Коренные забайкальцы всегда отличались щедростью души. Следуя обычаям, бездетные люди почитали за счастье усыновить продолжателя рода. Но везло не всем, и для лишённых семейного счастья был придуман приют - благотворительное учреждение для призрения детей-сирот. Призревать, как объяснял Владимир Даль в своём «Толковом словаре», означало взять под покров свой и озаботиться нуждами ближнего. Так как «призревали» в старой Чите?
Приют имени императрицы
В администрации каждой губернии особое место занимал Приказ общественного призрения, председателем которого был сам губернатор.
Первый приют в Чите открылся по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва-Амурского. 15 июля 1860 года в деревянном здании на углу Иркутской и Большой улиц (ныне - Полины Осипенко и Ленина) своих первых воспитанников принял женский детский приют ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Было их тогда всего 12 человек, но для них помимо учебных классов организовали три спальни, молельню и столовую.
С 1885 по 1915 годы в этом приюте, называемом Мариинским, обучались 404 девочки в возрасте от шести до 14 лет из бедных семей без различия звания, вероисповедания, сословия и происхождения. Содержался приют на пожертвования читинских купцов. Из городской казны не поступало ни копейки.
Здание прослужило 50 лет, и горожанин и благотворитель Эммануэль Труфанов подарил на строительство нового сиротского дома 30 тысяч рублей, а городские власти отдали участок земли – в сосновом лесу на Новобульварной улице.
Денег не хватало, и тогда купец и меценат Дмитрий Васильевич Полутов согласился построить приют, поставив часть материалов за свой счёт. Здание было заложено 26 июня 1912 года, а осенью 1913-го уже приняло своих воспитанниц. В трёхэтажном доме с водяным отоплением и домашним водопроводом находилась церковь, классные комнаты, мастерская, ремесленный класс, столовая, спальня, кухня, баня, прачечная и разные служебные помещения.
Детям преподавались закон Божий, русский и церковно-славянский языки, чтение, арифметика, хоровое пение. Большое внимание уделялось обучению рукоделию и садово-огородным работам.
У руководства приютом и попечительского совета было много прекрасных идей, вплоть до открытия на его базе первого в России реального женского училища, но задумкам помешала война и революция. В 1921 году в здании Мариинского приюта разместился Центральный детский дом, а чуть позже – детская больница.
Арестантские дети
До 1918 года Забайкалье было основным местом ссылки на каторжные работы. За осуждённым добровольно отправлялась семья, и арестантские дети проходили все этапы, вращаясь среди уголовников и преступников. Немало их рождалось на этапе или в тюремном лазарете.
Из воспоминаний Алексея Кирилловича Кузнецова, одного из первых политзаключенных, бывшего в 1873 году старостой Карийского приюта, а впоследствии - читинского краеведа и музееведа:
«В грязном, душном помещении приюта находилось 45 мальчиков и девочек. Дети целый день ничем не заняты. Всякий старается развлекаться по-своему: самый обычный способ развлечения ругань и драки, сокрушенные скулы, зубы и синяки. Самое любимое удовольствие детей – заседание на кухне, где уголовные или ругаются или рассказывают свои кровавые похождения».
150 лет назад, 11 сентября 1865 года, знатные читинские дамы, жёны военных губернаторов, чиновников и купцов создали в городе Дамское попечительное отделение о тюрьмах, а позже инициировали открытие приюта для арестантских детей, который располагался в деревянных домах на углу улиц Енисейской (ныне Забайкальского рабочего) и Баргузинской – на этом месте сейчас школа №1.
Из отчета о работе попечительства за 1882 год: «Эти ни в чём не повинные существа должны по вине родителей своих испытывать их участь, переносить все невзгоды тюремной жизни. Жизнь между арестантами тяжело отзывается на детской впечатлительной натуре и, мало-помалу из них могут рождаться преступники, как отцы и матери. Попечительное отделение нашло необходимым образовать в Чите приют для арестантских детей». |
В приют принимались для постоянного проживания круглые сироты, оставшиеся после смерти родителей-арестантов, и временно - дети подсудимых, срочных и пересыльных арестантов на срок нахождения родителей в тюрьмах. Воспитывались здесь и дети, один из родителей которых заключен в тюрьму, а оставшийся на свободе не в силах был прокормить ребёнка.
Дети обучались в городском приходском училище, в свободное время занимались столярным и переплётным ремеслами, посещали церковь, катались в роликовом катке Митрофанова, пели в хоре. Их жизнь отличалась от жизни детей в обычных приютах только присутствием в комнатах надзирателя.
Содержался приют на средства государственного бюджета, городской казны и благотворительные пожертвования. Большие суммы дарила приютским детям жена читинского промышленника Мария Дионисовна Игнатьева, за что императорским указом была награждена золотой медалью для ношения на Аннинской ленте.
В 1917 году этот приют перевели в двухэтажное помещение дома Тимофея Семёновича Гладких на улице Бульварной (им. Бабушкина), а потом закрыли.
Дети нищие На Александровской улице (ныне Амурская – авт.) появилось много нищих детей. Редкие из них продают цветы, большинство же попрошайничают. Некоторые из них, приставая к проходящим и не получая подачки, ругаются. «Забайкальская новь», 29 июня 1914 г. |
Контингент Дома трудолюбия
Дети, имеющие отклонения в развитии, передавались из арестантских приютов в Дома трудолюбия. Такой дом был открыт в 1896 году на базе бывшей ночлежки на углу улиц Амурской и Благовещенской (ныне ул. Журавлёва). В отчете Читинского Дома трудолюбия за 1899 год отмечается: «Всё время находился в Доме трудолюбия 8-летний мальчик Кировский. Это ребёнок очень болезненный, горбатый, поступил из Читинского арестантского детского приюта. Родственников у него не имеется».
Ещё в отчёте говорится, что «в ноябре 1897 года на попечение Дома трудолюбия попали семеро малолетних: двое детей – мальчик 10 лет и девочка 7 лет, отобранные полицией от проезжавшего содержателя цирка за жестокое обращение, двое детей – мальчик 5 лет и девочка 10 лет – дети отставного солдата, два мальчика-бродяги и девочка Шипицина, которая за кражу была заключена в тюрьму».
Растление 27 октября проживающий в доме Игнатьева, на Сенной площади, Сатых Абдул-Саликов растлил девочку Наталью Г., не достигшую ещё и 10 лет. Саликов арестован и заключён под стражу. Дело направляется по суду. «Забайкальская новь», 30 октября 1913 г. |
Здесь подростки могли не только получить трудовое обучение, но и бесплатные обеды и кров. Они обучались по выбору ремеслам, а особо успевающие получали зарплату – три-пять копеек в день. Многих детей переселенцев и бродяг в дальнейшем за плату передавали по договоренности горожанам для временного или постоянного содержания.
Обучение сапожному мастерству Союзом увечных воинов принимаются для обучения сапожному ремеслу инвалиды, их дети и дети убитых на войне, а также сироты, находящиеся в приютах. Об условиях просьба обращаться: Александровская ул., Пассаж Второва, Комиссион. магазин Союза увечных воинов от 9 утра до 4 ч. дня. «Забайкальская новь», 6 февраля 1920 г. |
Смертность подкидышей – 90 процентов
Проблема подкидышей стара как мир. В старой Чите, как и по всей России, желающие избавиться от новорождённого, оставляли его на пороге церкви или частного дома.
С 1911 по 1921 годы на втором этаже Миссионерского училища на Новособорной площади, благодаря инициативе братства Кирилла и Мефодия, находился единственный в городе приют подкидышей - для зазорных, то есть незаконнорождённых и бездомных детей.
Приют был рассчитан на 30 человек, но проживало в нём гораздо больше. Существовал он только на средства благотворительности, но, тем не менее, ребятишки были сыты и ухожены. В апреле 1917 года в приюте находился 51 ребёнок, подкидышей – девять. А в феврале 1921-го, по данным краеведов, здесь было уже 70 детей, причем, запущенных и больных.
Вскоре приют подкидышей переехал в новый дом Животовского на улице Бульварной (ныне Бабушкина) и стал называться Домом ребёнка. «Забайкальский рабочий» 29 апреля 1925 года писал, что «смертность, которая к октябрю прошлого года достигла 90 проц. ввиду отсутствия материнского молока, сейчас понизилась до 20 проц. (на общественные средства наняты кормилицы). Содержание ребенка обходится в 30 руб. в месяц».
В 1928 году приют был ликвидирован.
«Дайте медный грошик, господин хороший…»
Семь лет кровопролитных войн – первой мировой и гражданской, революция, экономическая разруха и голод расшатали весь привычный уклад жизни, вышвырнули на улицы тысячи сирот, чьи родители погибли в этой заварухе или просто разбрелись по необъятной стране.
Потом список сирот дополнялся детьми раскулаченных, экспроприированных и расстрелянных при этом крестьян, жертвами засухи и неурожаев. В 1922 году в советской России было четыре миллиона беспризорных детей.
Как развлекались читинские безнадзорные? Например, ходили «бомбить вагоны». «Забайкальская новь» рассказывала, что результаты одной такой «бомбардировки» оказались довольно печальными: у старшего стрелочника Кузьмина, стоявшего на стрелке с сигнальным флажком в руках, проломлена голова в трёх местах и причинены поранения подъездному смазчику, находившемуся во время «бомбардировки» на площадке вагона. К месту происшествия была вызвана жандармская полиция. Участники «бомбардировки» спаслись бегством…»
Хулиганство На Чите-1, по Нагорной улице, часто подростки и взрослые ребята занимаются хулиганством, в особенности некто Федька Сидоров. Он является главарем хулиганствующих ребят и часто затевает драки, пуская в ход ножи. По этой улице становится небезопасно ходить даже днём, так как хулиганы не прочь посчитать ребра случайным прохожим. Необходимо принять меры против хулиганов. «Забайкальский рабочий», 26 апреля 1925г. |
18 августа 1925 года наблюдательный корреспондент «Забайкальского рабочего» сообщал читателям, как в Чите-посёлке «ребята от 8 до 14 лет приноровились особым приёмом, посредством палочки, вытаскивать из кармана деньги» у спящих пьяных мужчин. «Печально становится, когда видишь, что хулиганство, детская преступность процветают, прогрессируют вовсю», - вздыхал «забрабовец»…
Хулиганство среди беспризорных Детская социальная инспекция выяснила, что в общественных местах и около них (кино, театры и т.п.) хулиганят, главным образом, не беспризорные, а безнадзорники. Руководят хулиганством особые вожаки. Более злостные из них будут отправлены в Иргенскую трудовую колонию. Как мера борьбы на общих собраниях родителей в школах проводятся беседы на тему о хулиганстве. На конференции школ по двухнедельнику помощи беспризорным вопрос о хулиганстве среди детей будет включен в повестку дня. «Забайкальский рабочий», 19 января 1926 г. |
Большинство читинских беспризорников были рецидивистами. Это первое поколение, которое, чтобы выжить, вступило почти в полном составе в откровенное столкновение с законом. Они создали свою мораль, идеологию, законы и костяк воровского мира, заявившего о себе во весь голос в середине тридцатых и в послевоенные годы.