Небо – это романтика и опасность. Тот, кто хоть раз летал на параплане или прыгал с парашютом, расскажет как это «круто» и захватывающе. Для некоторых небо – настоящий «энергетик». Смельчаки совершают тысячи прыжков, летают на самых разнообразных летательных аппаратах, причем, много собирают эти аппараты самостоятельно. И в Чите есть такие энтузиасты, для которых небо – жизнь, а конструирование – любимое хобби. Так, 20 октября этого года в воздух поднялся уникальный 53-летний самолет, отреставрированный читинскими авиаторами. Возрожденный из пепла подобно фениксу, он приобрел вид гордого Яка или могучего лося. Самолет получил название «СохАч-12». Об его втором рождении «Забмедиа» рассказал легендарный читинский авиатор Леонид Кулеш, в числе своих сотоварищей приложивший руку к самолетостроению.
Старый конь борозды не испортит…
Самолет, который восстановили читинские покорители неба, имеет уже внушительный возраст – ему 53 года. Однако Леонид Кулеш отмечает, что возраст в авиации не главное.
- Самолет, который мы восстановили, не такой уж и древний, он 1962 года выпуска. Произведен не в СССР, а в Польше. Модель называется «Gawron» PZL-101 (Ворон). Это слегка модифицированный поляками Як-12. У него изменена стреловидность крыльев и форма хвостового оперения. В прошлом это был санитарный самолет. Привезен в Россию из Белоруссии зимой 2013 года. Его теперешний владелец - Геннадий Сохач, - рассказывает авиатор. - Видите ли, есть такая поговорка в авиации: «старых самолетов не бывает». Все зависит от их обслуживания и правильной эксплуатации. Если самолет не бить об землю, то об воздух он не портится. А на земле беда для самолета - это некачественное хранение. С его последствиями нам и пришлось бороться. Так что ремонт или восстановление самолета - совершенно обычное дело для авиаторов.
В Европе или Америке восстановление самолетов – излюбленное дело заправских любителей неба. Там летают машины, созданные еще на рубеже появления авиации, а также боевые истребители и бомбардировщики первой и второй мировых войн. По словам нашего собеседника, таких самолетов там сотни, и главная их ценность в том, что они не экспонаты музеев, а летают по небу.
- В России всего два летающих самолета времен второй мировой войны, и это печально мало. Это отражает в целом отношение к авиации. Такое, что самолеты предпочитали уничтожить, а не продать или передать в частные руки авиаторов. Тема восстановления не сказать, чтобы неповторима, но некоторую ценность имеет и в масштабах страны, а для любителей авиации Забайкалья - тем более, хоть это и послевоенный экземпляр, - говорит Леонид.
Самолетов Як-12, подобных этому, в Читинском аэроклубе ДОСААФ, в 70-80 годах было восемь штук. Четыре всегда были готовы к полетам и летали. А еще четыре ремонтировались или находились на обслуживании. Они использовались для тренировок парашютистов и буксировки планеров. Однажды по приказу «сверху» их разобрали.
- Из фюзеляжей сделали фонарные столбы на аэродроме, а крылья закопали в землю трактором. Также уничтожили все имеющиеся планеры. Печальная история, прошедшая бульдозером по авиации по всей стране. Вместо них читинский клуб получил самолеты Як-52, и началась другая замечательная история - пилотажная.
Поэтому таких самолетов сохранилось немного по всей стране. Ближайший Як-12, по словам Леонида Кулеша, летает на острове Ольхон на Байкале.
От ушей и до хвоста
Работы по ремонту польского «санитарника» начались в 2013 году. Было много трудностей, однако, воздушному товариществу любые проблемы оказались по плечу.
- Сначала была удалена вся тканевая обшивка. Потом восстановлен и окрашен весь каркас. Заменено остекление. Затем он был заново обтянут современной синтетической тканью (полифайбер), применяемой для обтяжки самолетов. Вместе с этим был обновлен внутренний дизайн кабины пилотов. Этими работами занимался Игорь Михновец, - рассказывает Леонид Кулеш. - Силовая установка здесь - двигатель АИ-14Р, выпускавшийся в Советском Союзе. Нашелся новый в схронах предыдущего владельца. Также нашли новый пропеллер, лежавший у кого-то в запасниках. Дизайн покраски и цветовую гамму предложил я, согласно пожеланиям владельца. А покрашен самолет был в автомастерской.
Сложным моментом стали поиски оригинальной моторамы именно от данной модели самолета и именно для такого двигателя. Нашли редкую запчасть в столице нашей Родины.
- После долгих поисков моторама нашлась у кого-то в гараже, в Москве! Это большая удача, и цена тут уже была не важна, хотя она не маленькая. После того, как было найдено «недостающее звено», я приступил к окончательной сборке самолета, установке крыльев, хвостового оперения, двигателя, пропеллера, настройке управления и всех систем, а также первый запуск СУ (силовой установки).
Другие необходимые компоненты также доставались с большим трудом. Запчасти собирали по всему миру: ткань на обшивку привезли из США, радиостанцию - из Латвии, некоторые приборы - из Украины, заклепки - из Ростова.
Первый полет
20 октября 2015 года возрожденный самолет, который конструкторы-авиаторы прозвали «Сохатый», взял свою первую высоту.
- Для уверенности Геннадия Сохача я полетел с ним на испытаниях самолета в первый полет. И я, и Геннадий - пилоты со стажем. Я из сверхлегкой авиации, летал и летаю почти на всех ее типах - начинал на параплане, мотопараплане, дельтаплане, дельталете, мотогидродельтаплане, планере, а теперь летаю на самолете и вертолете. А Геннадий - в прошлом пилот большой, гражданской авиации, летавший командиром на самолетах Ан-24, Ан-26, и вторым пилотом на пассажирском Ту-154, - рассказывает Леонид Кулеш. - Подготовка к полету была начата намного раньше. В апреле этого года мы с Геннадием съездили в гости к белорусскому пилоту Юрию и научились летать на Як-12 на аэродроме в 130 км от Минска. Поэтому нам не пришлось искать по стране испытателя или пилота, летающего на таком самолете. Мы просто сели и полетели сами, зная, что ждать от него в воздухе.
Сейчас отреставрированный самолет полностью работоспособен и пригоден для полетов. Как и положено, он зарегистрирован в Росавиации, имеет необходимые бортовые номера и документы, а также числится в реестре воздушных судов легкой авиации России. По словам Леонида Кулеша, этот самолет из прошлого, хоть и уступает современным зарубежным моделям, но главное - это история, потому как в современной России и таких самолетов не производится.
- Владелец, который захотел стать обладателем именно такого самолета, прекрасно понимает и принимает его недостатки, как аэродинамические, так и конструкторские. Они касаются эргономики, повышенного расхода топлива, невысокой скорости полета и издержек содержания (к самолету нужно приложить труд механика, знающего как его обслуживать). Но такие действующие «экспонаты» обязательно должны жить, дабы история авиации страны была у людей перед глазами, а не на черно-белых фотографиях ветхих газет, бережно хранящихся в архивах. В будущем году, на авиапразднике, на аэродроме Каштак, он обязательно будет показан пришедшим зрителям и на выставке, и в полете.
Помимо всей технической работы, у читинских конструкторов были и эмоции, и обсуждения, и поиски запчастей. Маленькие результаты на каждом этапе сборки, сложившиеся в один главный - полет!