Лидеры Забайкальского края тщетно ищут его уже два года. Но не призрачно ли оно?
Принятый федеральный Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» состоялся, как известно, без учёта интересов Байкальского региона, в том числе Забайкальского края. Но депутаты и руководители края решили не сдаваться.
Решили кашу не размазывать
Вообще-то вся эта изнурительная борьба наших региональных руководителей за включение Забайкальского края в этот закон напоминает битву, когда одна сторона выдвигает к исходному рубежу свои полки (аргументы), а другая и знать не знает обо всех этих маневрах. Ещё в апреле прошлого года включение Константина Ильковского в комиссию по подготовке проекта этого закона выдавалось как большая победа, а в Министерстве по развитию Дальнего Востока в то же время делали удивлённые глаза и говорили: нам ничего про Байкальский регион не известно, да и зачем размазывать кашу по тарелке, у нас есть конкретные проекты по ТОРам в крае, денег в обрез, и рассчитывать на большее нерационально.
У нашего губернатора было другое мнение, которое он озвучивал не раз.
- Государство придумало новый механизм развития — это территории опережающего развития. И сегодня есть два системных подхода — либо это Дальний Восток и только туда будет распространятся этот механизм, либо это вся Россия. Но нельзя забывать, что в государственной программе развития нет Дальнего Востока, есть Дальний Восток и Байкальский регион. Это Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край.
Заместитель председателя краевого Заксобрания Сергей Михайлов согласился с таким подходом и добавил, что Забайкальский край в программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона нельзя финансировать по остаточному принципу: «На мой взгляд, конечно, замечательно, что создано Министерство по развитию Дальнего Востока, но не хватает в этой формулировке Байкальского региона. Чтобы всё-таки они не чувствовали себя в этой программе пасынками, а были полноправными партнёрами».
Тогда, помнится, в коллекции предложений по данному вопросу появилась ещё одна рекомендация. Она состояла в том, что правительству было предложено дополнить Перечень приоритетных проектов в Дальневосточном федеральном округе, уже утверждённый председателем правительства, В нашем крае забрезжила надежда, стали говорить о включении в ТОРы некоторых объектов Краснокаменского и Каларского районов. Но все, конечно, ждали, что скажет по данному вопросу президент страны. И вот в своём Послании Федеральному собранию Владимир Путин дал кое-какие рекомендации. В частности, он предложил распространить режим ТОРов на новые проекты в тех моногородах страны, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная, и не ждать три года, как это сейчас предусмотрено законопроектом, а внести в него изменения и начать работу уже сейчас. И далее: «Конечно, ключевую роль ТОРы должны сыграть в подъеме Дальнего Востока. Мы объявили о масштабных планах развития этого региона, и эти планы, конечно, будут реализованы. Прошу Правительство проработать вопрос о докапитализации Фонда развития Дальнего Востока. На эти цели можно направить часть прироста федеральных налогов, который будет получен за счет открытия новых предприятий в регионе».
Конечно, видимо, это далеко не то, что хотели бы услышать руководители нашего края и других субъектов, входящих в Байкальский регион. Какие новые проекты в ряде моногородов (каких именно?) имеет в виду президент? Согласен ли он с тем, что закон о ТОРах надо распространить на весь Байкальский регион или он всё-таки имел в виду только Дальний Восток? Все эти вопросы висели в воздухе, пока совсем недавно был принят закон о ТОРах, в котором ни Забайкальскому краю, ни всему Байкальскому региону не нашлось места. Остаётся только догадываться – почему произошло так. Видимо, в федеральном центре всё-таки решили, что в условиях серьёзного дефицита бюджетных средств кашу по тарелке размазывать не стоит.
Забыли про овраги?
Сегодня, говоря о данном законе, и исполнительная власть, и депутаты Заксобрания видят выгоду только в одном – возможности получить от федерального центра немалые бюджетные деньги на реализацию проекта.
В частности, депутат коммунист Николай Мерзликин по случаю очередного обращения в Госдуму с нижайшей просьбой о включении всё же Забайкальского края в закон, что смысл такого шага именно в финансовой поддержке проектов и даже назвал один из них - рудник №6 в г.Краснокаменске. Ему вторила и председатель Заксобрания Наталья Жданова, которая тоже видит в ТОРах источник бюджетного потока из центра.
И только один голос - депутата Госдумы от Забайкальского края коммуниста Владимира Подзнякова – прозвучал по этому случаю диссонансом.
- Закон по ТОРам только что принят, он начал развиваться, и мы тоже были немного очарованы этими территориями опережающего развития, - сказал он. - А, оказывается, «хорошо было на бумаге, но забыли про овраги», и под хорошим, благополучным названием «территории опережающего развития», пошло – ну, не столь позитивное, не столь правильное.
Что имел в виду депутат Поздняков под «оврагами» и «не столь правильным» - он не уточнил. Обращает на себя внимание, что даже два коммуниста-депутата разных уровней власти разошлись во мнении, что бывает в этой партии не часто.
И вот тут, очевидно, надо заглянуть в сам закон с целью увидеть его в комплексе, а не только как источнику некоего золотого дождя для тех, кто в него попадёт. Он, как выясняется, не так прост и таит в себе некие подводные камни, которые, возможно, и имел в виду депутат Поздняков.
С одной стороны, на ТОРах будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, который заключается в особом режиме землепользования, установлении льготных ставок арендной платы, налоговых льготах и льготах по страховым платежам, особом режиме государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля, льготного подключения к объектам объектов инфраструктуры, предоставление государственных услуг, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и др. меры. По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит обеспечить резидентам ТОР лучшие (конкурентоспособные) условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
С другой стороны, уже сегодня набирает силу протестное движение, участники которого видят в новом законе нарушение конституционных норм страны. По их мнению, на территории России создаются анклавы, наделенные правами субъектов РФ, которые не только выводятся из-под действия законов Российской Федерации, но могут быть переданы под управление иностранных субъектов. Под видом ТОРов фактически формируются новые субъекты РФ, что противоречит ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования нового субъекта Федерации».
Кроме того, они считают, что нарушаются границы субъектов Федерации, которые могут быть изменены только с взаимного согласия субъектов через волеизъявление граждан этих субъектов. Усмотрели в нём
возможность произвольного захвата территорий ныне существующих субъектов Федерации решениями руководства ТОРов и распространение на них особого порядка управления, не предусмотренного Конституцией РФ. В законе, как они указывают, произвольно вводятся гражданские права для неграждан-гастарбайтеров, что нарушает Конституцию и др. нарушения.
Нельзя, очевидно, не учесть и то, что в условиях дешевеющей нефти, падения курса рубля, санкций западных стран и остродефицитного федерального бюджета освобождать субъекты от ряда налогов в федеральный центр и направлять их на ТОРы – идея сомнительная.
Есть и некоторые детали данного законопроекта, которые, касаются социальных вопросов. На некоторые «подводные камни» уже сегодня обращают внимание профсоюзы РФ. В частности, секретарь Федерации Независимых Профсоюзов РФ, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства ФНПР Олег Соколов говорит:
- Закон о ТОРах фактически отменяет действие всех государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях (в нашем крае такие районы есть – авт.). Отменяются не только районные коэффициенты и районные надбавки к заработной плате, но и дополнительные оплачиваемые отпуска, гарантии при увольнении и другие права. Учитывая, продолжает Олег Соколов, что в этой же статье содержится норма, разрешающая работодателям в ТОРах привлекать на работу иностранных мигрантов без каких-либо ограничений, чётко видно, какое опережающее развитие готовит для Дальнего Востока «родное» министерство. Снятие ограничений на привлечение иностранной рабочей силы с одновременной отменой северных гарантий и компенсаций, ведущее к существенному занижению заработной платы работников, приведёт к заселению регионов Дальнего Востока выходцами из Юго-Восточной Азии и возможному вытеснению из данных регионов наших граждан. Причём, как следует из названия закона, эту практику предполагается распространить и на другие «отдельные территории Российской Федерации».
В общем, вопросы есть. И становится понятным некий скептицизм депутата Госдумы Владимира Позднякова, который вплотную занимался работой над этим законом. Может быть, впрямь оно и к лучшему, что Забайкальский край не включён в этот закон? Подождём, понаблюдаем, а потом и поправку в него попросим.
Владимир Тихомиров