Что кроется за бодрыми отчётами кормчих нашего региона?
Создаётся впечатление, что руководители Забайкальского края не видят реальных путей выхода из кризиса, но, словно циркачи, жонглируют цифрами и так и этак, чтобы показать мнимые «достижения» в социально-экономической сфере. Но при этом вконец запутались и противоречат друг другу.
Всё смешалось в доме Ильковского
Приукрашивание положения вещей уже давно вошло в систему и, на мой взгляд, стало ещё больше доминировать в работе нынешнего регионального правительства по сравнению с предыдущим. Понять не трудно: представить дело лучше, чем оно есть на самом деле – занятие заманчивое. Но оно столь же и бесполезное, а в ряде случаев даже вредное.
Вот недавно в эфире телеканала «Альтес» наш губернатор Константин Ильковский не без гордости произнёс: «Мы в отличие от половины субъектов РФ не допустили снижения налоговых доходов. За 10 месяцев прирост налогов к уровню прошлого года составил 6% — у нас экономика работает. Прирост идёт почти по всем налогам, и НДФЛ даёт плюсик, и налог на имущество, и налог на добычу полезных ископаемых».
Вот такая розовая картина. Считать прирост налоговых поступлений к уровню сверхпровального прошлого года – занятии не самое честное и плодотворное. Но самое главное- это ни о чём не говорит. Нашим гражданам, особенно тем категориям, что подпадают под социальную поддержку и работникам бюджетной сферы, это, к сожалению, не прибавляет оптимизма в получении пособий и заработной платы – задержки как были, так и остались. Более того, ни «плюсик» в НДФЛ, ни любой другой плюсик не смягчает отчаянного положения в бюджетной сфере, что непосредственно сказывается на благосостоянии забайкальцев.
И ещё: как это высказывание вяжется с тем, что говорят помощники губернатора? Ещё в октябре заместитель министра финансов края Вера Антропова докладывала, что на 1 октября доходы краевой казны составили 32,2 миллиарда рублей (73% к плану), расходы – 37,7 миллиарда рублей (78% к плану), а дефицит составил 5,5 миллиарда рублей. Неисполнение годовых бюджетных назначение уже тогда оценивалось в объеме 2,5 миллиарда рублей, в том числе за счет снижения поступлений налога на прибыль (714,6 миллиона рублей), налога на доходы физических лиц (более одного миллиарда рублей) в связи с замедлением темпа роста фонда заработной платы, сокращением численности работающих, ростом имущественных и социальных вычетов – вот тебе и губернаторский «плюсик»!. А расходы по сравнению с прошлым годом увеличились почти на 3 миллиарда рублей - в основном, за счет увеличения затрат на зарплату, а также в связи с погашением кредиторской задолженности 2014 года, выплат на ОМС неработающего населения и выплат многодетным семьям. Финансист не была столь оптимистична, как губернатор, и на вопрос, как регион будет выходить из положения, неуверенно произнесла: «Сейчас одна задача – определить источники по заработной плате, все остальное – по возможности. Может, федерация окажет какую-то помощь…».
В то же время министр экономического развития края Сергей Новиченко озвучил ещё более тревожные цифры: «На выплаты зарплат бюджетникам в 2015?г. краю не хватает 3,4 млрд. руб.». Он же не был оптимистичен и в налоговых поступлениях и отметил: «Происходит снижение ежегодного поступления собственных налоговых и неналоговых доходов, которые реализуются с отставанием на 4 миллиарда рублей к годовым бюджетным назначениям. В итоге фактически ожидаемая кредиторская задолженность на конец года составит 9,3 миллиарда рублей».
Ситуация усложняется тем, что, по словам министра, возможности по привлечению бюджетных и коммерческих кредитов исчерпаны, так как они ограничены объёмом госдолга, и необходима поддержка за счёт средств федерального бюджета в виде дотации, «поскольку возможности возврата любого кредита у региона тоже нет». Поэтому по расчётам Минфина средняя зарплата в России будет снижена на 12,6%. И только при этом министерство экономического развития РФ готово поддержать Забайкальский край в части выделения в 2015 году 4,3 миллиарда рублей на обеспечение кассового разрыва по заработной плате.
Вот тебе, бабушка, и «плюсик», о котором говорил наш губернатор.
Стройка на песке
Насчёт того, что «экономика у нас работает», как сообщил Константин Константинович в прямом эфире, стоит заметить, что предмета для гордости тоже мало. Как она работает? В октябре, например, индекс промышленного производства к предыдущему месяцу составил 98,9%, а с учётом инфляции объёмы упали и за 10 месяцев по сравнению с тем же периодом прошлого года. Снижение производства наблюдается почти по всем видам деятельности, кроме добычи полезных ископаемых. В январе-сентябре сальдированный финансовый результат организаций в действующих ценах сложился отрицательный и составил 15 млрд.167,2 млн. рублей (в январе-сентябре 2014 года составлял 11млрд. 881,5 млн.). Доля убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. увеличилась на 8,3% и составила 45% в общем числе организаций. Откуда же взяться увеличению налоговых поступлений?
Ещё хуже положение в сельском хозяйстве – объёмы производства там за 10 месяцев по сравнению с прошлогодним показателем составили 97,2%. Оборот оптовой торговли организаций края в январе-октябре уменьшился на 12,4%. За этот же период населению продано товаров на 10,1% меньше, чем в январе-октябре 2014 года. Уменьшился и оборот общественного питания. Это прямой результат снижение реальных доходов населения.
Собственно, бюджет сегодня строится, словно дом на песке, без твёрдого экономического фундамента, поэтому он и разваливается. Это заставляет наших доблестных кормчих края сокращать зарплату в бюджетной сфере, урезать (даже с нарушением закона) социальные выплаты, оскорбляя, тем самым, ветеранов и иных заслуженных людей. И всё время наши региональные чиновники просят у федерального правительства дополнительной финансовой помощи, ставя именно это «дело» во главу угла своей работы. Иного источника денег они не видят, поскольку уже и коммерческие банки нашему региональному правительству не верят и в долг не дают.
Между тем, собственная обрабатывающая промышленность, в том числен пищевая, находится в плачевном состоянии и никто никаких мер не принимает, чтобы наладить в регионе производство даже элементарных продуктов питания. Всё приходится завозить из других регионов, что удорожает продукцию. Цены постоянно ползут вверх. Только за период с 9 по 16 ноября в крае прирост цен на помидоры составил 1,8%, на пшеничную муку – 1,4%, на капусту – 1,1%, на хлеб – 1%, на куриные яйца– 0,7% на картофель, молоко 2,5% и т.д. А ведь те же овощи, картошка - это не ананасы и бананы, и выращивать, обрабатывать их вполне можно в регионе в достаточном количестве, не допуская роста цен.
Конечно, на всё это влияют и объективные кризисные явления. Но вот что настораживает: во всех отчётах, публичных выступлениях губернатора, его замов, наших министров рефреном звучат или надуманные сведения о несуществующих успехах, или их постоянные экивоки на федеральное правительство, которое что-то должно, даже обязано нам дать. Людям морочат голову насчёт разных кластеров и ТОРов. Вот и в упомянутом выступлении губернатора тоже всё заслонило его ссылки на призрачное увеличение в бюджет налоговых поступлений, которого нет, и требование к федеральному правительству увеличить, как он сказал, «финансирование регионов более чем в 1,5 раза — с 660 миллиардов до 1 триллиона рублей».
Хотеть, как говорится, не вредно. Что-то сделать для увеличения собственных доходов – сложнее. Но, думается, при нынешнем состоянии экономики страны и внешних факторов – это единственный путь.
Владимир Тихомиров