тот в Москве… Ей, наверное, было очень тяжело. И понимая это, уже в августе, успел подать документы в Читу в ЧТОТиБ. Именно тогда я решил, что закончу техникум с красным дипломом. Там же, в техникуме, начал играть в КВН в Читинской лиге.

После техникума в 2004м поступил в ЧитГУ на бюджет, что тогда было очень круто. Но учиться там мне стало скучно и я бросил. К тому же тогда у нас начались первые поездки с «Гуранами», мы стали каждый месяц куда-то уезжать, в итоге я растерял своих друзей со школы, с которыми мы проводили время каждый день, держались тогда вместе в Чите. Зато приобрел друзей в Гуранах, которые теперь для меня семья.

Помимо КВН, моей страстью с детства остается футбол. В школе я был лучшим вратарем Могойтуйского района. Сейчас тоже играю за сборную Могойтуя, недавно выиграли окружной турнир. Сейчас тренируемся каждую неделю.

- Как Ваша жизнь подводила вас к тому, чтобы вы стали тем, кем стали? Как давно Вы стали интересоваться кинематографом?

- Кино я любил с самого детства. Собирались всей улицей у кого-нибудь дома смотреть видеокассеты с американскими фильмами. В 92-м году (мне было 8) сестра повела меня в кинотеатр: это была небольшая комната, где стояли в три ряда стулья и в углу висел телевизор. Показывали «Терминатор» 1 и 2. Я был просто потрясен! Как можно такое снять? Что это вообще было? На пути из кинотеатра меня было просто «не заткнуть», я шел и перебирал каждый эпизод фильма.

Когда учился в 3-м классе, в поселок часто приезжал кино-поезд. Это был обычный вагон, стояли лавки в ряд, в углу висел телевизор и видеомагнитофон. Вагон стоял на станции несколько дней, за 25 рублей можно было выбирать любой фильм из видеотеки. Я там проводил все свое время, даже сбегал с уроков. Однажды провел там весь день, с утра до 11 вечера. Последним фильмом был австралийский ужастик «Секач убийца», про дикого кабана-людоеда, домой я бежал сломя голову, мне казалось что вот-вот откуда-нибудь выскочит секач.

На канале РТР в 90-х по ночам показывали много хороших фильмов. Тарантино, Родригес, Спилберг, Коппола, - тайком от родителей я включал телевизор, а утром пересказывал фильмы одноклассникам.

И сейчас много смотрю фильмов, по фильму в день.

- Получали ли Вы какое-то образование именно относительно кино? Когда Вы стали режиссером, чего, по ощущениям, Вам не хватало, каких знаний, умений, навыков?

- Профессиональное образование я не получал. Я и не думал никогда, что стану режиссером и не хотел быть им. В 2006-м написал первый сценарий, начали с Ромой (Роман Хлюстов, - прим. авт.) готовиться к съемкам. Рассказал сценарий ребятам, которых хотел привлечь в качестве актеров, им понравилось и мы начали снимать. Провели на съемках два дня и поняли, что кино у нас не получится. Не хватало опыта. Опыта работы с камерой, с актерами. Кино – это магия. Когда то, что происходит перед камерой, превращается в картинку, в самостоятельную историю, начинает жить. И тогда не было понимания как этого добиться. Вроде бы делали все, что нужно, актеры говорили текст, Рома нажимал rec, но магии не происходило. Получался такой российский сериал)).

А необходимый опыт мы приобрели, выступая с «Гуранами» на Первом канале, в премьер-лиге КВН. Там снимали видеоклипы. Вообще мы были первопроходцами в числе других команд, кто начал снимать качественное видео в КВН. Там узнали, что есть такой квновский термин «гэг» и как его снимать и монтировать. А уже спустя несколько лет, когда я начал снимать кино, узнал что гэг – это не квновский термин, а он пришел он из кино. Из 1890-х, когда была даже такая профессия - гэгмэн – человек, который придумывает и ставит трюки в кино.

«Ночами засыпаю с мыслями о полном «метре»

- Понятно, чтобы снять кино, нужны деньги. Вы снимаете на свои или ищете спонсоров? И как кризис повлиял на творческие планы?

- Короткометражные фильмы мы снимаем на свои деньги. У нас в команде, к сожалению, нет человека с «предпринимательской жилкой». Полнометражку «Золото Чингисхана» мы снимали с «Мегаполисом», приобрели оборудование, был бюджет, который пошел на реквизит и оплату водителю. Сейчас у нас есть объединение «Cinemagroup» в «Мегаполисе», вся техническая база у нас там, все оборудование для съемок у нас есть, а реквизит и все остальное – уже на свои. Самое главное – что благодаря «Cinemagroup» у нас собралась большая команда. Если «Золото Чингисхана» мы снимали втроем (я, Рома и звукорежиссер Наташа Усова), а остальные участники съемочной группы каждый день менялись, то сейчас у нас уже есть постоянный состав из 10-15 человек, которые фанатично увлечены съемками кино. В феврале мы хотели запуститься с полнометражным фильмом, то, о чем мы давно мечтаем, но кризис очень сильно помешал нам. Буквально даже сбил с ног. И лично я до сих пор нахожусь в легкой фрустрации. Но мечта и цель по-прежнему остаются!

- Как обстоят дела с востребованностью забайкальского кино? Нужно ли оно людям, хотят ли они его смотреть?

- Думаю, что жители нашего края с огромным удовольствием будут смотреть качественное «местное» кино. Людям всегда нравится, когда есть что-то «свое». Когда есть чем гордиться. Предпосылки к этому у нас в крае есть очень хорошие. Фильм «Золото Чингисхана» (наш учебный опыт) был очень хорошо принят забайкальцами, наша прошлогодняя короткометражка «Стук» катается по России и сейчас борется за звание лучшего короткометражного фильма года. Денис и Катя Тереничевы везут свою короткометражку «Твой сын» на Каннский кинофестиваль! Они сейчас, правда, переехали жить в Москву, но фильм свой снимали, еще когда были в Чите. Так что движение в этом направлении есть и главное, чтобы это замечали другие ребята и видели, что все возможно. Мы пока можем себе позволить лишь малую форму – короткометражки. Но каждую ночь я засыпаю с мыслями о полном метре.

- Расскажите, что такое OMoG Group и какое Вы к этому проекту имеете отношение?

- O’MoG Group – это творческая группа, которую мы (бурятская часть команды «Гураны») создали в октябре 2014. Говорят, человек бывает счастлив, когда у него есть много социальных ролей или социальных групп. Когда он – отец, муж, друг, брат, сослуживец, напарник, член команды, староста и т.д. Вот и у меня также: есть кино, есть КВН, есть футбол, скажем, и еще появилась необходимость, чтобы была и ниша для бурятского творчества. Мы пишем песни, снимаем видео, проводим вечеринки. Основной целью O’MoG Group является объединение людей, чтобы создать такую творческую среду вокруг себя. Чтобы вместе проводить время, культурно отдыхать, обсуждать значимые события в нашей жизни, заниматься творчеством и спортом.

- Есть ли у Вас ориентиры, на кого Вы равняетесь в своем деле? Какой киножанр Вам наиболее близок? Любите ли Вы так называемое «авторское» кино?

- Конечно же, у меня есть любимые кинорежиссеры. Их очень много, поэтому перечислять нет смысла. Я повторюсь, я смотрю очень много кино, кино смотрю разное, поэтому сложно выделить конкретный жанр. Моя жена настороженно относится к фильмам, которые я предлагаю ей вместе посмотреть, поскольку среди них есть очень много фильмов, по ее мнению, скучных, среди которых есть и авторское кино, о котором вы говорите. Она больше любит комедии в духе «Притворись моей женой». И ей бывает не очень интересно, как круто в каком-то «скучном» фильме снят длинный план или какая там композиция. Но все знаковые, важные, культовые фильмы она видела и в кино разбирается довольно хорошо.

- Я слышала, Вы родственник знаменитого снайпера Номоконова? У Вас не было желания снять о нем фильм или просто фильм о войне?

- Семен Данилович – дядя моего дедушки. Я им восхищаюсь. В школе писал сочинение о нем на английском языке. Да, фильм я хотел снять всегда. Мне не очень нравится образ солдата-азиата в нашем кинематографе. Это всегда такой «чукча» а-ля Вакутагин. Не все же ведь такие, а стереотип уже сложился. Надеюсь, это изменится. В 1999 году я посмотрел фильм «Спасти рядового Райана» Спилберга, посмотрел его три раза подряд, как только шли финальные титры, перематывал кассету обратно. Идеально было бы снять что-то подобное. Но это космос. Наверное, это просто неосуществимая мечта.

«Я шел на банкет кинофестиваля пешком и без денег, и был счастлив»

- Согласны ли Вы, что сейчас появляется цензура в российской культуре и в кино, в частности? Что Вы думаете о возрастных маркировках, предупреждениях о курении и о запрете мата на экранах?

- Да, цензура появилась, но я не думаю, что это может вставлять серьезные палки в колеса кинематографистам. Всем ведь понятно, для чего это делается. Мне, например, это нисколько не мешает.

- Как приходит идея фильма? Из жизни или просто придумывается? Сколько уходит на написание сценария? Где берутся актеры? Платятся ли им гонорары или они снимаются по велению души?

- В зависимости от того, какая стоит задача, нужно ли мне написать фильм на какую-то конкретную тему или можно рассказать хоть о чем. Моя формула очень проста – если мне нужно придумать фильм про …, то я его придумаю. Самое главное нужно знать о чем пишешь. Если знаний не достаточно, то нужно восполнить пробел. Почитать книги, найти в интернете, пообщаться с людьми. Сценарии всегда пишутся быстро. Если не можешь написать – значит идея плохая. Актеров ищем среди знакомых. Подбираем фото в соцсетях, созваниваемся, если человек увлекается нашей идеей, то работаем с ним. Актеры, да и мы сами денег не получаем. Это чистое творчество на энтузиазме. А энтузиастов не так много, поэтому очень часто работаем с теми, кто уже снимался у нас. С теми, кто уже стал своим, проверенным.

- Скажите честно, быть кинорежиссером в Чите сложно? Вряд ли на этом заработаешь много денег… Вы не подумывали стать столичным жителем, ведь теперь, благодаря кинофестивалю, у Вас наверняка есть множество полезных связей в нужных московских кругах?

- Быть режиссером в Чите – невозможно. Это не приносит никаких денег. Ты только сам тратишься на фильмы)). Я зарабатываю тем, что пишу сценарии. Корпоративные сценарии, КВН, выпускные и т.д. Фактически – я безработный. Жена очень хочет уехать, и уговаривает меня. И я прекрасно понимаю, что работы и возможностей в Москве гораздо больше. И там днем с огнем ищут авторов. Но здесь мой дом.

- Кстати, о кинофестивале. С его появлением, что изменилось в Вашей лично профессиональной жизни и в жизни читинского кинематографа, если таковой существует вообще?

Для жителей Читы - появилась возможность смотреть кино, которое большинство зрителей никогда бы не посмотрело. А это, кстати, каждый год очень качественное и хорошее кино. Для меня лично ничего существенного не изменилось с приходом кинофестиваля. Единственное и важное, что сейчас вспомнилось – в прошлом году на кинофестивале, после гала-концерта закрытия, я шел пешком от дома до ресторана «Забайкалье» на праздничный банкет. Мы несколько дней назад закончили съемки фильма «Стук», я потратил на него все свои деньги и фильм победил тогда в зрительском голосовании. И я шел пешком, потому что не было денег даже на проезд. И все дни проводил на съемках, домой приходил только, чтоб поспать и не следил за холодильником, а там закончились все продукты. И вот я шел на банкет и думал – ну как раз там, на банкете, поем. Шел без рубля в кармане, но при этом на душе было ощущение абсолютной свободы. Я занимаюсь, чем хочу. Я занимаюсь творчеством и меня слышат. Что еще нужно для счастья? Те эмоции я, наверное, запомню на всю жизнь.

- Чем Вы сейчас занимаетесь, что снимаете? И вообще – какие планы и как будете жить дальше?))

- Сейчас наша студия в мегаполисе «Cinemagroup» готовит два короткометражных фильма на кинофестиваль. Мы с Ромой тоже снимали свой короткометражный фильм, но не смогли доснять по некоторым причинам. Идей много и желаний тоже. Это, конечно же, полнометражный фильм. Сейчас еще помогаю ребятам из Улан-Удэ продвигать в Чите свой фильм «Решала-2». Это криминальная драма, выйдет в прокат 18 июня. Еще КВН, ОМОГ групп и… летом у меня свадьба!

БЛИЦ-ОПРОС

Любимая книга – «Очарованный странник» Лесков

Любимый актер – Кевин Спейси. Но вообще их много.

Любимый фильм – Корейский «Олдбой», 2003.

Любимый режиссер – Джеймс Кэмерон, Фрэнсис Форд Коппола, Стивен Спилберг, Квентин Тарантино, Уэс Андерсон и др.

Любимое блюдо – вьетнамский салат и буузы.

Напиток – очень люблю воду.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"