Муфтий Забайкальского края Ришат Сайдашев после посещения Чеченской республики в беседе с корреспондентом «Забмедиа» рассказал о новом облике Грозного, знаменитом кавказском гостеприимстве и рекрутерах запрещенной в России ИГИЛ, забирающих «только слабых духом» в ряды террористов.
- Ришат Рашидович, согласны ли вы с тем, что Грозный из некогда разрушенного войной города превратился в одну из самых узнаваемых туристических жемчужин России?
- Да, теперь я в этом полностью уверен. Поездка в Чечню была по приглашению муфтия республики Салаха-хаджи Межиева. Ощущения от поездки остались самые приятные. Мы посмотрели, насколько изменилась республика с послевоенных времен. Посетили главную мечеть республики – «Сердце Чечни». Несмотря на то, что это главная мечеть Грозного, для меня она удивительной не стала. В свое время я учился в Турции, где мечети строятся по такому же принципу. Наибольший интерес у меня вызвала мечеть имени Аймани Кадыровой в Аргуне. Этот дом Всевышнего находится в небольшом городке, примерно в 20 минутах езды от Грозного. Такого я не видел нигде. Друзья моих знакомых приехали за 50 км от Грозного к нам и по моей просьбе отвезли нас в эту мечеть ночью. В это время мечеть особенно красива. В ней необычный минарет, фасад здания меняет цвета. В здании есть шесть углов, в каждом из которых обучаются прихожане.
- Республиканские информагентства писали, что во время поездки вы встретились с муфтием Чечни Салахом-хаджи Межиевым. Он подарил Вам какой-то уникальный подарочный экземпляр Корана. Что это за книга?
- Да, этот Коран мне теперь особенно дорог. Его нельзя купить, можно только получить в дар. Это издание было напечатано по поручению главы Чеченской республики Рамзана Ахматовича Кадырова в память об его отце, первом президенте Чечни Ахмате-хаджи Кадырове. Мне было вдвойне приятно и почетно получить этот подарок из рук муфтия республики.
- А вы что-то подарили в ответ?
- Конечно. Мы привезли в Чечню одну из визитных карточек Забайкальского края – кедровые наборы. В них орехи, кедровое масло, мучка, шишки и другие продукты на основе кедра. Один из них мы передали главе республики.
- Лично?
- К сожалению, нет. Встречи с президентом Чечни у нас не получилось из-за его сильной загруженности. Как нам сказали, из-за проблем с Сирией его график стал плотнее, чем обычно.
- Кстати о войне в Сирии. Вы этой темы каким-то образом касались в Чечне? Какова позиция муфтиата по поводу противостояния?
- Там мы не поднимали сирийский вопрос. Это было не совсем уместно. А здесь – в Забайкалье – мы свою позицию озвучиваем ежедневно и еженедельно на пятничных проповедях. Молодые ребята, которые едут туда бороться, якобы, за халифат и строительство исламского государства, часто не понимают, что там действуют обычные террористы, которые ни к Исламу, ни к правоверным мусульманам не имеют отношения. Согласно Корану, человек, который совершает убийство, изначально совершает большой грех. А ведь от их рук гибнут не только противоборствующие силы, но и мирные люди, в числе которых есть и дети. К моему большому сожалению, некоторые молодые люди в России сегодня покупаются на уловки террористов. Тем не менее, практически все в нашей стране уже четко осознают, что эта война развязана не ради ислама, не ради мусульман, а ради финансовой выгоды. Сирия – это нефть. Террористы пытаются завладеть нефтяными промыслами.
- Но ведь запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ заявляет, что война – попытка построить страну на основе законов шариата?
- Их позиция изначально противоречива. Самое противоречивое в действиях ИГИЛ - то, что они разрушают старейшие мусульманские святыни. Это разве правильно? Как это может соотноситься с действиями людей, желающих построить исламское государство, мне непонятно. Эти факты ярко дают понять о том, что это за организация.
- А кто едет на службу в ИГИЛ из России?
- Хвала Всевышнему, что у нас – в Забайкалье – таких случаев, насколько мне известно, не было. В основном, туда едут слабохарактерные люди, которые попадают под влияние профессиональных психологов ИГИЛ. Большинство новобранцев террористической организации, приехавших из нашей страны, это люди, которые росли без отцов. А этому, в свою очередь, виной разводы, статистика которых в России не может порадовать. Мужчины порой не осознают ответственность, которая на них возложена. Из-за этого мы получаем проблемы.
- Среди мусульман, насколько мне известно, развод – это большая редкость. В чем секрет крепких семей?
- Когда в мусульманской семье возникает разлад, потенциально опасный для благополучия супругов, мы стараемся избавить людей от него. Муж вместе с женой приходит в мечеть, где священнослужитель помогает найти выход из ситуации с точки зрения Корана и Сунны. Они проводят беседу. Как правило, этой меры вполне достаточно, чтобы сохранить семью и дать ребенку возможность расти с матерью и отцом.
- Были ли вообще разводы среди мусульман в Забайкалье? И что Вы думаете про многоженство?
- За последние пять лет на моей памяти был единственный случай развода в мусульманском браке. У нас это не принято и порицается обществом. Да, в культуре ислама есть многоженство. Но и в этом случае есть условия, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Не может быть такого, что мужчина просто захотел и завел двух, трех или более жен. За это есть большой ответ перед Всевышним. В Коране говорится, что вы не сможете быть одинаково справедливыми по отношению ко всем своим женам. А одинаковое материальное и духовное обеспечение всех жен – одно из основных условий многоженства. Это касается и времени, которое мужчина проводит с ними, и подарков, и жилья, и даже продуктов. Все должно быть одинаковым у каждой.
- Но ведь по российским законам многоженство запрещено...
- Да, но официально в паспорте у человека указывается только одна жена. Остальные не указываются. А вообще, если подойти к этому вопросу с другой стороны, то в многоженстве есть и свои преимущества. Известно, что количество женщин в России значительно превышает количество мужчин. Многие девушки остаются без мужей, без детей. Многоженство помогает несколько снизить процент таких женщин, ведь мужчина способен подарить нескольким женам детей, заботу и достаток. Но вот, например у нас, у татар, нет такой культуры многоженства. Да и я это не очень приветствую.
- В западных регионах России общественных резонанс вызвал запрет на ношение никаба, закрывающего лицо. Но это же неотъемлемый атрибут правоверной мусульманки. Как быть?
- Вы не совсем правы. В Коране нигде не сказано, что женщина должна обязательно носить никаб. Да, есть определенные части тела, которые должны быть закрыты от посторонних глаз. Лицо к этим частям тела не относится. Читал в интернете недавно комментарий одного имама из Москвы. Он выложил фотографию, на которой была запечатлена женщина с закрытым лицом и в черной одежде, стоящая в метро. Даже он испугался - вдруг она взорвет это метро, не замыслила ли она теракт? А что говорить об остальных россиянах, которые не являются мусульманами...
- Зачем тогда девушки закрывают лица?
- Это традиционный предмет одежды для стран Средней Азии. Не могу сказать, зачем делать это у нас, в России, ведь ношение никаба не говорит о чистоте помыслов. Есть одна притча, которая это доказывает. Однажды к имаму села пришли люди, которые осудили мужчину за то, что его дочь ходит по улице с открытым лицом. Тогда отец сказал девушке надеть хиджаб, никаб и сходить за водой. Когда девушка пришла домой, отец спросил ее: «Дочь, расскажи мне кого ты видела на улице?» Девушка в подробностях описала все, что попало ей на глаза. На следующий день отец снова отправил дочь за водой и сказал ей надеть свою обычную одежду, не закрывающую лицо. Эти люди осудили его за это и начали критиковать, но имам не изменил своего решения. По приходу отец снова спросил дочь о том, что происходит на улице. Девушка ответила, что не видела ничего, ведь ей было стыдно даже глаза поднять. Эта история говорит о том, что в женщине должна быть совесть и скромность, которая и определяет чистоту ее помыслов. Надет на ней никаб или нет – не главное.
- Чтобы закольцевать нашу беседу, хочется вернуться к разговору о вашей поездке в Чечню. Грозный сегодня - одно из самых привлекательных туристическим мест во всей России. Как вы думаете, чего не хватает Забайкалью, чтобы достичь такого же уровня привлекательности?
- Люди в Чечне отличаются особенной гостеприимностью. Гость для чеченцев – это почетное звание. Они делают все, чтобы он остался доволен. В Забайкалье много красивейших мест, которые привлекают туристов. Нам не хватает только той самой чеченской гостеприимности. И культуры туризма. Людей, которые меня встречали в Грозном, я не знал и не видел прежде. Несмотря на это, они очень тепло меня встретили. И там ко всем гостям так относятся. Там не важно, откуда ты. Можно зайти в любой дом, тебя примут, накормят, напоят и дадут ночлег. Нам сложно в это поверить, но так и есть. В одном из кафе на завтраке мой родственник спросил у официантки, где можно купить четки. Она, не задумываясь, отдала ему свои. Менталитет забайкальцев, конечно, далек от чеченского, но и у нас люди, в большинстве своем, добрые и приветливые. Если забайкальцы будут относиться к гостям с еще большим вниманием – встречать, сопровождать, помогать – наш регион очень быстро станет одним из самых популярных туристических мест в России.