Проблема «золотой молодёжи» становится нездоровым раздражителем для остальных молодых людей. И не только.
Недавнее нашумевшее происшествие с 18-летним оболтусом, протаранившим на своём сверхдорогом Ferrari (подаренном ему богатым папой) в центре Москвы две машины, а потом благополучно избежавшем наказания, заставляет ещё раз задуматься над тем, как и почему у нас появилась каста «золотой молодёжи». И что с этим делать?
Семья – ячейка капитала
Что с этим явлением делать – вопрос, конечно, риторический. Поделать в настоящее время ничего нельзя, поскольку «золотая молодёжь» с её особым менталитетом, чувством исключительности и вседозволенности появилась не сама по себе, а вышла из властных структур самого государства. И представители власти, которые являются для всего народа как бы совестью нации, выступают от имени государства с нравоучительными речами – никогда не откажутся от возможности использовать своё положение и устроить в жизни своих чад на первые роли тоже.
В этой связи вспоминается, как некоторое время назад депутаты Заксобрания нашего края, движимые благими намерениями, поддержали своих коллег в Госдуме, желающих ограничить семейственность в органах госвласти. Там, на федеральном уровне, семейственность стала неотъемлемой частью жизни чиновников и депутатов. В той же Госдуме у папы Жириновского в его фракции есть сыночек в роли заместителя, у Геннадия Гудкова во фракции эсеров остался сын, есть супруги Воробьёвы и т.д.
Однако предложения по борьбе с семейственностью на самом верху – у Президента РФ и в правительстве – поддержки не нашли. А значит, не получили они большинство и в парламенте – «партия власти», у которой в Госдуме контрольный пакет голосов, ничего самостоятельно, без одобрения первых лиц в государстве, не делает. А раз так, то и в регионах не нужно ждать подобных перемен: здесь копируют то, что видят на федеральном уровне. И если нашу краевую администрацию долго небезосновательно при прежнем губернаторе в народе называли «компания «Дочки и сыночки», то именно по этой причине. Сейчас же, при нынешнем губернаторе, семейственности там меньше, зато значительно больше землячества.
Сегодня в нашей стране ни для кого не секрет, что «золотая молодежь» учится в престижных вузах России или за рубежом и, получив высшее образование, не напрягается по поводу трудоустройства. Назначения детей чиновников на руководящие должности давно стали нормой. Высокопоставленные папочки и мамочки стараются пристроить своих отпрысков на ключевые посты в государственных корпорациях или во властных структурах. Примеров тому множество. Сын спикера верхней палаты Валентины Матвиенко Сергей возглавил компанию «ВТБ-Капитал». Сергей Иванов, сын главы администрации Президента РФ, выпускник МГИМО, занимает пост вице-президента Газпромбанка. Его старший брат, 28-летний Александр Иванов, работает на высокой должности во Внешэкономбанке. Сын шефа внешней разведки, бывшего премьера Михаила Фрадкова направлен в ВЭБ. Старший сын Михаила Фрадкова Петр возглавляет департамент Внешэкономбанка. Сын руководителя Росатома Сергея Кириенко, стал председателем совета директоров нижегородского Саровбизнесбанка, поглотившего банк «Гарантия», который создал и ранее возглавлял Кириенко-старший.
У Олега Кожемяко, ныне и.о. главы Сахалинской области, сын Никита в 22 года успел и МГУ закончить, и стать совладельцем нескольких предприятий на Дальнем Востоке. Среди них звероводческое хозяйство, водочная компания и т.д. Ещё раньше он стал членом совета директоров одной из крупнейших рыбопромышленных компаний, которой владел его отец. Кроме того, он выкупил у итальянского ресторатора кафе и ресторан в центре Владивостока, открыл ночной клуб «Особняк»…
Подобный список можно продолжать до бесконечности. Двадцатилетние главы крупных фирм и банков, кому повезло быть сыновьями и дочками высокопоставленных родителей – явление нашего времени. И это наводит на мысль, что семейственность сегодня объективно стала серьёзнейшим мотивом деятельности высшего чиновничества и способом увеличения семейного капитала.
Подтверждает эту мысль и роль жён в крупных чиновничьих семейных кланах. Жёны госслужащих легально играют роль «фигового листка» фантастических доходов своей сильной половины. Мужья оформили на них свой бизнес и крупные пакеты акций – и теперь не они, а их кроткие жёны-домохозяйки «зарабатывают» сотни миллионов и даже миллиарды рублей в год. Например, супруга бывшего депутата Госдумы, а ныне губернатора Тульской области Владимира Груздева Ольга в год приносит в семью доход 1,7-1,8 млрд рублей. Заработанных непосильным трудом.
Неужели жена бывшего губернатора Приморского края, ныне зам. министра регионального развития Сергея Дарькина артистка Лариса Белоброва и впрямь за год заработала 824,7 миллиона рублей, а сам он задекларировал скромные 2,5 миллиона? И так у многих. Конечно, жёны – это ширма. Бизнес ведут сами чиновники и депутаты. А это, как известно, требует и сил, и здоровья, и времени. Что же остаётся на выполнение наказов избирателей?
Что касается их заграничной собственности, владения за рубежом крупными участками земли, денежными счетами, то это обычное дело и среди депутатов, и среди чиновников. Ну, а избранники нашего краевого ЗС принимают подобные акты, с которого мы начали эти заметки, конечно же, в популистских целях. При этом они говорят в общем-то правильные слова: дескать, законопроект преследует цель формирования национально ориентированной элиты. Только сдаётся, что краевые депутаты не могут не знать, как обстоит дело с нашей национальной элитой. Конечно же, никогда она, как и наши высшие региональные руководители, не откажутся от возможности надёжно устроить в жизни своих дочек и сыночков на хлебные места, а также от заграничной собственности и счетов в иностранных банках, как ты её не ломай. Скорее всего, она, национальная элита, сама сломает, кого хочешь.
Семь этажей над уровнем жизни
Могут ли представители власти с высоты сказочного богатства увидеть проблемы народа? Этот вопрос возникает каждый раз, когда в прессу попадают сведения о немыслимых для простого человека доходах чиновников и депутатов – то есть в простонародье «слуг народа». Ну вот, например, могут ли депутаты Госдумы РФ Григорий Аникеев и Михаил Слипенчук с годовыми доходами соответственно более 1,7 и 1,3 миллиарда рублей быть всерьёз обеспокоенными проблемой доступности ипотечных кредитов? Сколько квартир без всяких кредитов могут они играючи приобрести для себя и своих детей только на годовой доход! Будут ли они не понарошку, не на публику, а всерьёз, тратя силы и здоровье, отстаивать приемлемую ставку кредита, бороться с инфляцией и бедностью населения? Мне почему-то кажется, что нет – не будут.
Судя по списку 100 самых богатых семей российских чиновников и депутатов, составленному серьёзным изданием, наш чиновничий и депутатский корпус на самом верху представлен почти сплошь де-факто бизнесменами, хотя де-юре они себя позиционируют исключительно политиками и народными представителями. Но тогда откуда такие баснословные доходы? Но и это не самое страшное. Опасно то, что наши миллиардеры и мультимиллионеры, конечно, сидя во власти, соблюдают собственную выгоду и лоббируют нужные им, а не их избирателям законы. Вот лишь один пример из очень многих. Мы знаем, какие масштабы приняла у нас в стране коррупция. Генпрокурор Чайка на заседании Госдумы откровенно сказал, что 50% российского бюджета разворовывается. Даже если он преувеличил, всё равно масштабы воровства народных денег просто потрясают. А что же депутаты? Да, они ратифицировали конвенцию ООН по борьбе с коррупцией, но… без 20-й статьи. А в ней как раз содержится понятие «незаконное обогащение» и предусмотрена уголовная ответственность, включая конфискацию имущества. И не только у самого коррупционера, но и у его ближайших родственников. И вот 15 лет эта статья в Госдуме не утверждается. Оттого и прячут думцы и чиновники, как выразился один публицист, «бабки в лифчики жёнам». Даже если сам попадётся, у жены-то деньги и имущество не конфискуют.
Ну, а безнаказанность многих чиновников, крадущих государственные деньги, как показывает практика, порождает и у их чад чувство вседозволенности. Потому многие из них и ведут себя – хоть за рулём автомобиля, хоть в общественных местах или в делах бизнеса, как тот папин сынок на дорогом автомобиле, а его охранники готовы давить машиной полицейских, чтобы увести нарушителя от наказания.
Традиции миллионеров многих западных стран побуждать своих чад с юных лет зарабатывать деньги самим – у нас не приживаются. Почему? Мне кажется потому, что у нас нет настоящих династий богатых фамилий типа Саввы Морозова или Павла Третьякова, которые были до революции 1917 года. Нашим чиновникам и олигархам богатство досталось в одночасье, незаслуженно, в силу дикого передела собственности. Поэтому они считают, что и их дети должны получить богатство с юных лет также легко. И их дети считают себя «золотой молодёжью» как бы по наследству. Но кто знает обычную молодёжь не понаслышке, а ближе (автор этих строк в силу служебного положения относится к ним), тот убеждается, как пагубно на молодую психику влияет само наличие избранной молодёжи в нашей стране. И нередко всё это порождает негативные последствия.
Владимир Тихомиров