100-летний ветеран из Читы застал две мировые войны
Когда я собиралась на встречу с ветераном Петром Филипповичем Елисеевым, предварительно созвонилась с его старшей дочерью Валентиной Петровной. «Он будет вас очень ждать, как всегда при параде», - сказала она. «Что вы, может не нужно так его утруждать, наряжать», - попыталась возразить я. «Нет-нет, он сам настоит на том, чтобы надеть парадный пиджак с медалями. Он такой…», - ответила мне Валентина Петровна.
При царе рожденный
Петр Филиппович действительно ждал меня при параде. Когда я представлялась, даже галантно привстал, пожал руку. Родные до сих пор хранят свидетельство о рождении отца, правда, выдано оно было в 1939 году, ведь в те времена, когда он родился, факт рождения детей записывали в церковно-приходских книгах. В метрике у Петра Филипповича записано: родился 16 января 1915 года (еще в царской России!), в Самарской губернии Съезженской волости, в семье крестьянина-середняка. В те лихие десятилетия страну трясло: сначала Первая мировая война, потом Революция, Гражданская… Голод, нищета, народные волнения…
Кроме Петра в семье было еще четверо ребятишек. Отец Елисеев Филипп Гаврилович и мать Елисеева Пелагея Давыдовна занимались сельским хозяйством, их село было расположено между двух рек – Самара и Съезжая, кругом – поля льна и конопли, из которых местные крестьяне ткали и шили себе одежду. В 1929-ом году, окончив семилетку, подросток Петя пошел на работу, а через два года, как только стукнуло 16 лет, рванул в Среднюю Азию на заработки. В Ташкенте он поступил в авиационную мастерскую, где проучился 7 лет. Не забывал и работать: пахал землю на быках, сажал арбузы. Там же Петр окончил курсы электромонтеров, работал по специальности на военном складе. Пришло время отдать долг Родине – Петра Елисеева призвали на срочную службу в армию. Служил в Казахстане, более трех лет охранял границы тогда еще большой страны СССР. Хотел остаться в армии, но не хватило образования. Пришлось возвращаться домой. Однако не держал его дом – впереди большая жизнь, молодость. Покатался Петр Филиппович по стране – Мурманск, Камчатка, Хабаровск. Именно там в июне 1941 года его застигло известие о нападении Германии на СССР. Все пребывающие в запасе обязаны были встать в строй с оружием в руках. Не стал исключением и Петр Елисеев – это был его второй призыв в армию. После курсов подготовки всех новобранцев усадили в вагоны и повезли на запад. Впереди война.
До Китая пешком
Однако поездка на фронт для Елисеева закончилась в Чите, где были отцеплены несколько вагонов. Его в числе еще нескольких десятков солдат направили в Даурию, ближе к границе с Китаем. Советские войска уже гнали немцев в сторону Европы, а на востоке страны сгущались тучи - Япония была готова напасть на Советский Союз в любой момент.
В 1944 году Петр Елисеева направили в Читу, в Каштак, на трехмесячные лейтенантские курсы. Молодой офицер расположился на постое у одной женщины, и именно она познакомила его с молодой учительницей начальных классов Клавдией Митрофановной. Она приехала в Читу к своим родителям в 1943 году из военного Воронежа. Долго ходить вокруг да около не было времени, молодые сразу поженились.
А в августе 1945 года СССР объявил войну Японии. Петр Филиппович вместе со своим 909 батальоном связи отправился сначала в Даурию, потом в Отпор (раньше так назывался Забайкальск), а оттуда - в Китай. Шли пешком, не было транспорта, лошадей, да и по тем пустыням, которыми они шли, мог пройти, наверное, только русский солдат.
- Было страшно, конечно, - говорит ветеран. - Мы подходили очень близко к передовым частям японцев, видели их доты, а внутри них - прикованных цепями японских солдат, чтоб от страху дёру не дали. Так мы до самого Хайлара добрели…
Считается, что основные боевые действия велись 12 дней, по 20 августа. Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года. Однако отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 10 сентября. Миллионная Квантунская армия была полностью разгромлена. По советским данным, безвозвратные потери Советской армии составили 12 тыс. человек.
Петру Филипповичу Елисееву, обеспечивавшему фронт устойчивой связью, повезло – встретил победу без ранений. С чужбины возвращались кто как мог, одни по-прежнему пешком, другие на раздобытых лошадях.
- Мама рассказывала, что отец приехал с фронта верхом на лошади с чемоданчиком, в котором вез ей отрезы китайских тканей и готовые платья. Я очень хорошо помню эти платья, мама долго в них ходила, - вспоминает дочь ветерана Валентина Петровна, почти 50 лет отработавшая у школьной доски. Она, как и многие в их семье, пошла по стопам матери и стала педагогом.
Ген долгожителя
В мирное время Петр Филиппович не оставил связь, отработав более 30 лет и пройдя путь от простого монтера до начальника технического участка. В городе ему в буквальном смысле каждый столб знаком. Несмотря на то, что на официальную пенсию его отправили в 1975 году, Петр Филиппович продолжал трудиться до 82 лет! В последние годы работал вахтером в училище культуры, обладает прекрасной памятью, до сих пор помнит фамилии многих сослуживцев и командиров.
С супругой они прожили 58 лет, воспитали семерых детей – четверых дочерей и троих сыновей. Все они вышли в люди, получили образование, обзавелись своими семьями.
- Папа очень работящий в молодости был, не пил, не курил, - рассказывает самая младшая дочь ветерана Надежда Петровна. – Мы только помним, что он всегда был на работе. Был очень прямолинейным, строгим, но справедливым, мы до сих пор его побаиваемся, хотя сами уже многие прабабки. Мама, конечно, занималась нашим воспитанием. В 2002 году ее не стало…
Сегодня у Петра Филипповича 11 внуков, 18 правнуков и 5 праправнуков, старшему из которых шесть лет, а младшему всего 2 месяца. В его семье заложен ген долгожителей – почти все его родные живут как минимум до 90 лет. Вот и Перт Филиппович в свои 100 лет держится бодряком. Дочери говорят буквально до прошлого года регулярно по четвергам посещал баню на Баргузинской, там у него даже отдельная кабинка была. Он до сих пор свободно поднимается на четвертый этаж, где живет у одной из своих дочерей, до недавнего времени сам ходил в магазин, в парикмахерскую.
- Он вообще очень самостоятельный. Никогда не позволял нам его опекать, даже по квартире, которую от президента давали, сам по инстанциям ходил хлопотал. Здоровье для его лет у него неплохое, да он и в молодости на него не жаловался – ни разу на больничном-то не был, - рассказывают дочери.
А в 95 летнем возрасте, на празднование 65-ой годовщины Великой Победы, Петр Филиппович летал на родину – в Самарскую область. Родни там много, братья-сестры, конечно, уже умерли, но племянники с семьями встретили ветерана честь по чести. Многие из них в январе этого года нанесли ответный визит – когда Петр Филиппович праздновал свой вековой юбилей. Тогда ветерана поздравляли очень громко – в гости пришел мэр Читы, другие чиновники, пресса…
- Отмечали мы это событие в кафе, - рассказывает Валентина Петровна, - так папа до двух часов ночи с нами просидел, даже плясал несколько раз!
- Да я хоть сейчас бы в пляс, - вторит ей отец, - да вот ноги стали подводить – суставы болят. Я этими ногами сколько земли-то за сто лет стоптал… А ты, доча, в газете своей так и пропиши, что, мол, я мужик крепкий, еще ого-го какой! Вот не ноги бы…
… Провожая меня, Петр Филиппович снова поднялся, крепко пожал руку и сказал «Спасибо, что вы про нас не забываете». А ведь сегодня единственное, что мы можем сделать для ныне живущих ветеранов – всегда помнить, какой ценой им достался мир.