Любит русский человек выпить водочки да с закусочкой, с огурчиками-грибочками, да еще и в хорошей компании. Только вот нет у многих осознания того, сколько бед может принести алкоголь. Если бы такое понимание было, то спрос бы на алкогольный продукт упал, «вино-водочные» бы обанкротились, а предприниматели вместо них открывали бы «лимонадочные». Но - есть спрос, будет и предложение. Что только не делает государство: ограничение по времени продажи, штрафы за распитие в общественных местах – все нипочем! Пили и пить будут! А значит – продавали, и будут продавать. При этом часто – незаконно.
О новостях с фронта борьбы с алкоголизацией мы побеседовали с заместителем руководителя Региональной службы по тарифам (РСТ) Дмитрием Шлидтом, сотрудники которого при проверке читинского магазина «Айпара» на законность продажи алкоголя попали в очень неожиданную ситуацию.
«Айпарам» закон не писан…
Фортуна в истории с магазином «Айпара» с самого начала была не на стороне бизнесмена: торговая точка открыто называет себя «магазином» и продает спиртные напитки круглосуточно. Интересно, что слово «Айпара» с казахского означает «Луноподобная», а при более развернутом переводе это, видимо, звучит так: «и при Луне алкоголь купить можно, несмотря на то, что нельзя». Дмитрий Шлидт в начале беседы напомнил, почему нельзя:
- Мы осуществляем проверки лицензиатов. С разной периодичностью проводим в вечернее время мониторинг соблюдения требований проверки 616-го закона Забайкальского края, в том числе ограничение розничной продажи по времени с 20:00 до 11:00 по местному времени.
Инцидент с сотрудниками РСТ произошел как раз вечером – в районе 20-ти часов 29 сентября. Владелец торговой точки запер проверяющих на часок в магазине. Выйти «заложникам» удалось лишь после приезда полиции. На предпринимателя затем завели уголовное дело и взяли под стражу на два месяца, чтобы не убежал. Как оказалось, бизнесмен не имел постоянного места жительства и уже не раз привлекался к ответственности. Сейчас следствие продолжается. На просьбу прокомментировать данную ситуацию Дмитрий Шлидт ответил:
- По вопросу данного инцидента воздержусь от комментариев. Потому что сейчас ведется следствие, и в его интересах не следует что-либо разглашать. Скажу лишь, что это было в практике нашей службы впервые. И это наказуемо по статье Уголовного Кодекса.
Случай с «Айпарой» может послужить хорошей основой для размышлений на тему действенности принимаемых антиалкогольных законов. Ведь торговать «веселым снадобьем» вечером и ночью по закону запрещено, но бизнесмены умудряются это делать, порой превращая свои торговые точки в «магазины-бары». В Забайкальском крае существуют нормы, позволяющие отличить магазин от бара.
- Здесь мы руководствуемся нашим региональным законодательством. Есть ограничение: организации, которые занимаются продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должны иметь минимум 8 столов и 32 посадочных места. Это обязательные требования. Поэтому хочется обратиться к гражданам: если вы видите объекты общественного питания, нарушающие эти требования, то обращайтесь к нам или в полицию. Тем же самым законом у нас в крае ограничена продажа алкоголя на вынос в вечернее время, то есть продажа алкогольной продукции для употребления ее за пределами организации общественного питания. За такое нарушение предусмотрен штраф от 50 до 100 тысяч рублей для предприятий, - рассказал замруководителя РСТ.
Из этого следует, что если человек купил после 8-ми часов вечера в кафе или в баре алкоголь, он должен употреблять его в этом же заведении. Если же покупатель выйдет с бутылкой за пределы бара, то организация-продавец становится нарушителем.
- Да, в данном случае нарушитель – тот, кто продал. Мы гражданина не привлекаем к ответственности, такие нормы не предусмотрены законодательством. Продавцы здесь пытаются выйти из положения различными способами, в том числе, перекладывая всю ответственность на покупателя.
Две тысячи «оазисов» на забайкальской земле…
С хозяином «Айпары» сотрудники РСТ встречались и в прошлом году. Тогда дело дошло до штрафа и временной приостановки лицензии. Этот магазин, конечно же, не единственный в регионе, который подвергается постоянным проверкам. Служба по тарифам в 2015 году провела 50 проверок лицензиатов, причем из них 18 – внеплановых, то есть по заявлениям граждан.
- Конечно, в данном случае надо обращаться и к самим гражданам, чтобы они были более ответственными, чтобы была активная гражданская позиция. То есть, если вы видите, что нарушается закон – обращайтесь с заявлением, и мы будем реагировать. Дело в том, что есть закон о проверках юридических лиц, по которому мы просто так выехать не можем. Для этого должно быть основание. Основанием в данном случае является обращение гражданина. Обращения могут быть и в письменном виде, или через наш официальный сайт, через интернет-приемную, можно обратиться и в полицию. Отмечу, что на анонимные сообщения у нас закон оставляет возможность не реагировать. Поэтому мы всегда просим, чтобы граждане указывали свой обратный адрес, чтобы мы могли с ними связаться. Это необходимо для того, чтобы можно было какие-то данные уточнить, а после – направить ответ гражданину о результатах проверки, - говорит Шлидт.
Всего же в этом году было выявлено 37 нарушений лицензионных требований при продаже алкогольной продукции в Забайкальском крае. Приостановлено действие трех лицензий.
- Это торговые точки, находящиеся в Чите. Сейчас дела на них находятся в суде. Решается вопрос аннулирования лицензий на продажу алкоголя. Лицензии выдаем мы, а по закону отозвать их может только суд и Росалкогольрегулирование. А тем организациям, на которые составлены административные протоколы, естественно, выписаны штрафы.
В Забайкальском крае с населением в миллион человек работает 2 146 точек продажи алкоголя. При не сложном подсчете получается, что одна торговая точка с алкогольной продукцией приходится примерно на 500 забайкальцев.
- О том, сколько из этих торговых объектов нарушают закон, конечно, судить сложно. В нашей практике мы сталкиваемся с тем, что индивидуальные предприниматели продают алкогольную продукцию, хотя лицензия на продажу алкоголя может быть выдана только организациям, то есть это должно быть обязательно юридическое лицо. Индивидуальные предприниматели могут осуществлять только продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, тем не менее, подобные нарушения у нас нередки, - добавил наш собеседник.
Алкоголизация нации ведет к деградации
Вряд ли кто-то станет оспаривать эту фразу. Ведь это действительно так. Не зря же борьба с алкоголизацией ведется на государственном уровне. Так, одна из последних инициатив депутатов Госдумы РФ – продавать алкоголь гражданам не с 18-ти, а с 21-го года. Но будет ли эта возможная мера действенна? Дмитрий Шлидт поделился своим мнением на этот счет.
- Проверку возраста осуществляет сам продавец, поэтому исполнение этой инициативы депутатов будет зависеть от продавца. Я часто наблюдаю в супермаркетах, что продавцы спрашивают у молодых людей паспорт для проверки возраста, причем я, стоя в очереди, никак не обозначаю, что являюсь сотрудником контролирующего органа. Полномочия нашего органа власти позволяют фиксировать нарушения подобного типа, и административную ответственность при продаже алкогольной продукции несовершеннолетним несут не только магазины, но и непосредственно продавцы. Размер штрафа за данное нарушение для юридического лица – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, а для должностных лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
Кроме идеи повышения возраста, с которого можно «пить», существуют и другие предложения. В Москве, например, хотят сделать пятницу «днем трезвости» - запретить продажу алкоголя в этот день недели. Но лично мне кажется, что «пьянствовать» россияне станут меньше лишь при введении «внутреннего» запрета, действие которого не проконтролируешь извне. Иными словами – запрета самому себе на злоупотребление алкоголем.